Напоминание

Протоколы психодиагностического обследования как инструмент педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Кондоба Елена Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа № 8"
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Протоколы психодиагностического обследования как инструмент педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Протоколы психодиагностического обследования как инструмент

педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ

Содержание:

Пояснительная записка…………………………………………………………..2

Протокол № 1……………………………………………………………………..4

Протокол № 2……………………………………………………………………..6

Литература………………………………………………………………………...7

Пояснительная записка

Предлагаемые Протоколы диагностического обследования разработаны

с целью оптимизации данных, полученных в ходе процедуры диагностики

детей с легкой, умеренной и тяжелой степенью УО, включая РАС. Также

протоколы можно применять как схему, по которой осуществляется

диагностика. На основе заполненного протокола специалисту будет удобно

написать психолого-педагогическое заключение или представление для

дальнейшего предъявления на ППК или ПМПК.

Условно можно разграничить применение протоколов: протокол № 1

предназначен для обучающихся с легкой степенью УО, протокол № 2 – для

обучающихся с умеренной и тяжелой степенью УО. Если ребенок понимает

обращенную

речь,

обладает

частично

сформированными

навыками

саморегуляции, то его следует обследовать по схеме, предложенной в

протоколе № 1. Детей, не понимающих речь, не умеющих следовать

инструкциям и соблюдать правила, обследовать в рамках протокола № 2.

Протокол № 1 заполняется по результатам следующих методик:

1. Тест на реципрокность (нейропсихологическая проба)

2. «Разрезные картинки» (авторы Семаго Н.Я., Семаго М.М.)

3. «Разрезные картинки» (авторы Переслени Л.И., Шуранова О.И.)

4. «Десять предметов» (автор Марцинковская Т.Д.)

5. «Запоминание 10 слов» (автор Лурия А.Р.)

6. Методика Пьерона-Рузера

7. «Исследование уровня сформированности понятийного мышления»

(авторы Выготский Л.С., Сахаров Л.С.)

8. «Предметная классификация» (авторы Семаго Н.Я., Семаго М.М.)

9. Методика Когана

10. «Исключение предметов» (авторы Семаго Н.Я., Семаго М.М.)

11. «Простые невербальные аналогии» (авторы Семаго Н.Я., Семаго М.М.)

12. Методика «Кактус» (автор Панфилова М.А.)

13. «Составление рассказа по последовательному ряду картинок,

объединенных единым сюжетом» (авторы Семаго Н.Я., Семаго М.М.).

Протокол № 2 заполняется данными, полученными методом наблюдения

за поведением и реакциями ребенка в процессе его игровой или учебной

деятельности, как самостоятельной, так и совместной со взрослым и другими

детьми. Данные наблюдения в этом протоколе организованы по блокам:

1. Эмоционально-поведенческая сфера

2. Познавательная сфера

3. Моторно-двигательная сфера

4. Характеристики практической деятельности

Каждый блок представлен определенными параметрами, отражающими

особенности ребенка. Эти же параметры являются критериями наблюдения и

помогают упорядочить информацию, получаемую при взаимодействии

психолога с ребенком. Например, в блоке «Эмоционально-поведенческая

сфера» мы наблюдаем за тем, как ребенок вступает в контакт; какие у него

преобладают эмоциональные реакции; как он реагирует на подкрепляющие

стимулы; насколько доступна ему речевая инструкция. Протокол уже

содержит варианты характеристик, которые экспериментатору необходимо

выбрать (подчеркнуть), чтобы описать тот или иной параметр. Так, у блока

«Познавательная сфера» есть параметр «Характер и сформированность

предметно-игровых

действий»,

который

содержит

такие

варианты

характеристик:

проявление

интереса;

манипулирование

(хаотичное/упорядоченное),

функциональное

использование

предметов.

Предполагается отметить ту характеристику, которая была выявлена в ходе

наблюдения. Если наблюдатель желает указать параметр, которого нет в

протоколе, то он может внести его в пустое поле, обозначенное словом

«другое».

Резюмируя, отметим, что на основании данных протокола специалист

получает целостную картину развития психических процессов ребенка. В

дальнейшем

это

может

стать

основой

для

написания

психолого-

педагогического заключения, психолого-педагогического представления или

характеристики обучающегося. Таким образом, разработанные протоколы

широко

применимы

для

обеспечения

профессиональной

деятельности

школьного

психолога

и

станут

незаменимым

инструментом

ее

диагностической составляющей.

Протокол диагностического обследования № 1

Имя, фамилия_____________________________________________________________Класс_______

Тест на реципрокность _______________

Разрезные картинки (Семаго) собирает 3х__________4х___________5х__________6х_________

Разрезные картинки (Переслени, Шуранова)

Картинка

Номер попытки/балл и время

Балл

Уровень успешности

1 (10б)

2 (8б)

3 (5б)

4 (2б)

I

II

III

IV

Мальчик

9.9 и

ниже

10-12.9

13-15.9

16-20

Бабочка

Петух

Итог

Методика «10 предметов», воспр.: правильно _____ ошибочно____ пропустил_____ узнал_____

Методика исследования слухоречевого запоминания «10 слов»

Группа слов

Попытка воспроизведения

I

II

III

1ая

2ая

Отсроч.

Лес

Тень

Зонт

Хлеб

Волк

Кит

Окно

Шар

Рубль

Стул

Дым

Усы

Вода

Круг

Боль

Брат

Луч

Крот

Конь

Роза

Ложь

Гриб

Жук

Куб

Игла

Шуба

Ром

мед

мост

еж

Итоговый показатель

Методика исследования внимания Пьерона-Рузера

Этап работы

Количество отмеченных фигур

Примечание

Верно

Неверно/пропуск

1ая минута

2ая минута

3я минута

Общее количество

Методика Выготского-Сахарова (акт.ур.понят.развития): __________________________________

Номер

Фигура

Выбор

Примечание

1

Синий маленький плоский круг

2

Красный высокий треугольник

3

Зеленый большой плоский квадрат

4

Белый маленький высокий 6-угольник

Методика «Предметная классификация» (акт.признак понят.развития):______________________

Карточка-стимул

Выбранные изображения

Как объяснил

Призна

к

Методика Когана, распределяемость внимания: __________________________________________

Этап

Деятельность

Характер ошибок

Вид помощи

Время

1

Пересчет

2

Сорт.по цвету

3

Сорт.по форме

4

Таблица

Методика «Исключение предметов», уровень обобщения:_________________________________

Группа

Лишний

предмет

Объяснение

Обобщ.

слово

Объединяющий признак

Конкр.-

ситуатив.

Функцио

нальный

Истинно

понят.

Латентн

ый

1

2

3

4

Методика «Простые невербальные аналогии»_________________________________________

Пара

Выбор

Пояснение

Помощь

1

Заяц-

2

Корова-

3

Лошадь-

4

Лиса-

5

Собака-

6

Вишня-

7

Круг-

8

Стрелка-

9

Треугольник-

10

Квадрат-

Методика «Кактус»

Кактус домашний или дикий?

Он сильно колется? Его можно потрогать?

Кактусу нравится, когда за ним ухаживают,

поливают, удобряют?

Кактус растет один или с каким-то растением

по соседству? Если растет с соседом, то что

это за растение?

Когда кактус подрастет, то как он изменится?

Составление рассказа по картинкам

Кол-во

картинок

Как

расположи

л

Показатели

Характер,

объем

помощи

Доступ

ность

Прич.-

сл.связь

полнота

понимани

я

словарный

запас

продуктив

.

высказыв.

3

4

5

6

Примечание:__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дата ___________________ Психолог:

Протокол диагностического обследования № 2

Имя, фамилия_____________________________________________________________Класс_______

Эмоционально-поведенческая сфера

В контакт: вступает/ не вступает

Эмоциональная реакция: соответствует/не соответствует (конкретной ситуации)

если не соответствует: смех, плач, крик, страх, другое_____________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Преобладающее поведение: тревожность, агрессивность, спокойствие, безразличие, погруженность

в себя, навязчивые движения, аутоагрессия, другое________________________________________

Эмоциональная реакция на: одобрение____________________________________________________

поощрение___________________________________________________

замечания___________________________________________________

Особенности взаимодействия: активность__ длительность___ интерес___ волевое напряжение____

Доступность речевой инструкции: воспринимает/не воспринимает

в каком объеме: одноступенчатую/двухступенчатую/другое ________________________________

сопровождение устной речи показом: требуется/не требуется

Познавательная сфера

Интерес к окружающей обстановке: проявляет/не проявляет

Внимание: удерживает/не удерживает (на предмете, на лице) и как долго_____________________

Восприятие: показывает/называет цвета________________________

показывает/называет фигуры____________________________________________________

Мышление: находит сходство и различие, классифицирует, делает простые обобщения

Характер и сформированность предметно-игровых действий: интерес__, манипулирование

(хаотичное/упорядоченное), функциональное использование предметов_______________________

Предпочтения в выборе игрового материала _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Моторика

Тест на реципрокность: выполняет/не выполняет

Движения по подражанию: выполняет/не выполняет

Ведущая рука: правая/левая

Пальцевая моторика: неловкость, гипертонус, гипотонус

Самостоятельно выполняемые действия: обводит, штрихует, нанизывает, шнурует, складывает

Характер деятельности

Отношение к предлагаемому заданию: интерес, радость, удовольствие, безразличие, отказ

Стойкость интереса: сохраняется до конца, быстро угасает, переключается на другое

Отношение к деятельности: старательность, аккуратность, безразличие, небрежность, другое

_______________________________________________________________________________

Осуществляет деятельность: совместно со взрослым (по подражанию, образцу)/ самостоятельно

Перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание: ____

Внешняя помощь: принимает/не принимает; способен/не способен (использовать)

Требуемый вид помощи: организующая, направляющая, стимулирующая, разъясняющая, только

совместное выполнение

Примечание:__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дата ___________________ Психолог:

Используемая литература:

1. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические

рекомендации для

изучения детей с умеренной и тяжелой степенью

умственной отсталости. – Москва. В.Секачев, 2012.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической

и коррекционной работы психолога. – М. Аркти, 2000.



В раздел образования