Автор: Павлюк Ирина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС комбинированного вида № 2"
Населённый пункт: город Алекси, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «ДС комбинированного вида № 2»
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Сенсорное развитие детей
дошкольного возраста»
Дата проведения: 02.02.2023 г.
Подготовила:
педагог-психолога Павлюк Ирина Александровна
г. Алексин
2023 г.
.
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросе сенсорного развития детей
дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Освежить в памяти теоретические основы сенсорного развития детей.
2.
Пополнить педагогическую копилку педагогов играми по сенсорному
развитию.
Формат проведения: очный
Оборудование:
чудесный мешочек;
любой предмет;
сенсорная коробка, наполненная разноцветными пластмассовыми фигурками;
звучащие кубики (можно использовать любые звучащие предметы);
резиновые игрушки;
карточки с изображением домашних животных и птиц;
аудиозапись голосов домашних животных и птиц;
предметы разные по текстуре (кусочек меха, колючий мяч, гладкий кубик,
грецкий орех, шишка и т.д.).
Ход мероприятия:
1.
Вступительное слова педагога-психолога.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня у нас состоится семинар-практикум на тему:
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». И начать мне его хотелось бы с
простой игры, которая называется «Угадай предмет на ощупь»
2.
Упражнение «Угадай предмет на ощупь»
Цель: ввести педагогов тему семинара-практикума.
Оборудование: чудесный мешочек, любой предмет (желательно, чтобы это был
предмет, который сложно угадать).
Описание: психолог подходит к педагогам и предлагает их опустить руку в
мешочек и угадать какой предмет там спрятан. Участники предлагаю свои варианты
ответа.
Комментарий психолога:
в ситуации с этим упражнением вы оказались в
затруднительном положении, такое бывает часто, когда встречаешься с чем-то
неизвестным. Это ситуация нам наглядно показала, что ребёнок, приходя в этот мир
встречается с множеством неизвестных для него предметов. Он знакомится с ними
постепенно, и мы ему в этом помогаем.
3.
Мини-лекция «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является
сенсорное развитие. Давайте, определим, что мы понимаем под сенсорным
развитием? (Педагоги предлагают свои варианты ответа. Затем психолог даёт
научное определение.) Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это
развитие
восприятий,
представлений
об
объектах,
явлениях
и
предметах
окружающего мира.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:
зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. И каждая сенсорная система поставляет в
мозг свои сигналы, из которых наш мозг должен как мозаику собрать целостный
образ представлений о предмете или явлении, о самоощущении. Сенсорное развитие
является
фундаментом
умственного
развития
ребёнка,
являясь
базой
для
дальнейшего
развития
высших
психических
функций:
восприятия,
памяти,
внимания, воображения, мышления и речи.
На каждом возрастном этапе свои задачи сенсорного развития.
В раннем возрасте (1-3 года)
происходит постепенное накопление знаний о
свойствах предметов: цвете, форме, величине и т.д. Важно, чтобы эти представления
были разнообразными.
Особенность среднего дошкольного возраста заключается в том, что деятельность
детей 4-5 лет основывается на экспериментировании. У них зрительное восприятие
становится главным для изучения окружающего мира. С помощью зрения дети
могут качественно определять свойства предметов и взаимосвязь между ними.
Поэтому в среднем дошкольном возрасте задачи будут следующими:
Формирование сенсорных эталонов;
Обучение детей способам обследования предметов;
Обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;
Развитие
умения
разбираться
в
сочетании
цветов,
расчленять
форму
предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются представления о величине
и пространственных отношениях между предметами. Ребёнок может обозначать
расположение предметов относительно друг друга: за, перед, слева, справа, сверху,
снизу. Именно поэтому в этом возрасте важно развивать глазомер, который
позволит определить ширину, высоту, форму и объём объекта. Развитие этих
способностей тесно связано с продуктивными видами деятельности (умением
воспринимать и воспроизводить особенности любой вещи).
А сейчас коллеги я предлагаю вам вместе со мной поиграть в разные игры, которые
направлены на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
4.
Упражнение «Сенсорная коробка»
Оборудование: сенсорная коробка, наполненная разноцветными пластмассовыми
фигурками.
Описание: психолог демонстрирует участникам сенсорную коробку и предлагает
им придумать в какие игры они будут играть с детьми, используя эти предметы.
Текст психолога: коллеги, перед вами сенсорная коробка. Наполнение её может
быть разное. Я использую вот такой вариант наполнения (показывает на коробку).
Давайте, с вами немного подумаем над тем в какие игры можно поиграть с
ребёнком, используя эту коробку (педагоги дают свои ответы). Отлично. Вы много
игр придумали и все они имеют место быть, а я сейчас предлагаю поиграть в игру
«Найди два одинаковых предмета», используя наполнение данной коробки
(психолог пересыпает предметы в тканевый мешочек).
5.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Оборудование: тканевый мешочек, пластмассовые фигурки.
Описание: психолог помещает в тканевый мешочек разные парные предметы и
предлагает участникам по кругу найти в мешочке два одинаковых предмета.
6.
Упражнение «Угадай кто позвал»
Оборудование: звучащие кубики (можно использовать любые звучащие предметы),
резиновые игрушки.
Описание: психолог ставит перед педагогами игрушки. Напротив каждой игрушки
ставит звучащий кубик. Затем психолог издаёт звук каждым кубиком и просит
запомнить кубик с каким звуком стоит напротив игрушки. После этого участникам
предлагается закрыть глаза, а психолог в это время издаёт звук каким-то одним
кубиком. Затем участники открывают глаза, и их задача назвать кто позвал. В игру
можно поиграть несколько раз. Для взрослых задачу можно усложнить и
последовательно издать звуки несколькими кубиками. Тогда задача участников
будет назвать последовательность.
7.
Упражнение «Угадай предмет по прикосновению»
Оборудование: предметы разные по текстуре (кусочек меха, колючий мяч, гладкий
кубик, грецкий орех, шишка и т.д.)
Описание:
психолог высыпает перед участниками предметы и просит их
поисследовать. Затем предлагает участникам закрыть глаза и не открывать пока не
прозвучит команда. После этого психолог берёт один предмет и дотрагивается до
открытых участков тела у педагогов. После того, когда участники открывают глаза
их задача угадать, что это был за предмет.
8.
Упражнение «Кто за кем?»
Оборудование: карточки с изображением домашних животных и птиц; аудиозапись
голосов домашних животных и птиц.
Описание: психолог включает педагогам цепочку из разных звуков животных и
птиц и просит запомнить их последовательность. Затем предлагает педагогам
выложить карточки с домашними животными и птицами в той последовательности,
в которой они услышали звуки. Когда цепочки выложены психолог включает
аудиозапись, чтобы все могли проверить правильность, выложенных рядов.
Текст психолога: коллеги, кто хочет проверить свою слуховую память? Отлично.
Идите сюда. Сейчас я вам включу цепочку звуков разных домашних животных и
птиц, а ваша задача запомнить их последовательность (включается запись).
Надеюсь, что удалось запомнить. Теперь ваша задача выложить карточки с
животными и птицами в той последовательности, в которой были звуки (педагог
выкладывает карточки). Цепочка выложена, а теперь давайте проверим всё ли
правильно (заново включается аудиозапись). Сложно было выполнять задание?
Конечно же с детьми я такое количество звуков не предлагаю.
9.
Заключительное слово педагога-психолога
Мы с вами поиграли в некоторые игры. Надеюсь, что они пригодятся вам в работе.
На этом наша встреча заканчивается. Всем спасибо за внимание.