Автор: Кудина Жанна Леонидовна
Должность: учитель химии, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МДОУ "Школа № 90 г.Донецка"
Населённый пункт: город Донецк, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов на уроках химии"
Раздел: среднее образование
Исследовательская деятельность учащихся
как средство достижения метапредметных результатов на уроках химии
Кудина Ж.Л.,
учитель химии
МБОУ «Школа № 90 г. Донецка»
Учение есть совместное исследование,
проводимое учителем и учеником.
С. Л. Рубинштейн
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это
высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость,
креативность, качества лидера, а главное –
умение ориентироваться в
большом потоке информации.
Для современного учителя важно не столько дать ребенку как можно
больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное
и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение
учиться.
Метапредметность - тот принцип, на основе которого создается новое
содержание образования. Внедрение метапредметного подхода:
-
решает проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных
научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов
-
обеспечивает целостность развития учащегося, преемственность всех
ступеней образовательного процесса
-
требует изменения предметного содержания образования: знания – не
сведения для запоминания, а для осмысленного использования в своей
практической деятельности.
-
позволяет педагогу работать творчески, на перспективу; выступать в
качестве партнера, тьютора.
По мнению А. В. Хуторского, «включение метапредметности в
общеобразовательные
стандарты,
является
прогрессивным
шагом».
В
принятом
Государственном
образовательном
стандарте
наряду
с
предметными и личностным результатами, введена такая группа достижений
как метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися
межпредметных понятий и универсальных учебных действий. В новых
стандартах
метапредметным
результатам
уделено
особое
внимание,
поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку
учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается
каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро
меняющегося общества.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит
сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые
направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов
строится вокруг умения учиться. Эффективным инструментом достижения
метапредметных результатов может быть использование современных
образовательных технологий, в которых за основу положен системно-
деятельностный подход, например проектный и исследовательские методы
обучения.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно
является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие
личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в
высшей школе, в науке. Если в науке главной целью является производство
новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в
приобретении
учащимся
функционального
навыка
исследования
как
универсального способа освоения действительности, развитии способности к
исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции
учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно
новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми
и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Исследовательская
деятельность
относится
к
инновационным
педагогическим
технологиям,
имеющим
огромный
образовательный
потенциал, которые:
-
формируют
самостоятельность
в
добывании
знаний
и
исследовательские навыки,
-
воспитывают научное мировоззрение,
-
усиливают положительную мотивацию в обучении,
-
развивают личности школьника, ее творческие и интеллектуальные
возможности.
Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и
формированию метапредметных компетенций, достижению метапредметных
результатов обучения, которые в основной школе состоят из:
-
освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных
учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
-
способность
их
использования
в
учебной,
познавательной
и
социальной практике,
-
самостоятельность
планирования
и
осуществления
учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками,
-
построение индивидуальной образовательной траектории.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального проекта.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ - это "пять П":
•
проблема
•
планирование
•
поиск информации
•
продукт
•
представление результатов
Индивидуальный
исследовательский
проект
-
особая
форма
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых
учебных
предметов,
курсов
в
любой
избранной
области
деятельности (рисунок 1).
Рис.1. Взаимодействие «учитель-ученик»
в ходе исследовательской деятельности
Основная идея
1.
Ученики сами формулируют проблему, или учитель ставит перед ними
проблему (предоставляется ли проектное задание);
2.
Ученики самостоятельно создают план решения проблемы или
выполнения проектного задания;
3.
Ученики решают, где и как искать информацию;
4.
Ученики выдвигают гипотезу, планируют возможные пути и способы
ее проверки (проведение исследования);
5.
Ученики
выполняют
проектное
задание
(исследование),
документируют его, прорабатывают результаты (делают выводы из
исследования);
6.
Ученики планируют продукт проекта, то есть избирают форму
представления результатов исследования, проектируют этот продукт,
предназначенный для конкретной целевой аудитории, на решение
проблемы которой направлен проект;
7.
Ученики презентуют свой продукт целевой аудитории.
Формы организации исследовательской деятельности учащихся
1.
Элементы исследования в рамках учебных предметов
2.
Предметы в рамках базисного компонента
3.
Элективные курсы – школьный компонент
4.
Группы дополнительного образования
СОтрудничество
СОавторство
СОтворчество
Задает вопросы,
советуется
Консультирует,
направляет,
советует
5.
Общешкольный проект
6.
Экскурсия
7.
Поход или экспедиция
8.
Конференция
9.
Конкурс
10.Другое
Преимущества:
•
поощрение учеников к поиску, проведению исследований в учебной
деятельности и развитие навыков мышления высших уровней;
•
повышен уровень охватывания всех учеников работой в проекте,
умение полагаться на себя, улучшение их отношения и рост мотивации
к учебе;
•
академические результаты учебы учеников аналогичных или же даже
выше результатов, достигнутых при учебе за другими методами и
технологиями;
•
ученики, которые задействованы в учебных проектах, берут на себя
большую ответственность за свою учебу, чем во время выполнения
традиционных упражнений и заданий;
•
возникают возможности развить более сложные навыки: навыки
мышления высших уровней, решения проблем, сотрудничества и
эффективных коммуникаций;
•
появляется доступ к более широкому спектру возможностей в процессе
учебы и всестороннего привлечения учеников, которые имеют разные
особенности развития и стили учебы.
В ходе исследовательской деятельности учащихся происходит:
-
Активизация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся,
то
есть
проектирования,
развитие
исследовательских
умений
и
навыков:
выявление
и
постановка
проблемы,
формулирование
гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и
их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и
выводов, рецензирование работы, защита проекта.
-
Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской
культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение
главного; сравнение; обобщение и систематизация;
определение и
объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение,
умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и
другими источниками информации; умений и навыков, связанных с
культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских
умений и навыков.
-
Развитие
коммуникативной
культуры
и
навыков
публичного
выступления,
ведения
диалога;
развитие
умения
обобщать
и
систематизировать информацию большого объёма, связывая её со
своим личным опытом; формирование умения работать сообща на
единый результат.
-
Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому
человеку, точке зрения, позиции.
Результаты выполнения исследовательского проекта
-
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-
исследовательской деятельности, критического мышления;
-
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
-
сформированность
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
-
способность
постановки
цели
и
формулирования
гипотезы
исследования,
планирования
работы,
отбора
и
интерпретации
необходимой
информации,
структурирования
аргументации
результатов исследования, презентации результатов.
Как писал В. А. Хуторской «Выполняя научное исследование, любой
человек приобретает навыки самостоятельного творчества, которые будут
полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это
будет не наука».