Автор: Захарова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад присмотра и оздоровления детей №14 "Подсолнушек"
Населённый пункт: г.Чистополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование этно- музыкльно культуры в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Формирование этно- музыкально культуры в детском саду
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,
способствует полету воображения; музыка придает жизнь и
веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением
всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон.
Одна из задач, стоящих перед мировым сообществом, состоит в
сохранении существующих самобытных этнических групп и укреплении
взаимосвязи
между
ними
на
общечеловеческой
основе.
Отсюда
и
необходимость подготовки образованных членов социума, которые могут
успешно жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих
не только свою этнокультуру, но и культуру других этнических групп,
способных согласовывать национальные и международные интересы,
интегрироваться в общероссийское и общемировое пространство.
Действенным средством решения этой задачи является система
образования, и именно ее первая ступень, так как в младшем дошкольном
возрасте еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного
отношения к представителям других национальностей. Кроме того, в
детстве закладываются основы любви и уважения к своему народу, что, в
свою очередь, является исходным положением в принятии и понимании
культурных ценностей других этнических групп. Таким образом, мы можем
сделать
вывод
об
актуальности
и
благоприятных
перспективах
формирования этнокультурной осведомленности дошкольников.
Широкий круг вопросов, значимых для научного обоснования
теории
и
практики
формирования
этнокультурной
осведомленности
дошкольников, а также современное состояние исследований в науке по
данной проблеме представлены в ряде работ.
Осведомленность – это наличие сведений, знаний о чём-либо.
Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и
культура (лат.-)совокупность материальных и духовных ценностей,
созданных человеческим обществом и характеризующих определенный
уровень развития общества, различают материальную и духовную
культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере
духовной жизни людей.
Формирование этно- музыкально культурной осведомленности
дошкольников в детском саду может осуществляться в следующих
формах. Например:
- Музыкально литературный вечер.
- Театр представлений .
- Флешмоб.
- Хореографические постановки.
-Мюзикл .
1. Музыкально литературный вечер.
Этно-музыкальное образование
дает возможность усваивать этно-музыкальные ценности, развивать этно-
музыкальные способности, приобретать сведения об истории, быте,
жанрах народного музыкального искусства, народных музыкальных
инструментах; формирует навыки исполнения народных песен, навыки
исполнения народных танцевальных движений.
В общем музыкальном образовании этнокультурный компонент всегда
показываем на утренниках, концертах , и.тд в виде фрагментарного
обращения к народным песням.
2 .Театр представлений .
Театрализованная деятельность — это
самый распространенный и любимый вид детского творчества. Она близка
и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение
стихийно, потому что связана с игрой с музыкой ,с движениями . Всякую
свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется
воплотить в живые образы, действия, звуки. он играет любые(исполняет )
роли, стараясь подражать тому, кого видел и что его заинтересовало,
получая огромное эмоциональное наслаждение. Ребенок пытается вжиться
в роль (Соловья, ручейка, или мышки)
3. Флешмоб
– это этно-музыкальная постановка, в которой все
заранее спланировано. В нем все нацелено на зрелищность, эстетику,
привлечения внимания зрителей. За несколько минут танцевальной
композиции может меняться стиль, жанр, темп музыки. Но музыка
обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и
мелодия настраивали и танцующих и зрителей на позитивный лад. В
флешмобе важно выбрать простые движения (прыжки, хлопки, повороты).
В дословном переводе флешмоб обозначает «Вспышка толпы» или
«Мгновенная толпа». В флешмобе мы хотели, чтобы дети показали, как
они эмоционально откликаются на национальную музыку, проявляя свою
двигательную активность в музыкально – ритмических движениях при
этом сочетая элементы национального и современного танца.
4.
Хореографические постановки.
К 5-6 годам дети способны
заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций
мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека.
Невозможно
угнаться
за
быстроменяющимися
танцевальными
молодежными течениями, но изучать их, иметь о них представление,
примерять что-либо для себя, и для детей, повышая тем самым свой
профессиональный уровень, необходимо. Сохранение традиций, очень
важно, чтобы они были не уничтожены стилизованным танцем, где
возможны изменения основ и последующие поколения забудут точность
исполнения того или иного движения.
Сейчас является популярным
ставить концертные номера для детей с использованием зарубежной
музыки, в обработке нородного жанра, принято так же считать инновации,
модным приемом, и не забывать народные исполнения
5.
Мюзикл
-
музыкально-методического
оснащения
образовательного
процесса.
В
работе
используются
разнообразная
методическая литература, музыкальные сборники композиторов, аудио и
видео записи народных исполнителей.
Для повышения эффективности
используются нашей работы различные формы с детьми: (путешествия,
игры, викторины, сказки, конкурсы, беседы и т.д.);
С преподавателем
татарского языка, в нашем детском саду систематически проводятся
интересные мероприятия – это и мероприятия на татарском языке, где дети
передают игровые образы животных, и музыкальные-развлечения: «Экият
Эленде», «Сембелэ», «Год Родного языка», где дети исполняют,знакомятся
с играми и традициями народных праздников.
Каждое мероприятие мы с педагогом стараемся сделать ярким и
запоминающимся;
а
навыки,
полученные
детьми
,
становятся
своеобразным смотром достижений в песенно-музыкальной деятельностях.
Особый колорит и зрелищность праздникам придают декорации, яркие
костюмы и атрибутика. Знакомство с культурой народа продолжается в
самостоятельной деятельности детей – рассматривание альбомов, буклетов
о композиторах, танцевальных коллективах Республики .
Живое общение с носителями языка
и культуры помогает
дошкольникам
постичь
основы
этнокультуры,
сформировать
этнокультурную осведомленность. За многолетнюю работу в детском саду
я накопила богатый педагогический опыт в вопросе использования
этнокультурного содержания в музыкальной деятельности дошкольников.
Своими наработками я с удовольствием делюсь с коллегами на педсоветах,
семинарах-практикумах,
районных
семинарах,
творческих
встречах.
Включение
национальных
традиций
в
образовательный
процесс
несомненно повышает работу дошкольного учреждения, создавая условия
для развития этнокультурной личности.