Напоминание

"Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов на уроках химии"


Автор: Кудина Жанна Леонидовна
Должность: учитель химии, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МДОУ "Школа № 90 г.Донецка"
Населённый пункт: город Донецк, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов на уроках химии"
Раздел: среднее образование





Назад




Исследовательская деятельность учащихся

как средство достижения метапредметных результатов на уроках химии

Кудина Ж.Л.,

учитель химии

МБОУ «Школа № 90 г. Донецка»

Учение есть совместное исследование,

проводимое учителем и учеником.

С. Л. Рубинштейн

Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это

высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость,

креативность, качества лидера, а главное –

умение ориентироваться в

большом потоке информации.

Для современного учителя важно не столько дать ребенку как можно

больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное

и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение

учиться.

Метапредметность - тот принцип, на основе которого создается новое

содержание образования. Внедрение метапредметного подхода:

-

решает проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных

научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов

-

обеспечивает целостность развития учащегося, преемственность всех

ступеней образовательного процесса

-

требует изменения предметного содержания образования: знания – не

сведения для запоминания, а для осмысленного использования в своей

практической деятельности.

-

позволяет педагогу работать творчески, на перспективу; выступать в

качестве партнера, тьютора.

По мнению А. В. Хуторского, «включение метапредметности в

общеобразовательные

стандарты,

является

прогрессивным

шагом».

В

принятом

Государственном

образовательном

стандарте

наряду

с

предметными и личностным результатами, введена такая группа достижений

как метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися

межпредметных понятий и универсальных учебных действий. В новых

стандартах

метапредметным

результатам

уделено

особое

внимание,

поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку

учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается

каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро

меняющегося общества.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит

сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных

универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые

направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов

строится вокруг умения учиться. Эффективным инструментом достижения

метапредметных результатов может быть использование современных

образовательных технологий, в которых за основу положен системно-

деятельностный подход, например проектный и исследовательские методы

обучения.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно

является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие

личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в

высшей школе, в науке. Если в науке главной целью является производство

новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в

приобретении

учащимся

функционального

навыка

исследования

как

универсального способа освоения действительности, развитии способности к

исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции

учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно

новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми

и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательская

деятельность

относится

к

инновационным

педагогическим

технологиям,

имеющим

огромный

образовательный

потенциал, которые:

-

формируют

самостоятельность

в

добывании

знаний

и

исследовательские навыки,

-

воспитывают научное мировоззрение,

-

усиливают положительную мотивацию в обучении,

-

развивают личности школьника, ее творческие и интеллектуальные

возможности.

Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и

формированию метапредметных компетенций, достижению метапредметных

результатов обучения, которые в основной школе состоят из:

-

освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных

учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),

-

способность

их

использования

в

учебной,

познавательной

и

социальной практике,

-

самостоятельность

планирования

и

осуществления

учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и

сверстниками,

-

построение индивидуальной образовательной траектории.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных

результатов является защита итогового индивидуального проекта.

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ - это "пять П":

проблема

планирование

поиск информации

продукт

представление результатов

Индивидуальный

исследовательский

проект

-

особая

форма

организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный

проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством

учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких

изучаемых

учебных

предметов,

курсов

в

любой

избранной

области

деятельности (рисунок 1).

Рис.1. Взаимодействие «учитель-ученик»

в ходе исследовательской деятельности

Основная идея

1.

Ученики сами формулируют проблему, или учитель ставит перед ними

проблему (предоставляется ли проектное задание);

2.

Ученики самостоятельно создают план решения проблемы или

выполнения проектного задания;

3.

Ученики решают, где и как искать информацию;

4.

Ученики выдвигают гипотезу, планируют возможные пути и способы

ее проверки (проведение исследования);

5.

Ученики

выполняют

проектное

задание

(исследование),

документируют его, прорабатывают результаты (делают выводы из

исследования);

6.

Ученики планируют продукт проекта, то есть избирают форму

представления результатов исследования, проектируют этот продукт,

предназначенный для конкретной целевой аудитории, на решение

проблемы которой направлен проект;

7.

Ученики презентуют свой продукт целевой аудитории.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся

1.

Элементы исследования в рамках учебных предметов

2.

Предметы в рамках базисного компонента

3.

Элективные курсы – школьный компонент

4.

Группы дополнительного образования

СОтрудничество

СОавторство

СОтворчество

Задает вопросы,

советуется

Консультирует,

направляет,

советует

5.

Общешкольный проект

6.

Экскурсия

7.

Поход или экспедиция

8.

Конференция

9.

Конкурс

10.Другое

Преимущества:

поощрение учеников к поиску, проведению исследований в учебной

деятельности и развитие навыков мышления высших уровней;

повышен уровень охватывания всех учеников работой в проекте,

умение полагаться на себя, улучшение их отношения и рост мотивации

к учебе;

академические результаты учебы учеников аналогичных или же даже

выше результатов, достигнутых при учебе за другими методами и

технологиями;

ученики, которые задействованы в учебных проектах, берут на себя

большую ответственность за свою учебу, чем во время выполнения

традиционных упражнений и заданий;

возникают возможности развить более сложные навыки: навыки

мышления высших уровней, решения проблем, сотрудничества и

эффективных коммуникаций;

появляется доступ к более широкому спектру возможностей в процессе

учебы и всестороннего привлечения учеников, которые имеют разные

особенности развития и стили учебы.

В ходе исследовательской деятельности учащихся происходит:

-

Активизация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся,

то

есть

проектирования,

развитие

исследовательских

умений

и

навыков:

выявление

и

постановка

проблемы,

формулирование

гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и

их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и

выводов, рецензирование работы, защита проекта.

-

Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской

культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение

главного; сравнение; обобщение и систематизация;

определение и

объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение,

умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и

другими источниками информации; умений и навыков, связанных с

культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских

умений и навыков.

-

Развитие

коммуникативной

культуры

и

навыков

публичного

выступления,

ведения

диалога;

развитие

умения

обобщать

и

систематизировать информацию большого объёма, связывая её со

своим личным опытом; формирование умения работать сообща на

единый результат.

-

Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому

человеку, точке зрения, позиции.

Результаты выполнения исследовательского проекта

-

сформированность

навыков

коммуникативной,

учебно-

исследовательской деятельности, критического мышления;

-

способность

к

инновационной,

аналитической,

творческой,

интеллектуальной деятельности;

-

сформированность

навыков

проектной

деятельности,

а

также

самостоятельного применения приобретённых знаний и способов

действий при решении различных задач, используя знания одного или

нескольких учебных предметов или предметных областей;

-

способность

постановки

цели

и

формулирования

гипотезы

исследования,

планирования

работы,

отбора

и

интерпретации

необходимой

информации,

структурирования

аргументации

результатов исследования, презентации результатов.

Как писал В. А. Хуторской «Выполняя научное исследование, любой

человек приобретает навыки самостоятельного творчества, которые будут

полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это

будет не наука».



В раздел образования