Напоминание

"Вот я какой"


Автор: Андриянова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: Ухта Коми
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Вот я какой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 компенсирующего вида»

Проект «Вот, я какой»

Воспитатель: Андриянова Валентина Владимировна

Ухта, 2023

Актуальность проекта.

Самое интересное и непонятное для ребёнка – это он сам. Кто я?

Какой я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри?

Как я появился на свет? – это только небольшая часть вопросов,

которые, задаёт ребёнок. Ответить на них самостоятельно он не может,

ребёнку необходима помощь взрослого человека.

И в этом и заключается наша главная задача, как педагога – поддержать

имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и

функционированию, научить детей помогать, себе, бережно относиться к своему

организму и здоровью. Важно учить ребёнка любить себя, своё тело,

воспитывать в нём оптимистическое само – и мироощущение, что обеспечит

более лёгкое, безболезненное вхождение ребёнка в социум.

Цель:

Ознакомление детей с внешним строением тела человека.

Задачи:

Познакомить детей с строением тела человека, с возможностями его

организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть

жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям…,

воспитывать чувство гордости, что «Я – человек» вызвать интерес к

дальнейшему познанию себя.

Методы,

Содержание работы

Цели, задачи работы

приёмы работы

Беседа

«Вот, я какой»

Познакомить детей с внешним

строением человека;

возможностями тела человека ( я

умею бегать, прыгать, петь,

смотреть, слушать, терпеть жару

и холод, переносить боль,

дышать, думать, помогать другим

людям и т.д.); воспитывать

чувство гордости, что ты человек;

вызвать интерес к дальнейшему

познанию себя.

Дидактическая игра

«Назови ласково»

Образование существительных с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами.

Дидактическая игра

«Я начну, а ты закончи»

Поиск соответствующих

понятий.

Дидактическая игра

«Четвёртый лишний»

Развитие мышления,

классификация понятий.

Дидактическая игра

«Умею – не умею»

Поддерживать у детей радостное

настроение, чувства удивления и

гордости своими почти

безграничными возможностями.

Дидактическая игра

«Опасно – не опасно»

Развивать охранительное

самосознание; умение предвидеть

возможные последствия своих

поступков.

Дидактическая игра

«Один – много»

Образование существительных

множественного числа в

именительном и родительном

падежах.

Художественное

творчество

«Разные, но одинаковые»

Подвести детей к пониманию

того, что каждый человек

индивидуален и неповторим, но

тело у всех устроено одинаково;

развивать творческие

способности детей в умении

передавать в рисунке свой

портрет.

Художественное

творчество

«Каким я вижу себя в

будущем»

Формирование умения

передавать в рисунке задуманный

сюжет, проявлять

самостоятельность в выборе

темы, композиционного и

цветового решения.

Конструктивная

«Игрушка – самоделка

Привлечь детей и их родителей к

деятельность

человек»

созданию игрушек – самоделок.

Согласовывать действия с

творческим замыслом;

закреплять знания о строении

человека.

Настольно-печатные

игры

«Я человек»

«Как устроен человек»

«Как растёт живое»

Дать детям представления о том,

как устроено человеческое тело;

о назначении отдельных частей

тела.

Экскурсия

«Кабинет врача»

Продолжение знакомства с

трудом врача; формирование

элементарных знаний о

специфике данной профессии;

расширение представлений о

значимости врача в жизни

человека.

Воспитывать уважение к

профессии врача.

Сюжетно-ролевая

игра

«Аптека»

«Поликлиника»

Развитие творческого

воображения, способности

совместно развёртывать игру,

согласовывая собственный

игровой замысел с замыслами

сверстников.

Закрепление умения брать на

себя различные роли в

соответствии с сюжетом игры;

использовать атрибуты,

конструкторы, строительный

материал.

Чтение

художественной

литературы

С. Е. Шукшина «Я и моё

тело»

В. Катаев «Цветик –

семицветик»

С. Я. Маршак «О мальчиках

и девочках»

К. И. Чуковский

«Мойдодыр»

«Доктор – Айболит»

Развитие интереса к

художественной и

познавательной литературе.

Культурно-досуговая

деятельность

Спортивное развлечение

«Папа, мама, я спортивная

семья»

Развивать психофизические

качества: силу, быстроту,

выносливость, ловкость,

гибкость; совершенствовать

физическое развитие детей.

Воспитывать организованность,

дисциплинированность,

коллективизм, укреплять

взаимоотношения между детьми

и взрослыми.

Беседа на тему: «Разные, но одинаковые»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что каждый человек индивидуален и

неповторим, но тело у всех устроено одинаково; развивать творческие

способности детей в умении передавать в рисунке свой портрет.

В начале беседы прочитать стихотворение М. Гомболи «Высокие и низкие»

Высокие и низкие,

Далёкие и близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И папы, и мамы, и дети-

Роднее их нет на свете.

Все вроде разные на вид,

Но почему – вопрос:

У каждого руки и ноги, и рот,

Два уха, два глаза и нос?

- Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:

-Похожи вы между собой? Если да, то чем похожи? Если нет, то чем

отличаетесь?

- Какое утверждение верно: «Все люди разные » или « все одинаковые»?

(воспитатель поощряет рассуждения детей, подводит их к простым

умозаключениям, помогает сделать вывод, что все люди и разные, и одинаковые

одновременно).

- Мы различаемся чертами лица, цветом волос, глаз, характером, степенью

способностей к какой-либо деятельности и др.

- Мы похожи формой своего тела, его внешним и внутренним строением.

В конце беседы сделать вывод, что каждый человек индивидуален и неповторим

– в этом « разность» людей, а « одинаковость» - в строении тела.

Дидактическая игра «Сходства и отличия»

Упражнение проводится в парах. Дети садятся друг напротив друга и

внимательно ищут признаки сходства и отличия. (Предварительно

оговаривается, что на одежду внимание не обращать.)

Например: сходства – « У меня и у Вани есть глаза (нос, рот, уши, руки, ноги,

туловище, шея, брови, ресницы, волосы и т. д.)»; отличия – « У меня глаза

голубые, а у Вани карие», « У меня волосы светлые, а у Вани – тёмные и т. д.

В конце беседы нарисовать свой портрет.

Занятие «Вот я какой!»

Цель: Познакомить детей с внешним строением, возможностями тела

человека (я умею бегать, петь, смотреть, слушать, терпеть жару и холод,

переносить боль, дышать, думать помогать другим людям…); воспитывать

чувство гордости, что ты – человек; вызвать интерес к дальнейшему познанию

себя.

Ход занятия.

Сегодня мы узнаем о том, что каждый из нас, и вообще любой человек, -

почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться

делать много – много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может никакое

другое существо на Земле.

- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает

нам каждую секунду.

- Я расскажу вам, из чего состоит ваше тело. У каждого из вас есть голова, она

может думать, смотреть, слушать, дышать, различать запахи и вкус. Конечно не

сама, а при помощи органов, которые находятся на голове: глаза, уши, рот, нос.

(Детям предлагается выполнить практические задания: вспомнить

стихотворения, разгадать загадку; поморгать глазами, узнать, что нарисовано

на картине; узнать предмет по запаху; показать язычок, узнать предмет по

вкусу и др.)

- Голова может поворачиваться в разные стороны и даже запрокидываться

назад. Она не могла бы этого делать, если бы у нас не было шеи. А ещё при

помощи шеи голова крепиться к туловищу.

- Туловище есть у каждого человека. Оно может поворачиваться в разные

стороны, наклоняться, выгибаться…

Внутри туловища спрятаны почти все жизненно важные органы: сердце, лёгкие

и др. К туловищу крепятся руки и ноги. Руки для человека очень важны – они

выполняют самую разнообразную работу.

- Назовите, какую? (ответы детей.) Всё это мы можем делать благодаря нашим

пальчикам, которые очень цепкие и могут удерживать самые разнообразные

предметы

Проводится игра « Что мы делаем – не скажем, что мы делаем –

покажем». Водящий показывает только само действие, а играющие должны

догадаться, что это за действие (забивать гвозди, поднимать тяжести,

вязать, писать, играть на музыкальном инструменте и др.)

- Вот какие удивительные наши ручки!

- Наши ножки могут быстро бегать, высоко прыгать, красиво ходить, вставать

на носочки, идти вприсядку. ( Попросить детей показать эти действия.) А всё

наше тело, т. е. голова, шея, туловище, руки и ноги вместе, может делать ещё

больше разнообразных движений. Мы можем танцевать, плавать, играть,

заниматься спортом, ездить на велосипеде, кататься на коньках и санках,

кувыркаться, заниматься каким – либо трудом, а также петь, слушать музыку,

смотреть картины, читать, писать, смеяться, учиться, запоминать стихи…

Кто ещё из других существ, живущих на Земле, может это делать? Да никто!

Конечно кто – то бегает быстрее человека, слышит лучше, видит дальше,

различает больше запахов, может жить в воде, под землёй, может летать. Но

никто не может делать того, что может Человек. Человек не может летать, как

птица, но он изобрёл самолёт и ракету; не может жить под водой, как рыба, но

создал подводные лодки, батискафы, подводные дома; не может жить под

землёй, как крот, но строит подземные дома и даже целые города, создаёт метро.

- Вот какой умный Человек! Какой умелый Человек! Всё это он может делать

благодаря тому, что так удивительно устроен.

Проводится дидактическая игра «Умею – не умею». Водящий говорит

слова «Я умею» («Я не умею») и бросает мяч любому игроку. Тот, кто ловит

мяч, должен сказать, что он может (чего не может) делать. Нельзя повториться и

подсказывать.

Физкультминутка.

У меня есть голова (повороты головы направо – налево,

Направо – налево, раз – два. наклоны головы).

Она сидит на крепкой шее (круговые повороты шеи)

Повертели - повертели.

Затем туловище идёт, (руки на поясе, наклоны, повороты)

Наклон, назад, наклон вперёд,

Поворот – поворот.

Умелые руки есть у всех, (рывки руками вверх – вниз)

Вверх – вниз, вниз – вверх.

Ноги нам нужны, чтоб бегать, (бег на месте, подскоки 2-3 раза, при-

Прыгать, приседать, стоять… седания 2-3 раза)

Вот какое мое тело!

С ним всё сделаешь на « пять»!

Данная физкультминутка закрепляет представления детей о внешнем

строении человека, развивает двигательные навыки, ориентировку в

пространстве, активизирует интерес к познанию себя, своего тела, своих

возможностей, вызывает радостное настроение.

Спортивного развлечения

«Папа, Мама, Я – дружная спортивная семья».

Цель: Развитие интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

1.

Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость,

ловкость, гибкость.

2.

Совершенствовать физическое развитие детей.

3.

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм и

укреплять взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Ход:

Когда появилось слово «СЕМЬЯ»?

Когда-то о нём не слыхала

Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой

Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам-

Кто деток родит мне,

Богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает,

Царица моя? –

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит,

О радость моя?

И Ева всё так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьёт,

Постирает бельё,

Меня приласкает,

Украсит жильё?

«Я» «я» - тихо молвила Ева.-

«Я» «я»…-

Сказала она знаменитых

Семь «я»

Вот так на земле появилась семья.

Дорогие друзья! Сегодня у нас семейный праздник – соревнование. Мы будем

веселиться с мамами и папами.

1.

Первое задание.

Придумать название команды, приветствие, выбрать капитана – взрослого.

(представляем команды)

2.

Перед серьёзным испытанием необходимо размяться всем участникам.

Давайте все встанем в большой круг и будем имитировать движения тех

животных, о которых я буду загадывать загадки.

Игра называется «Доскажи словечко» с имитацией движений на месте.

К нам сегодня поутру

Прискакала (кенгуру)

Толстокожий, неуклюжий

У него огромный рот

Любит воду, а не лужи

Житель Нила (бегемот)

На ветке не птичка

Зверёк – невеличка

Мех тёплый, как грелка

Кто же это? (белка)

Все говорят, что он похож на папу,

Такой же неуклюжий, такой же косолапый

Но только он совсем ещё ребёнок

Мохнатый тёмно – бурый (медвежонок)

Живут в большом болоте попрыгушки

Зелёные лупатые (лягушки)

Он зубами громко щёлк

Потому что это (волк)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова это (сова)

Как гора огромный он

Ну, конечно, это (слон)

(это была разминка)

Соревновательная часть.

Нужно выбрать жюри. Судить наше соревнование будет жюри в составе…

Каждый конкурс будет оцениваться так: за каждый правильно выполненный

конкурс команды получают по обручу.

1.

В первом конкурсе участвуют обе команды (взрослые и дети).

Все обходят это место

Здесь земля, как будто тесто

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги

И пускай боится кто-то

Перейдём сейчас болото.

Задание «Перейдём болото» (дети, как лягушки прыгают, взрослые по

кочкам).

2.

Испытание для всех.

Мы смелые, отважные, ну просто, храбрецы,

Мы не боимся никого; даже гусеницы.

Конкурс называется «Гусеница». (чередуются взрослые с ребятами, мяч

передаём между ног, наклоняемся вперёд, в конце мяч поднять).

3.

Испытание. Конкурс только для взрослых.

Дадим возможность папе, маме, сыграть с воздушными шарами; перенести

воздушный шар на ракете (не касаясь пола).

4.

Испытание. Конкурс для детей.

В каждой семье есть свои традиции. К ним готовятся, готовя вкусную пищу,

накрывают на стол, естественно дети обязательно помогают в силу своих

возможностей. А как они помогают сейчас посмотрим. Предлагаем конкурс

«Свари суп», «Свари компот».

В этом большом обруче перемешаны: овощи и фрукты и ягоды. Первая

команда будет варить суп, значит, вам понадобятся (овощи); вторая – компот,

значит, вам понадобятся (фрукты и ягоды).

5.

Конкурс капитанов.

Обойди хоть все моря и страны,

Лучше ты не сыщешь капитанов,

Капитаны в центр выходите,

Честь своей команды защитите.

(Ваша задача набрать и удержать в руках как можно больше количеств мячей).

6.

Испытание.

Стукнешь о стенку

А я отскачу

Бросишь на землю

А я подскачу

Смирно лежать я никак не хочу-

Точно и метко в цель я лечу.

(Взрослый держит корзину, ребёнок кидает мяч в корзину).

7.

Испытание

Конкурс «Собери прищепки с ребёнка».

Родителям завязывают глаза, называют количество прищепок на ребёнке.

Взрослый собирает по сигналу, когда собрано всё количество, он кричит: «Всё!».

8.

Дорогие мамы и папы, больше всего на свете наши дети любят сказки. Мы

уверены, вы тоже их любите. А на сколько, вы их хорошо знаете, сейчас

проверим.

Конкурс «Знаете ли вы сказки?»

Вопросы.

1.

Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?

(Колобок).

2.Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.

(Репка).

3. В какой русской народной сказке решается жилищный вопрос? (Теремок).

4. В какой русской народной сказке младший, не послушав старшую, нарушил

правила гигиены и жестоко за это поплатился (Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка).

Подведение итогов конкурса

Дидактические игры

1.

«Кто больше знает о себе»

Цель: уточнять и закреплять представления детей о строении, выполняемых

функциях и возможностях тела человека.

Игровые задачи: чётко и правильно отвечать на поставленный вопрос либо

выразительно показывать разнообразные действия, которые могут выполнять

части тела.

Игровые действия (два варианта).

1.

Отвечать на поставленные вопросы: что умеют делать твои руки? Что

умеют делать твои ноги? Что умеет делать твоя голова? Что умеет делать твоё

туловище? Что умеют делать твои глаза? И др.;

2.

Вместо устного ответа на вопрос показывать свой ответ действием, т.е.

плясать, прыгать, хлопать в ладоши, рисовать и изображать другие действия,

заложенные в вопросе.

Правила игры:

а) выигрывает тот, кто назовёт больше действий;

б) выигрывает тот, чей показ наиболее выразителен, при этом говорить не

разрешается.

2.«Найдём хозяина».

Воспитатель произносит начало предложения, а дети заканчивают его. Затем

они повторяют предложения и показывают те части тела, о которых идёт речь.

Ресницы нужны… (глазам).

Локти нужны… (рукам).

Пятки нужны…(ногам).

Волосы нужны…(голове).

Лопатки нужны…(спине).

Пальцы нужны…(ладошкам).

Колени нужны…(ногам).

3.

«Я начну, а ты закончи».

Поиск соответствующего понятия (головой мы – думаем и т. д.)

4.

«Скажи наоборот».

Поиск антонимов (большой – маленький)

5.

«Четвёртый лишний».

Классификация понятий.

6.

«Назови ласково».

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным

суффиксом (голова – головка – головушка и т.д.)

«Составь слово».

Чёрные глаза – черноглазый

Светлые волосы – светловолосый

Красные щёки – краснощёкий

Ясные глаза – ясноглазый

Пышное тело – пышнотелый

Длинные ноги – длинноногий

Круглое лицо – круглолицый

Белые зубы – белозубый

7.

«Расскажи про маленького и большого брата».

Рука – ручка – ручище.

Нога – ножка – ножище.

Глаз - …

Голос - …

Лоб - …

Нос - …

Зуб - …

Усы - …

Руки - …

Губу - … и т. д.

8.

«Скажи наоборот».

Молчать – говорить

Смеяться – плакать

Работать – бездельничать (лениться)

Ссориться – мириться

Садиться – вставать

Огорчать – радовать

Бежать – стоять

Заснуть – проснуться.

9.

Подобрать слова, которые характеризуют состояние человека.

Например, хмурый, грустный, радостный, весёлый, удивлённый, испуганный,

смелый, трусливый, сильный.

Пальчиковые игры.

«Ножки и ручки»

- Ножки, ножки, где вы были? (ходьба на месте)

- за грибами в лес ходили.

- Ручки, ручки, где вы были?

Мы грибочки собирали (присели, «собирают грибы»)

- А вы глазки, помогали?

- Мы искали, да смотрели,

Все пенёчки оглядели (смотрит из – под руки, поворот влево, вправо).

«Части тела»

Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться).

Двое глаз и двое век, (указательными пальцами показываем на глаза, затем на

веки).

И – внимательно смотри! – (указательные и средние пальцы «идут» от глаз в

направлении висков).

Уха два и две ноздри (показываем на уши и ноздри).

А вот пальчиков – по пять, (растопырить пальцы на обеих руках ).

Чтобы ими всё держать (хватающий жест руками).

Сюжетно – ролевая игра

«Поликлиника».

Задачи:

Продолжать знакомство детей с профессией врача.

Учить отражать в играх приобретённый жизненный опыт.

Закрепить умение производить простейшие действия с игровым

материалом, используя его по назначению, подражая действиям взрослого.

Стимулировать и поощрять речевую активность в процессе игры.

Развивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со

взрослым и другими детьми;

Воспитывать уважение к труду врачей.

Материал:

Белый халат, шапочки, инструменты для медсестры, бланки рецептов,

аптечка и т. д.

Методический приём:

1.

Оказание помощи при распределении ролей.

2.

Уделять внимание детям во время игры, помогать им направить игру,

их замысел, по мере возможности самой включиться в игру.

3.

Обращать внимание на вежливость в разговоре.

4.

Оценка игры, похвала.

Предшествующая работа.

Экскурсия в кабинет врача, медсестры, чтение произведений о

медицинских работниках, рассматривание иллюстраций , беседы на

занятиях, разучивание стихотворений.

Ролевые действия:

Доктор – ведёт приём, прослушивает, смотрит горло, измеряет давление,

выписывает рецепт.

Медсестра – выполняет назначение врача, делает уколы, ставят горчичники.

Пациент - приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит,

выполняет рекомендации врача.

Регистратор – заполняет карту больного, даёт талончик.

Медсестра процедурного кабинета – делает уколы, перевязку, прививки,

прогревание.

Продавец в аптечном киоске – отпускает лекарства по рецепту врача.

Ход игры.

1.

Орг. момент.

2.

Игра «Закончи предложение».

3.

Вопросы к детям.

4.

Дидактическая игра «Что нужно врачу?» (дети выбирают из

предложенных предметов нужные врачу. Рассказывают, для чего, по их

мнению, нужен тот или иной предмет).

5.

Педагог предлагает детям выбрать атрибуты, нужные для игры

«Поликлиника».

6.

Распределение ролей.

7.

Планирование игровых действий.

8.

Дети по очереди ведут кукол на приём. Врач беседует, осматривает

больных, выписывает рецепты.

9.

Итог.

Понравилось играть в «Поликлинику»?

Почему мы не можем обойтись без врачей?

Нужно ли идти на приём к врачу?



В раздел образования