Автор: Коновалова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Каховские ромашки "
Населённый пункт: г. Москва Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль воспитателей в социальной адаптации детей-сирот"
Раздел: дошкольное образование
Роль воспитателей в социальной адаптации детей-сирот
Коновалова Надежда Ивановна
Воспитатель ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки» г. Москва
Профессиональное обучение
Проблема сиротства в России всегда была актуальной. Без поддержки государства
и общества дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не способны
решить проблему жизнеустройства самостоятельно. Под жизнеустройством понимается
создание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нормальных
условий для физического, психического и духовного развития, защита их прав и законных
интересов в замещающей семье (семье усыновителя, опекунской, приемной или
патронатной семье) или государственном учреждении для детей, оставшихся без
попечения родителей.
В настоящее время активно формируется на всех уровнях общественной жизни и
государственного управления понимание, что каждый сирота нуждается в помощи,
которая не должна ограничиваться лишь помещением его в специализированное детское
учреждение, где есть еда, медицинская помощь, одежда и опека и попечение. Ведь
каждый ребенок имеет право на качественную жизнь и полноценное в семейных условиях
детство.
Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности,
обеспечивающие
психологическую
устойчивость,
нравственные
ориентации,
жизнеспособность
и
целеустремлённость.
Эти
духовные
качества
личности
не
развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви,
когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и
радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться
самому. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы
социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его
общения с окружающими людьми, его личные успехи.
Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников учреждения интернатного
типа не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишенных родительских прав.
Стало массовым явление социального сиротства - это дети-сироты при живых родителях.
К ним относят детей, проживающих в условиях безнадзорности и беспризорности. Если
раньше речь шла о социальном сиротстве, то это касалось только неблагополучных семей,
например, пьянствовали родители, то сейчас к этой категории относятся семьи из
наркоманов, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в том числе и семьи с
отрицательным
психологическим
климатом
и
неблагополучной
эмоциональной
атмосферой при внешнем благополучии. Рост числа разводов является одним из факторов,
неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где
воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака,
дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска.
К ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.
Поэтому большое значение имеет воспитательная работа по формированию
отношения детей к кровным родителям. Педагогу нужно помнить, что в становления
самосознания ребенка огромную роль играет тот образ родителей, который он создал. В
сознании ребенка этот образ ассоциируется с чем-то интимно-личностным, идеальным и
неприкосновенным. Память о родителях и мечты о встрече с родной семьей являются
самыми значимыми в развитии ребенка. Поиск родителей, стремление ребенка найти свои
корни, частые побеги к ним - все это сопряжено с ответами на главные вопросы, которые
постоянно волнуют детей: «Кто мои родители? Похож ли я на них? Почему они меня
бросили?»Установлено, что для детей-сирот характерно переживание чувства вины за
собственное сиротство (я плохой, поэтому меня бросили), трансформирующееся в чувство
обиды (они плохие, потому что меня бросили). Поэтому основным результатом
взаимодействия между воспитанниками и родителями должно стать изменение позиции
ребенка по отношению к причинам собственного пребывания в учреждении (я живу в
детском доме, потому что мои родители не смогли справиться с трудностями). Перевод
внутреннего конфликта из эмоциональной сферы в рационально-объяснительную
позволит ребенку поставить перед собой задачу стать более успешным, чем его родители.
Побеги к родителям, которых лишили родительских прав, - сигнал о том, что
представления детей далеки от реальности, что у них в сознании живет надежда на
воссоединение, идет своеобразная проверка тех доводов, о которых ему твердят взрослые
или которые он придумал сам.
Одним из ключевых компонентов модели профилактики социального сиротства и
развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является
переход от интернатного воспитания в детских домах к созданию центров содействия
семейному воспитанию (далее - ЦССВ). В условиях ЦССВ возможно комплексно
оказывать помощь различным категориям детей, находящимся в трудной жизненной
ситуации (воспитывающихся в условиях кровной или замещающей семейной заботы или в
условиях семейных групп ЦССВ). В каждом центре создаются условия, приближенные к
проживанию в обычной семье. Семейное воспитание детей в условиях интернатного
учреждения - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем
воспитательного процесса.
Центр содействия семейному воспитанию – это маленькое государство, где у
каждого сотрудника свои обязанности и, соответственно, профессиональные навыки.
Поэтому воспитанники могут видеть, как работают люди той или иной профессии, что
нужно делать каждый день, чтобы дети могли жить в своем доме в комфортных условиях.
Педагогический коллектив центра
должен стремиться к выработке единой
стратегии по отношению к родителям, тем более что большинство детей их имеет. Роль
родственников ребенка в процессе взаимодействия с центром должна
оговариваться
заранее, но, как правило, она не является заместительной, то есть не заменяет
родительские функции. Важно, чтобы ребенок осознал для себя позицию родственников, с
которыми центр также может поддерживать доброжелательную, информативную связь.
Ребенок может ходить к ним в гости, приезжать на каникулы, писать письма, звонить и
т.д. Эта связь оказывает на ребенка воспитывающее влияние и является важным фактором
социализации, так как он извлекает из нее информацию о семье: роли отца и матери,
распределение обязанностей, месте детей в семье и многое другое, что необходимо знать
воспитаннику при создании своей семьи.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменят никакие педагоги,
никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим
поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а
создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться,
несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую
трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение
социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное
представление о семье.
Необходимо готовить выпускников к встрече с родителями, акцент при этом
должен быть сделан на его личностных ресурсах, на том, что ему можно рассчитывать
только на себя и уметь противостоять пагубному влиянию. Такая работа становится
жизненно необходимой для будущего социальных сирот.
Важнейшим звеном системы является воспитательная работа, которая в комплексе с
учебной работой, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы
расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребенка.
Главными идеями организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами
являются:
опора
на
потенциалы
каждого
ребенка,
создание
условий
для
его
самореализации, раскрытия всех его возможностей. Для ребенка, который воспитывается
в центре, наиболее значимыми объектами социализации являются коллектив, сверстники,
воспитатели и т.п.
Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты,
решаются с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять
участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. В связи с этим
своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие
мер к их защите весьма актуальные проблемы, которые требуют изучения.
Самое главное для педагога – максимально подготовить детей к самостоятельной
жизни, дать им навыки, которые помогут пойти на сопровождаемое проживание, а потом
и в самостоятельную жизнь.
Жизнь в центре в силу известных обстоятельств вынуждает детей постоянно
находиться «на публике». Жестко регламентирован и режим проживания - когда
воспитанникам следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать, задает
воспитаннику необходимость исполнять четко очерченные социальные роли (ученика,
воспитанника). Длительное время, находясь в рамках этих ролей, ребенок теряет
способность
к
проявлению
собственной
индивидуальности
и
к
свободному
самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе.
Особого внимания требует организация личного пространства ребенка, когда
воспитанник может уединиться, оформить свое личное место.
С некоторой долей
условности личным пространством можно счесть тумбочку с личными вещами, порядок и
содержимое которой контролируется воспитателем
.
Важно обеспечить индивидуальный
темп и режим проживания, предоставить возможность самостоятельно регулировать ритм
и частоту контактов со средой в соответствии с потребностями ребенка, сохранять
границы собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного
пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.
Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата «доверия к миру», без
которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших качеств
личности, как самостоятельность, инициативность, социальная компетентность, умение
трудиться и т.п. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему
социальных отношений могут быть самыми различными, но, прежде всего, они связаны с
неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет к ним
их окружение. На успешность социальной адаптации воспитанников центра влияет
уровень их образовательной подготовки, уровень владения ими социально - бытовыми
навыками и особенности их психического развития, сформировавшиеся у них за время
пребывания в «сиротском учреждении». Личностная позиция, проявляющаяся в опеке и
стремлении заменить родителей, делает воспитанников несамостоятельными.
Главное условие успеха – участие ребят в ежедневной разнообразной практической
деятельности.
Эффективность
подготовки
школьников
к
жизни
через
систему
внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и
воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга.
Особенно большое значение для социально - бытовой ориентировки имеет работа с
детьми, которые приходят в центр в младшие группы, и не имеют элементарных навыков
самообслуживания. В этом направлении воспитателями младших групп ведется большая,
кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания.
Положительное влияние на взаимоотношения детей оказывает также и организация
совместной
деятельности
старших
и
младших
детей.
Она
возникает
стихийно,
инициируется самими детьми или организуется педагогами.
Основной
целью
воспитателя,
работающего
с
детьми-сиротами,
является
формирование самостоятельной зрелой личности, то есть личности, способной творчески
реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и
совершенствование
всех
человеческих
сфер
ребенка,
составляющих
основу
его
индивидуальности
(интеллектуальной,
мотивационной,
эмоциональной,
волевой,
предметно-практической, сферы само регуляции).
Приоритетными задачами воспитания детей-сирот являются те задачи, которые
обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений:
духовной, экономической, политической. Особенно важно и сложно в условиях ЦССВ
обеспечить социальную грамотность сирот, подготовить их к семейной жизни, трудовой
деятельности, выбору профессии, сформировать нравственные ценностные ориентации.
Педагогу надо иметь в виду и тот очевидный факт, что выпускник центра должен
возвращаться по месту своей прописки, то есть в ту среду, из которой его когда-то изъяли,
к своим кровным родителям. Известно также и то, что многие выпускники, так или иначе
повторяют путь своих родителей. Поэтому для воспитателей, работающих с социальными
сиротами, становится крайне важным не только выработать у ребенка правильную
установку по отношению к своим родителям, которая адекватно (без ненависти и
излишней идеализации) отражала бы реальное состояние проблемы, но и подготовить его
к встрече с этой реальностью.
Особого внимания педагогов центра требует развитие взаимодействия со школой,
где обучаются их воспитанники. Целесообразно, если позволяют условия, направлять
воспитанников
в
разные
школы,
чтобы
они
могли
чувствовать
себя
более
самостоятельными и автономными, осваивать различный опыт общения, деятельности
этих школ, обогащать тем самым опыт своего центра. Педагогам этих учреждений
необходимо обеспечить взаимную информированность о делах школы, центра, об
особенностях, успехах, проблемах воспитанников, взаимную помощь в решении проблем,
в
продвижении
и
развитии
детей.
Целесообразно
проведение
совместных
педконсилиумов, педсоветов с участием воспитателей центра, учителей, педагогов школ,
работающих с воспитанниками.
Важно расширять сферу жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с
окружающим
миром,
людьми,
изменять
место
и
условия
проживания
детей.
Комплексными средствами для решения этих проблем являются экскурсии, путешествия,
походы, поездки в другие районы, регионы страны, а также временные детские
объединения, которые создаются на базе оздоровительных центров, прежде всего в
каникулярное время. Здесь дети узнают, осваивают отличные от центра традиции, нормы,
иную систему взаимоотношений, своеобразный ритм и характер жизнедеятельности,
разнообразие
общения
с
новыми
людьми,
детьми
из
семей,
обогащаются
их
представления о жизни, окружающем мире.
Открытость Центра содействия семейного воспитания местному сообществу,
многообразие
его
социальных
связей,
активность
педагогов
в
организации
взаимодействия с социальными институтами и учреждениями, использовании их
воспитательного потенциала создают такую воспитательную систему центра, которая
обеспечивает его выпускникам высокий уровень социализации, формирование социально
зрелой личности.
Исходя из этого, наш педагогический коллектив совместно с администрацией
приложили немало усилий создать условия для решения этих непростых задач по
успешной социализации (адаптации) воспитанников к новым условиям проживания – в
ЦССВ.
В заключение мне хотелось бы выделить общие рекомендации по организации
взаимодействия с воспитанниками Центра содействия семейного воспитания:
1.
принимать ребенка-сироту таким, какой он есть, быть «на стороне ребенка», не
пытаться сравнивать его с другими детьми;
2.
каждый ребенок из центра имеет большой творческий потенциал, педагогу нужно
создать условия для его проявления;
3.
использовать
индивидуальный
подход
к
каждому,
лучше
не
предъявлять
требований группе детей («центр - это «мы»);
4.
сотрудничать с лидером;
5.
привлекать воспитанников к организации дел, а не к участию, ставить в активную
позицию;
6.
при организации дел четко распределять между детьми функции, распределять
обязанности, создавать «поле ответственности»;
7.
при организации деятельности обозначать конкретные результаты и разъяснять
детям их полезность;
8.
дети не любят перемен, изменений, новшеств, поэтому предлагать идеи лучше
опосредованно (через лидера, других детей), через совместное целеполагание;
9.
доминирующими методами воспитательной работы являются: индивидуальная
беседа, просьба о помощи, авансирование доверием, поручение, использование
косвенных и опосредованных требований, переключение внимания;
10. при
выборе
содержания
и
форм
организации
воспитательной
работы
предпочтительны те, которые способствовали бы развитию субъектности ребенка,
например, формы, связанные с включением детей в трудовую деятельность,
самообслуживанием
и
самоорганизацией;
проекты
«Школа
выживания»,
веревочные
тренинги,
экспедиции
(семейно-этнографические,
краеведческие,
военно-патриотические); волонтерская работа (оказание помощи нуждающимся
людям: престарелым, инвалидам, одиноким людям, животным) и др.
Список использованной литературы
1.
Опыт
и
проблемы
жизнеустройства
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечительства, в современных условиях. / Осадчая и др.; под ред. академика РАН В. И.
Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2009.
2. Семья, дети: факты и проблемы. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. –
2008 – № 11.
3. Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. – М., 1960.
4. Комков С. Н. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика –
2005. – № 1.
5. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей: /Учеб.-метод. пособ./ Под ред. Г. И.
Климантовой М.: Изд-во РГСУ, 2015 - 192 с.
6. Прихожан А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - СПб.: Питер,
2010. - 400 с.
7. Павлова В. В. Дети-сироты как одна из наиболее острых проблем общества / В. В.
Павлова, Н. М. Эверстова, Л. И. Афанасьева // Успехи соврем. естествознания. - 2011 - № 8
8. Перевозчикова П. К. Состояние здоровья детей - сирот и возможности их реабилитации
в учреждениях интернатного типа /Н. К. Перевозчикова, Е. Д. Басманова, А. Л.
Айнетдинова // Российский педиатрический журнал. - 2009 - № 3. - 10-13 с .
9. Перевощикова Н. К. Состояние здоровья детей в приемных семьях /Н. К.
Перевощикова, Н. К. Данилина // Комплексное сопровождение устройства детей -сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи: информ. - метод. сб. -
Кемерово, 2010.
10. Присяжная П. В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство /Н. В. Присяжная //
Социологические исследования. - 2009. - № 11(283). - 54-63 с.