Напоминание

"Педагогические условия развития коммуникативных умений воспитанников из неполных семей в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Макшакова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Педагогические условия развития коммуникативных умений воспитанников из неполных семей в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические условия развития коммуникативных умений воспитанников

среднего дошкольного возраста из неполных семей

в практике работы воспитателя ДОУ

Макшакова Людмила Викторовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Дошкольный возраст весьма благоприятен для овладения коммуникативными

умениями. Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное

внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего

результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса

детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно

вступать во взаимодействие.

Средний дошкольный возраст — это период овладения опытом социальных

человеческих отношений через игровые и реальные отношения со сверстниками и через

общение с близкими взрослыми. Данный возраст является сензитивным, для овладения

коммуникативными, ребенок в результате общения получает информацию, обменивается

ею, учится межличностным взаимоотношениям с другими, осваивает различные социальные

роли, раскрывается и формируется характер.

Для нашего общества острой проблемой является распад семьи. Стремительный рост

количества разводов наблюдается в настоящее время. В таких семьях ежегодно остаются

более полумиллиона детей. В такой семье воспитательная ситуация отличается особой

сложностью и своеобразием. Однозначно, благополучная полная семья представляет более

благоприятные условия для усвоения модели получения первичных навыков общения.

Иная ситуация наблюдается в неполной семье, где ребенку предоставляются условия

для усвоения неполной модели освоения коммуникативными умениями, из-за отсутствия

одного из родителей. Несомненно, это отражается на качестве общения в другой социальной

среде, в частности в дошкольном коллективе. Мы понимаем, что дальнейшая учебная

деятельность ребенка, его судьба и место в жизни будет зависеть от того, насколько он

легко научится общаться окружающими его людьми, налаживать контакт. Такие умения

как:

умение дисциплинировать себя

организовывать деятельность

понимание важности сотрудничества

общения и отношений в совместной деятельности,

прежде всего, формируется в дошкольном возрасте. Принимая во внимание особенности

коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста, необходимо подобрать

такие формы, методы, средства, при которых формирование коммуникативных умений

осуществлялось бы наиболее эффективно.

Коммуникативная деятельность состоит из следующих структурных компонентов:

1) предмет общения - другой человек;

2) потребность в общении состоит в стремлении к познанию других людей;

3) коммуникативные мотивы - то ради чего предпринимается общение;

4) единица коммуникативной деятельности - действие общения, акт, адресованный другому

человеку и направленный на него;

5) задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях

направлены разнообразные действия общения;

6) средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются действия

общения;

7) продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в

процессе общения.

В дошкольном учреждении и его условиях, где ребенок всегда находится с другими детьми,

вступает с ними в разнообразные контакты, образуется детское общество, в котором

ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе, учится устанавливать

взаимоотношения с окружающими. Активное стремление детей к общению со сверстниками

мы наблюдаем на 5 году жизни. Для данного возраста характерно: потребность в общении

со сверстниками, носящая содержательный характер. Их взаимодействие становится более

длительным и активным. Пристальное внимание со стороны педагогов следует уделять

дошкольникам, которые не могут найти себе друзей в группе, следовательно, не смогут

реализовать свою возрастную потребность в общении, в силу своей застенчивости, робости

или даже агрессивности. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям.

Важно, чтобы в подобных ситуациях взрослый мог анализировать причины и находить

пути и решения для налаживания контактов детей в группе.

Новообразования возникают у дошкольников 4-5 лет в общении со взрослым. Появляется

активное стремление к познавательному, интеллектуальному общению. Серьезную ошибку

совершает взрослый, который уходит от интересующихся вопросов ребенка, старается их не

замечать или отвечает с раздражением.

С другой стороны, заинтересованное и благожелательное проявление взрослого к

возникающим вопросам и проблемам ребенка, стремление и желание «на равных»

обсуждать их с детьми способствует с одной стороны, поддержанию и направлению детской

познавательной активности в нужное русло, с другой – между и взрослым укрепляется

доверие. У младших дошкольников появляются такие качества: чувство уважения к

старшим, формируются навыки сотрудничества.

Как правило, дети, начинают выражать черты замкнутости, негативизма, упрямства,

непослушания по отношению к старшим не получающие от взрослого ответов на

интересующие их вопросы. Получается, что взрослый сам способствует негативным

проявлениям в поведении ребенка, отказываясь от общения с ним. Из этого следует, что

взрослому значимо находить время для общения с ребенком, важно чтобы оно было

доверительным - совместная деятельность взрослого с детьми: чтение художественной

литературы, рассказывание сказок, прослушивание музыкальных композиций, обсуждение

историй из личного опыта.

Взрослому важно в общении и сотрудничестве с ребенком, проявлять доверие, любовь и

уважение. Форма общения сверстников в среднем дошкольном возрасте - ситуативно-

деловая. Данная форма общения появляется к четырем годам и остается наиболее типичной

до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает

детский сад) начинает заменять взрослого - сверстник. Этот возраст является периодом

расцвета ролевой игры. Дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку, сюжетно-

ролевая игра принимает коллективный характер. В середине дошкольного возраста деловое

сотрудничество становится главным содержанием общения детей. Важно отличать

сотрудничество от соучастия. При ситуативно-деловом общении дошкольники для

достижения общего результата должны согласовывать свои действия и учитывать

активность своего партнера, они заняты общим делом. Такое взаимодействие было названо

сотрудничеством. В общении детей потребность в сотрудничестве становится главной для

них.

Согласно определению из философского словаря: «Семья — это ячейка (малая

социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на

супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между

мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками,

живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Институт семьи и его значение в обществе несравнимо по своей значимости и важности,

ни с какими другими социальными институтами. Личность человека формируется и

закладывается в семье, ребенок овладевает определенными социальными ролями, которые

способствуют его безболезненной адаптации к обществу. В семье ребенок усваивает

первоначальный опыт общения, учится умению жить среди людей, взаимодействовать с

ними. Взрослому важно понимать, что семья, в которой проживает ребенок, является

первым воспитательным институтом.

Особое значение структуре семьи придавал А.С. Макаренко. Он ввел понятие «полная» и

«неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того,

какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка.

Рассмотрим категории неполных семей и их влияние на развитие ребенка в таблице 1.

Таблица1 «Категории неполных семей»

п/

п

Типы

неполной

семьи

Характеристика

Влияние на детей

1

Осиротевшая

неполная

семья

образуется в результате

смерти одного из

родителей.

Маленькие дети устраивают

истерики, могут ломать

игрушки, им свойственно

проявление гнева, так как

ребенок сердится на

родителя, который его

покинул.

2

Внебрачная

семья

это существующий

длительное время

юридически не

оформленный брачный

союз мужчины и

женщины с детьми

или без детей, а также

добрачные устойчивые и

продолжительные

семейные

Дети с 3-6 лет не способны

понять происходящего,

почему в его семье нет папы;

формируется у них

заниженную самооценку.

отношения молодых

людей.

3

Разведенная

семья

родители по ряду причин

не проживают вместе.

Могут выражаться

следующие признаки у

детей: плач, нарушение сна,

повышенная тревожность,

агрессивность, снижение

динамики развития

познавательных процессов,

неопрятность.

В игре эти

дети создают вымышленный

мир, населенный голодными,

агрессивными животными.

4

Распавшаяся

семья

родители по ряду причин

не живут вместе,

возможно развод.

Появлением чувства

неполноценности, страха и

стыда, а также стресса,

способствующее замкнутости

ребенка, нежелание идти на

контакт со взрослыми и даже

сверстниками.

Исходя из данных таблицы, мы видим, что любая категория неполной семьи, как

правило, негативно влияет на развитие ребенка, в той или иной степени.

Наблюдается, что дошкольники из неполных семей малообщительны, стеснительны,

менее эмоциональны, они не уверены в своих силах, а некоторые даже не верят в свои

возможности. Такие дети очень часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает,

становятся более самостоятельными.

Такие проявления как: агрессивность, раздражительность, привлечение к себе внимания,

страх разлуки со взрослым, нарушение со сном наблюдается у детей после ухода одного из

родителей из семьи.

Как правило, у детей из неполных семей наблюдается: отсутствие непосредственности

в выражении чувств; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках;

испытывают трудности в способности легко устанавливать контакты и длительно

поддерживать их; не наблюдается гибкости и непринужденности в отношениях, умения

принимать и играть роли.

Основными педагогическими условиями развития коммуникативных умений детей среднего

дошкольного возраста нами определены:

- организация коммуникативных игр с детьми;

- включение родителей в работу по развитию коммуникативных

умений детей в рамках родительского клуба.

Таблица 2 «План педагогической работы по формированию коммуникативных умений

общения с детьми и родителями»

недели

Мероприятия

Содержание

1

Работа с детьми в рамках

образовательного проекта по

теме недели «С днем рождения

детский сад».

Игры, направленные на развитие

умения вступать в процесс

общения со сверстниками.

1.Игра «Пресс-конференция»

Цель: формировать у дошкольников

умения задавать вопросы по

содержанию определенной темы,

поддерживать беседу.

2.Игра «Секрет»

Цель: способствовать общению детей

между собой.

3.Игра «Вежливые слова»

Цель: совершенствовать

использование при общении вежливых

слов.

4.Игра «Назови себя»

Цель: учить представлять себя

коллективу сверстников.

2

Работа с детьми в рамках

образовательного проекта по

теме недели «Что нас окружает

или в мире вещей».

Игры, направленные на

развитие умения вступать в

процесс общения со

сверстниками.

1.Игра «Попроси игрушку»

Цель: формировать умение

договариваться со сверстником

используя слова.

2.Игра «Позвони другу»

Цель: формировать у детей умение

вступать в процесс общения со

сверстником.

3.Игра «Что в сундучке?»

Цель: развитие у детей умение

общаться между собой, задавать друг

другу простые вопросы.

3

Работа с детьми в рамках

образовательного проекта по

теме недели «Дружба

начинается с улыбки».

Игровые ситуации,

направленные на развитие

умения согласовывать свои

действия в совместной

деятельности с потребностями

товарищей по общению.

1.Игровая ситуация: «Рассмеши

друга»

Цель: развить умение подбирать

вербальные и невербальные средства.

2.Игровая ситуация: «Перчатки»

Цель: учить детей договариваться

между собой, слушать друг друга.

3.Игровая ситуация «Меняемся

пуговицами»

Цель: побуждать детей дружески

договариваться друг с другом,

сотрудничать.

4.Игровая ситуация «Ладонь в

ладонь»

Цель: получение опыта

взаимодействия в парах.

4.

Работа с детьми в рамках

образовательного проекта по

теме недели: «В мире

животных».

Игровые ситуации,

направленные на развитие

умения согласовывать свои

действия в совместной

деятельности с потребностями

товарищей по общению.

1.Игра «Зоопарк»

Цель: учить детей согласовывать

свои действия в парах.

2.Игровая ситуация «На тропинке»

Цель: учить детей находить выход из

ситуации, согласовывать свои

действия, уступать друг другу.

3.Игра «Коровы, собаки, кошки»

Цель: учить согласовывать свои

действия в совместной игре, не

используя слова.

4.Игровая ситуация «Рукавички»

Цель: учить детей договаривать

между собой при выполнении

работы.

5.Игра: «Работаем вместе»

Цель: учить детей выполнять

совместно определенное действие

5

Работа с детьми в рамках

образовательного проекта по

теме недели «Здравствуй,

солнышко! Славный день 8

марта».

Игры, способствующие

формированию умений,

направленных на решение

конфликтности.

1. Игра «В магазине зеркал»

Цель: создание положительного

эмоционального фона между детьми.

2.Игра «Ссора»

Цель: знакомить детей с

конструктивными способами

решения конфликтных ситуаций

3.Игра «Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в

контакт, оказывать внимание

сверстникам.

6

Работа с детьми в рамках

образовательного проекта по

теме недели «Книжка, книжка

расскажи нам…».

Драматизация лесных сказок с

детьми, способствующих

формированию умения

находить выход или способ

поведения в конфликтной

ситуации.

Сказка «Маленький мышонок»

Сказка «Рыжик»

Сказка «Грибники»

Работа с родителями:

Родительский клуб.

Тема: «Формирование

коммуникативных умений у детей

дошкольного возраста».

7

Работа с детьми в рамках

образовательного проекта по

теме недели «Мастера без

топора»

Игры, направленные на

формирования умения

сотрудничать со сверстниками

1. Игра «Комплименты»

Цель: научить детей видеть и

подчеркивать положительные

качества и достоинства других детей.

2.Игра «Где мы были, мы не

скажем, а что делали — покажем»

Цель: учить детей участвовать в

коллективном разговоре, принимать

совместные решения.

3.Игра «Бабушка Маланья»

Цель: способствовать проявлению

сотрудничества в игровой

деятельности.

4.Игра «Передай движение»

Цель: формировать у детей чувство

эмпатии, сопереживания к

сверстнику

8

Работа с детьми в рамках

образовательного проекта по

теме недели «Мир театра».

Игры, способствующие

формированию умения

употреблять средства

вербального и невербального

общения.

1.Игра «Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам

общения.

2.Игра «Дедушка Молчок»

Цель: Развивать выразительность

жестов, мимики, голоса.

3.Игра «Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать

жест, позу в общении.

Работа с родителями:

Родительский клуб.

Тема: «Формирование

коммуникативных умений у детей

дошкольного возраста в домашних

условиях».

Так же проведена работа с родителями: организован родительский клуб, с целью развития

коммуникативных умений детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы:

- Консультация: «Основные направления работы с дошкольниками среднего возраста в

формировании коммуникативных умений».

- Дискуссия родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?».

- Драматизация сказок.

- Проигрывание жизненных ситуаций, связанных с конфликтами, повседневным общением.

Например:

Ситуация № 1. Мама: Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Саша, а ты чего не здороваешься?

Немедленно же скажи – «здравствуйте». Почему…чего ты молчишь? Сейчас же скажи

«здравствуйте» Татьяне Сергеевне. Я жду. Господи, не ребенок, а наказание, только

позорит меня, даже не знаю кого он такой упрямый. Ну, скажите, как мне еще его учить?»

Обобщение: мы знаем, что есть дети, которые здороваются с радостью и приветливо,

другим необходимо напоминание, а есть дети, которые не здороваются совсем. Мы можем

думать, что это явно проявление невежливости. Лучше так не думать и разобраться в

причине, почему ребенок не поздоровался и оказать ему помощь. Как правило, дети очень

часто здороваются формально, не понимают смысл данного правила. Взрослые должны

объяснять детям, что здороваясь, люди тем самым желают друг другу хорошего

настроения и здоровья. И самое главное, важно, чтобы сотрудники детского сада и

родители были хорошим примером для детей. Несомненно, их приветливость и

доброжелательность передаются детям.

Ситуация № 2.

Встретились две мамы, начали разговор: Привет, как поживаете? -

Хорошо. А ты не спешишь? - Нет, я не тороплюсь, вот гуляю с ребенком, ходим по

магазинам (ребенок, перебивая, дергает мать за рукав).Мама, посмотри, какой у мальчика

танк, купи мне такой же. - Ой, знаешь, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть

не купила.

Ребенок: - Мама, мама, купи танк? Ну, скажи, купишь? Мама: - Отстань, не мешай, дай

спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на рынке чего только нет.

Ребенок: я хочу танк, ну пошли в магазин быстрее. Мама: - Что за ребенок!

Невыносимо просто, у других дети, как дети, а мой ребенок и поговорить не дает, и

несколько минут спокойно постоять не может

Обобщение: Есть дети, которые перебивает взрослого, влезают в разговор, это может

говорить нам о том, что он не умеет слушать; проявляет агрессию к тому, кого перебивает;

хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной); не обладает

достаточным запасом терпения; не дополучает родительского внимания (один из

симптомов

гиперактивность). Будем, надеется, что фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден

прервать вас» будет усвоена нашими детьми, и примером для них будем мы

взрослые.

Воспитатель: - Все больше мы стали замечать, что дети употребляют в речи лексический

мусор. И есть дети, которые употребляют довольно грубые слова, ненормативную лексику.

Что нам делать? Как быть? Оказывается, довольно часто взрослые являются источником

заражения ребенка.

Обобщение: Если ребенок маленький, не обращать внимание, он быстро забудет. Для

ребенка постарше - надо дать понять, что вы не желаете слышать таких слов, хорошо

воспитанные дети, так не говорят, это обидные, плохие слова. Можно определить место,

куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок).

Размышления.

Педагог-психолог: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала», многим эта фраза

знакома, она принадлежит известной поэтессе Агнии Львовны Барто, и данное суждение

заставляет нас задуматься.

Вопросы для родителей:

- Как вы думаете, хвалить детей лучше за результат, или можно, когда не все

получается?

- За что вы хвалите своего ребенка и как часто? За его успехи? За проявления

вежливости, внимания. Оказание помощи? Есть ли результат, успехи?

Вывод: мамы и папы, не забывайте, что вы являетесь наглядным примером для своих

детей.

Мы считаем, что одной из задач педагога является поддержка и оказание просветительской

помощи родителям из неполных семей, и это будет способствовать более продуктивной

работе педагога, основываясь на сотрудничестве семьи и дошкольного образовательного

учреждения.

Список литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб: Речь,2004. 244 с.

3. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество в

детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. М.,2012. 224 с.

3. Батуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных

умений у младших дошкольников /Батуева Г.М. Калининград, 2007. С. 191.

4. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц.

исследование. М., 2001. №11. С. 108-118.

5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. / Р.Р.

Калинина. СПб.: Речь, 2004. 160 с.

6. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста.

М.: Сов. Педагогика, 1980. С. 25-27.

7. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и

взрослыми: Методические рекомендации/ Т.В. Сенько Л., 2001. 348 с.

8. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие / Л. И.

Савинов, Е.В. Камышова. 6-е изд. М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,

2014. 260 с.

9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А.

Урунтаевой. М., 1995.

10. Черенкова, О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой

деятельности. Текст: дис. канд. пед. Наук /Черенкова, О.А. Пенза, 2008. 204 с.



В раздел образования