Напоминание

Внеурочное занятие по ОБЖ 6 класс Действия человека при автономном существовании в природных условиях.


Автор: Христенко Елена Алексеевна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МБОУ "Щербаковская "СОШ
Населённый пункт: с. Теплинка Алексеевский городской округ Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие по ОБЖ 6 класс Действия человека при автономном существовании в природных условиях.
Раздел: среднее образование





Назад




Внеурочное занятия по ОБЖ 6 класс

Действия человека при автономном существовании в природных условиях.

Занятие проводится настолько приближенно к реальным условиям , чтобы у детей

сложился четкий план в виде логически последовательной цепочки действий и

обязательно с максимально практическим уклоном.

Цель: закрепление полученных знаний и навыков

План занятия: 1. Введение в тему.

2.Игровая ситуация.

3. Подведение итогов.

1.введение в тему

Учитель напоминает детям, что встреча с природой всегда вызывает у человека

определенный эмоциональный подъем, дает положительный заряд энергии,

позволяет отдохнуть от постоянных забот, повышает жизненный тонус. В нашей

местности довольно много живописных мест. Встреча рассвета в лесу или на

берегу реки оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Ребятам показывают небольшой по времени видеосюжет из фильма : «Моя

Белгородчина».

- Но даже малейшая непредвиденная ситуация,- продолжает учитель, - может

испортить весь отдых на природе, если человек не обладает элементарными

знаниями о ней. Дети в такой ситуации, как правило, впадают в панику А если

повредил себе руку, подвернул ногу, разбил нос, посадил пару царапин и ссадин.

Если заблудился и даже пришлось остаться ночевать в незнакомом месте (лесу, на

берегу реки и т.д )… И вот тут –то необходимо подавить первое чувство страха.

Иначе может случиться стресс. А ведь современные дети не приучены быть

самостоятельными и не умеют заботиться о своей безопасности, для большинства

детей существует виртуальный мир, который отличается от суровой реальности.

Затем учитель объясняет, что и в каждой чрезвычайной ситуации можно найти

выход, если ты сумеешь преодолеть чувство страха и будешь правильно

действовать.

2. Игровая ситуация:

- Сегодня наш класс проводит день здоровья. Мы отправляемся в лес.

Просмотрев прогноз погоды на сайте «РП 5». Синоптики обещают переменную

облачность, к вечеру возможен дождь, температура днем +25, ночью +10 - +12.

Заход солнца в 22.00.

Исходные условия. Двигаемся на автобусе по шоссе. Через несколько километров

остановились, пошли в ближайший незнакомый лес за грибами. Часы показывали

10:00.

Дети не соглашаются с тем, что у них есть часы и нет современные гаджетов.

Учитель дает объяснение, то что телефоны, смартфоны и все остальные

электронные помощники – это несомненно хорошо и облегчает нам во многом

жизнь, но они могут подвести в самый неподходящий для человека момент

(разрядилась батарея, разбилось стекло экрана).

- А теперь представьте себе. Что каждый из вас увлекшись сбором грибов, не

заметил , как отстал от группы. Случилось это в 18:00, что будете делать и в какой

последовательности.

Ученик: Достать телефон и попытаться дозвониться, сообщить о том, что

заблудился.

Учитель: Телефон молчит. Нет сигнала. Дозвониться не можете.

Ученик: Необходимо преодолеть чувство первого страха. (О способах

преодоления рассказывает его товарищ с места)

Пока обучающийся рассказывает о самопомощи в сложившейся ситуации, а класс

его дополняет. Двое учеников у доски делают расчет времени, чтобы оценить

обстановку.

- Сейчас 18.00. светлого времени осталось 4 часа( с 18.00 до 22.00). Темного т.е

ночи – 8 часов с (22.00 до 6.00)Так как в лесу мы находимся уже 8часов (с10.00 до

18.00), то возможное удаление от исходной точки (с учетом средней скорости 1.5

– 2км\ч примерно 12 – 16 км. Возьмем за основу среднюю величину -14-15 км.

Направление движения в глубь леса. По пути движения были ориентиры:

большая поляна. Вырубка леса, овраг. Маленькое лесное озеро, заросшее тиной…

состояние погоды на 18.006 надвигается туча, возможен дождь.

Учитель: - мы оценили обстановку. Необходимо сделать вывод.

Дети с места отвечают, а затем один подводит итог:

-Даже, двигаясь ускоренным шагом (3км/ч), до темноты из леса не выбраться. За

оставшиеся 4 часа можно пройти 12км, а не 14 -15. К тому же, вот –вот пойдет

дождь.

ВЫВОД: Необходимо ночевать в лесу.

Учитель: - Решение принято . Что следует сделать в первую очередь?

Ученик: Правильно распределить оставшееся светлое время суток. 1,5 – 2 часа

отвести на поиск места для ночлега, обязательно у какого – нибудь источника с

водой, может быть, у того лесного озера. Но сначала необходимо определить

направление обратного пути.

В оставшиеся 2 -2.5 ч устроить ночлег: заготовить дрова для костра – впереди

длинная ночь, добыть огонь, т.к спичек и зажигалки к сожалению, нет.

Учитель: какие способы определения сторон горизонта вы знаете?

- По часам и солнцу(ученик практически показывает способ определения)

-По звездам( рисует другой ученик на доске)

- По местным признакам (ответы с места)

Учитель:- Нашли лесное озеро. Вода в нем пахнет болотом в ней плавает лесной

мусор. Пить воду из него очень опасно. Что надо сделать?

Один ученик рассказывает о порядке очистки воды, другой – об устройстве

фильтров (показывает фильтры, которые заранее приготовил учитель, третий –

как сделать активированный уголь.

Далее ученики докладывают, что воду, хотя они и очистили от мусора и запаха,

пить ее по – прежнему нельзя. 4-5 учеников рассказывают с места о методах

обеззараживания воды с помощью пантоцида, йода, перманганата калия.

Учитель: - все правильно. но , только все эти средства обеззараживания остались в

рюкзаке у одного из ваших одноклассников. Что делать? Как быть ?

Ученик: -Воду надо хорошо прокипятить, чтобы погибли все микробы.

Выходят к доске по желанию 2 ученика , которые показывают как можно в

полевых условиях добыть огонь: берут доску, лук с натянутой тетивой , камень,

палочку для вращения , бересту( все приготовлено заранее).Вращают палочку до

тех пор . пока не появиться дым.

Учитель: - вы все сделали правильно. Костер развели, воду вскипятили.

Устроились на ночлег, ночь прошла спокойно. Солнышко разбудило вас, вы

почувствовали настоящий приступ голода, а впереди долгий путь. Ваши

действия?

Ученики: -Понаблюдав за поверхностью озера , мы пришли к выводу , что по

всем признакам в нем водится рыба. Это и будет наш завтрак.

Учитель: - и как же вы ее будете ловить ?

Ученик: - Удочкой. Удилище можно сделать из подручных средств – палок,

стеблей камыша. А шнурки от ботинок нам будут вместо лески. Крючком может

послужить согнутый гвоздь, скрепка, у кого – нибудь да найдется в кармане.

Затем весь класс соревнуется (на время) – кто быстрее и правильнее привяжет

леску к крючку, а затем к удилищу.

Учитель: - позавтракав , вы тщательно затушили костер и убрали за собой место

ночлега. Вдруг раздался рокот вертолета. Какой вы подадите сигнал, чтобы вас

заметили?

Ученики рассказывают о простых специальных сигнальных средствах

3. Подведение итогов урока.

Подводя итоги, учитель обращает внимание учеников на то. Что главное им

удалось – не поддаться страху, овладеть своими эмоциями и принять верное

решение.



В раздел образования