Напоминание

Семинар-практикум "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Павлюк Ирина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС комбинированного вида № 2"
Населённый пункт: город Алекси, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «ДС комбинированного вида № 2»

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Сенсорное развитие детей

дошкольного возраста»

Дата проведения: 02.02.2023 г.

Подготовила:

педагог-психолога Павлюк Ирина Александровна

г. Алексин

2023 г.

.

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросе сенсорного развития детей

дошкольного возраста.

Задачи:

1.

Освежить в памяти теоретические основы сенсорного развития детей.

2.

Пополнить педагогическую копилку педагогов играми по сенсорному

развитию.

Формат проведения: очный

Оборудование:

чудесный мешочек;

любой предмет;

сенсорная коробка, наполненная разноцветными пластмассовыми фигурками;

звучащие кубики (можно использовать любые звучащие предметы);

резиновые игрушки;

карточки с изображением домашних животных и птиц;

аудиозапись голосов домашних животных и птиц;

предметы разные по текстуре (кусочек меха, колючий мяч, гладкий кубик,

грецкий орех, шишка и т.д.).

Ход мероприятия:

1.

Вступительное слова педагога-психолога.

Здравствуйте, коллеги! Сегодня у нас состоится семинар-практикум на тему:

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». И начать мне его хотелось бы с

простой игры, которая называется «Угадай предмет на ощупь»

2.

Упражнение «Угадай предмет на ощупь»

Цель: ввести педагогов тему семинара-практикума.

Оборудование: чудесный мешочек, любой предмет (желательно, чтобы это был

предмет, который сложно угадать).

Описание: психолог подходит к педагогам и предлагает их опустить руку в

мешочек и угадать какой предмет там спрятан. Участники предлагаю свои варианты

ответа.

Комментарий психолога:

в ситуации с этим упражнением вы оказались в

затруднительном положении, такое бывает часто, когда встречаешься с чем-то

неизвестным. Это ситуация нам наглядно показала, что ребёнок, приходя в этот мир

встречается с множеством неизвестных для него предметов. Он знакомится с ними

постепенно, и мы ему в этом помогаем.

3.

Мини-лекция «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является

сенсорное развитие. Давайте, определим, что мы понимаем под сенсорным

развитием? (Педагоги предлагают свои варианты ответа. Затем психолог даёт

научное определение.) Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это

развитие

восприятий,

представлений

об

объектах,

явлениях

и

предметах

окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. И каждая сенсорная система поставляет в

мозг свои сигналы, из которых наш мозг должен как мозаику собрать целостный

образ представлений о предмете или явлении, о самоощущении. Сенсорное развитие

является

фундаментом

умственного

развития

ребёнка,

являясь

базой

для

дальнейшего

развития

высших

психических

функций:

восприятия,

памяти,

внимания, воображения, мышления и речи.

На каждом возрастном этапе свои задачи сенсорного развития.

В раннем возрасте (1-3 года)

происходит постепенное накопление знаний о

свойствах предметов: цвете, форме, величине и т.д. Важно, чтобы эти представления

были разнообразными.

Особенность среднего дошкольного возраста заключается в том, что деятельность

детей 4-5 лет основывается на экспериментировании. У них зрительное восприятие

становится главным для изучения окружающего мира. С помощью зрения дети

могут качественно определять свойства предметов и взаимосвязь между ними.

Поэтому в среднем дошкольном возрасте задачи будут следующими:

Формирование сенсорных эталонов;

Обучение детей способам обследования предметов;

Обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

Развитие

умения

разбираться

в

сочетании

цветов,

расчленять

форму

предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются представления о величине

и пространственных отношениях между предметами. Ребёнок может обозначать

расположение предметов относительно друг друга: за, перед, слева, справа, сверху,

снизу. Именно поэтому в этом возрасте важно развивать глазомер, который

позволит определить ширину, высоту, форму и объём объекта. Развитие этих

способностей тесно связано с продуктивными видами деятельности (умением

воспринимать и воспроизводить особенности любой вещи).

А сейчас коллеги я предлагаю вам вместе со мной поиграть в разные игры, которые

направлены на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

4.

Упражнение «Сенсорная коробка»

Оборудование: сенсорная коробка, наполненная разноцветными пластмассовыми

фигурками.

Описание: психолог демонстрирует участникам сенсорную коробку и предлагает

им придумать в какие игры они будут играть с детьми, используя эти предметы.

Текст психолога: коллеги, перед вами сенсорная коробка. Наполнение её может

быть разное. Я использую вот такой вариант наполнения (показывает на коробку).

Давайте, с вами немного подумаем над тем в какие игры можно поиграть с

ребёнком, используя эту коробку (педагоги дают свои ответы). Отлично. Вы много

игр придумали и все они имеют место быть, а я сейчас предлагаю поиграть в игру

«Найди два одинаковых предмета», используя наполнение данной коробки

(психолог пересыпает предметы в тканевый мешочек).

5.

Упражнение «Найди два одинаковых предмета»

Оборудование: тканевый мешочек, пластмассовые фигурки.

Описание: психолог помещает в тканевый мешочек разные парные предметы и

предлагает участникам по кругу найти в мешочке два одинаковых предмета.

6.

Упражнение «Угадай кто позвал»

Оборудование: звучащие кубики (можно использовать любые звучащие предметы),

резиновые игрушки.

Описание: психолог ставит перед педагогами игрушки. Напротив каждой игрушки

ставит звучащий кубик. Затем психолог издаёт звук каждым кубиком и просит

запомнить кубик с каким звуком стоит напротив игрушки. После этого участникам

предлагается закрыть глаза, а психолог в это время издаёт звук каким-то одним

кубиком. Затем участники открывают глаза, и их задача назвать кто позвал. В игру

можно поиграть несколько раз. Для взрослых задачу можно усложнить и

последовательно издать звуки несколькими кубиками. Тогда задача участников

будет назвать последовательность.

7.

Упражнение «Угадай предмет по прикосновению»

Оборудование: предметы разные по текстуре (кусочек меха, колючий мяч, гладкий

кубик, грецкий орех, шишка и т.д.)

Описание:

психолог высыпает перед участниками предметы и просит их

поисследовать. Затем предлагает участникам закрыть глаза и не открывать пока не

прозвучит команда. После этого психолог берёт один предмет и дотрагивается до

открытых участков тела у педагогов. После того, когда участники открывают глаза

их задача угадать, что это был за предмет.

8.

Упражнение «Кто за кем?»

Оборудование: карточки с изображением домашних животных и птиц; аудиозапись

голосов домашних животных и птиц.

Описание: психолог включает педагогам цепочку из разных звуков животных и

птиц и просит запомнить их последовательность. Затем предлагает педагогам

выложить карточки с домашними животными и птицами в той последовательности,

в которой они услышали звуки. Когда цепочки выложены психолог включает

аудиозапись, чтобы все могли проверить правильность, выложенных рядов.

Текст психолога: коллеги, кто хочет проверить свою слуховую память? Отлично.

Идите сюда. Сейчас я вам включу цепочку звуков разных домашних животных и

птиц, а ваша задача запомнить их последовательность (включается запись).

Надеюсь, что удалось запомнить. Теперь ваша задача выложить карточки с

животными и птицами в той последовательности, в которой были звуки (педагог

выкладывает карточки). Цепочка выложена, а теперь давайте проверим всё ли

правильно (заново включается аудиозапись). Сложно было выполнять задание?

Конечно же с детьми я такое количество звуков не предлагаю.

9.

Заключительное слово педагога-психолога

Мы с вами поиграли в некоторые игры. Надеюсь, что они пригодятся вам в работе.

На этом наша встреча заканчивается. Всем спасибо за внимание.



В раздел образования