Автор: Христенко Елена Алексеевна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МБОУ "Щербаковская "СОШ
Населённый пункт: с. Теплинка Алексеевский городской округ Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие по ОБЖ 6 класс Действия человека при автономном существовании в природных условиях.
Раздел: среднее образование
Внеурочное занятия по ОБЖ 6 класс
Действия человека при автономном существовании в природных условиях.
Занятие проводится настолько приближенно к реальным условиям , чтобы у детей
сложился четкий план в виде логически последовательной цепочки действий и
обязательно с максимально практическим уклоном.
Цель: закрепление полученных знаний и навыков
План занятия: 1. Введение в тему.
2.Игровая ситуация.
3. Подведение итогов.
1.введение в тему
Учитель напоминает детям, что встреча с природой всегда вызывает у человека
определенный эмоциональный подъем, дает положительный заряд энергии,
позволяет отдохнуть от постоянных забот, повышает жизненный тонус. В нашей
местности довольно много живописных мест. Встреча рассвета в лесу или на
берегу реки оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Ребятам показывают небольшой по времени видеосюжет из фильма : «Моя
Белгородчина».
- Но даже малейшая непредвиденная ситуация,- продолжает учитель, - может
испортить весь отдых на природе, если человек не обладает элементарными
знаниями о ней. Дети в такой ситуации, как правило, впадают в панику А если
повредил себе руку, подвернул ногу, разбил нос, посадил пару царапин и ссадин.
Если заблудился и даже пришлось остаться ночевать в незнакомом месте (лесу, на
берегу реки и т.д )… И вот тут –то необходимо подавить первое чувство страха.
Иначе может случиться стресс. А ведь современные дети не приучены быть
самостоятельными и не умеют заботиться о своей безопасности, для большинства
детей существует виртуальный мир, который отличается от суровой реальности.
Затем учитель объясняет, что и в каждой чрезвычайной ситуации можно найти
выход, если ты сумеешь преодолеть чувство страха и будешь правильно
действовать.
2. Игровая ситуация:
- Сегодня наш класс проводит день здоровья. Мы отправляемся в лес.
Просмотрев прогноз погоды на сайте «РП 5». Синоптики обещают переменную
облачность, к вечеру возможен дождь, температура днем +25, ночью +10 - +12.
Заход солнца в 22.00.
Исходные условия. Двигаемся на автобусе по шоссе. Через несколько километров
остановились, пошли в ближайший незнакомый лес за грибами. Часы показывали
10:00.
Дети не соглашаются с тем, что у них есть часы и нет современные гаджетов.
Учитель дает объяснение, то что телефоны, смартфоны и все остальные
электронные помощники – это несомненно хорошо и облегчает нам во многом
жизнь, но они могут подвести в самый неподходящий для человека момент
(разрядилась батарея, разбилось стекло экрана).
- А теперь представьте себе. Что каждый из вас увлекшись сбором грибов, не
заметил , как отстал от группы. Случилось это в 18:00, что будете делать и в какой
последовательности.
Ученик: Достать телефон и попытаться дозвониться, сообщить о том, что
заблудился.
Учитель: Телефон молчит. Нет сигнала. Дозвониться не можете.
Ученик: Необходимо преодолеть чувство первого страха. (О способах
преодоления рассказывает его товарищ с места)
Пока обучающийся рассказывает о самопомощи в сложившейся ситуации, а класс
его дополняет. Двое учеников у доски делают расчет времени, чтобы оценить
обстановку.
- Сейчас 18.00. светлого времени осталось 4 часа( с 18.00 до 22.00). Темного т.е
ночи – 8 часов с (22.00 до 6.00)Так как в лесу мы находимся уже 8часов (с10.00 до
18.00), то возможное удаление от исходной точки (с учетом средней скорости 1.5
– 2км\ч примерно 12 – 16 км. Возьмем за основу среднюю величину -14-15 км.
Направление движения в глубь леса. По пути движения были ориентиры:
большая поляна. Вырубка леса, овраг. Маленькое лесное озеро, заросшее тиной…
состояние погоды на 18.006 надвигается туча, возможен дождь.
Учитель: - мы оценили обстановку. Необходимо сделать вывод.
Дети с места отвечают, а затем один подводит итог:
-Даже, двигаясь ускоренным шагом (3км/ч), до темноты из леса не выбраться. За
оставшиеся 4 часа можно пройти 12км, а не 14 -15. К тому же, вот –вот пойдет
дождь.
ВЫВОД: Необходимо ночевать в лесу.
Учитель: - Решение принято . Что следует сделать в первую очередь?
Ученик: Правильно распределить оставшееся светлое время суток. 1,5 – 2 часа
отвести на поиск места для ночлега, обязательно у какого – нибудь источника с
водой, может быть, у того лесного озера. Но сначала необходимо определить
направление обратного пути.
В оставшиеся 2 -2.5 ч устроить ночлег: заготовить дрова для костра – впереди
длинная ночь, добыть огонь, т.к спичек и зажигалки к сожалению, нет.
Учитель: какие способы определения сторон горизонта вы знаете?
- По часам и солнцу(ученик практически показывает способ определения)
-По звездам( рисует другой ученик на доске)
- По местным признакам (ответы с места)
Учитель:- Нашли лесное озеро. Вода в нем пахнет болотом в ней плавает лесной
мусор. Пить воду из него очень опасно. Что надо сделать?
Один ученик рассказывает о порядке очистки воды, другой – об устройстве
фильтров (показывает фильтры, которые заранее приготовил учитель, третий –
как сделать активированный уголь.
Далее ученики докладывают, что воду, хотя они и очистили от мусора и запаха,
пить ее по – прежнему нельзя. 4-5 учеников рассказывают с места о методах
обеззараживания воды с помощью пантоцида, йода, перманганата калия.
Учитель: - все правильно. но , только все эти средства обеззараживания остались в
рюкзаке у одного из ваших одноклассников. Что делать? Как быть ?
Ученик: -Воду надо хорошо прокипятить, чтобы погибли все микробы.
Выходят к доске по желанию 2 ученика , которые показывают как можно в
полевых условиях добыть огонь: берут доску, лук с натянутой тетивой , камень,
палочку для вращения , бересту( все приготовлено заранее).Вращают палочку до
тех пор . пока не появиться дым.
Учитель: - вы все сделали правильно. Костер развели, воду вскипятили.
Устроились на ночлег, ночь прошла спокойно. Солнышко разбудило вас, вы
почувствовали настоящий приступ голода, а впереди долгий путь. Ваши
действия?
Ученики: -Понаблюдав за поверхностью озера , мы пришли к выводу , что по
всем признакам в нем водится рыба. Это и будет наш завтрак.
Учитель: - и как же вы ее будете ловить ?
Ученик: - Удочкой. Удилище можно сделать из подручных средств – палок,
стеблей камыша. А шнурки от ботинок нам будут вместо лески. Крючком может
послужить согнутый гвоздь, скрепка, у кого – нибудь да найдется в кармане.
Затем весь класс соревнуется (на время) – кто быстрее и правильнее привяжет
леску к крючку, а затем к удилищу.
Учитель: - позавтракав , вы тщательно затушили костер и убрали за собой место
ночлега. Вдруг раздался рокот вертолета. Какой вы подадите сигнал, чтобы вас
заметили?
Ученики рассказывают о простых специальных сигнальных средствах
3. Подведение итогов урока.
Подводя итоги, учитель обращает внимание учеников на то. Что главное им
удалось – не поддаться страху, овладеть своими эмоциями и принять верное
решение.