Автор: Малыхов Владислав Олегович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ Лицей 7
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках физической культуры при работе с обучающимися с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Использование коррекционно-развивающих упражнений
на уроках физической культуры при работе с
обучающимися с ОВЗ.
Презентация.
Цели и задачи
•
Цель учителя при работе с обучающимися с ОВЗ – это
создание условий для эффективного решения
педагогических задач по реализации направлений
коррекционно-развивающей работы.
•
Задачи:
•
Подбор специальных упражнений, придав им
комплексный характер, и постоянное их использование
для коррекционно-развивающей работы с детьми.
•
Анализирование результатов коррекционно-
развивающей работы и совершенствование комплекса
упражнений.
Методическое
обоснование
заявленной
темы
Изучив учебно-методическую литературу по сопровождению
детей пятого вида, учитывая рекомендации логопеда и
психолога, мною был составлен методический комплекс
упражнений, основанный на трех блоках:
Логоритмика
Ритмопластика
Психогимнастика
Логоритмика.
Логоритмика — это система упражнений,
заданий, игр на основе сочетания музыки,
движения, слова, метод логопедической
работы по развития речи ребенка. Ее цель —
решение коррекционных, образовательных и
оздоровительных задач.
Популярность и эффективность логоритмики
связана с тем, что занятия проходят в игровой
форме по принципу подражания, они
сопровождаются словами и музыкой. Если
регулярно включать предложенные приемы в
игровую деятельность ребенка, можно достичь
заметных результатов.
"Путешествия в сказку"
1 этап
1 упражнение.
Жарким днем лесной тропой
звери шли на водопой. За
мамой тигрицей шли тигрята.
(Перекат с пятки на носок руки
на пояс, 1,2,3,4 звук –рррр.)
2 упражнение.
За мамой лосихой крался
лосенок. (На носочках руки
вверх звук -лллл). За мамой
ежихой шел медленно ежонок.
(На пяточках, руки в стороны
звук –жжжж.)
3 упражнение.
Три медведя шли домой. (На
внешней стороне стопы руки
на пояс тянем звук м-м-м).
«Путешествие
в сказку»
2 этап
Д
ыхательная гимнастика.
1 упражнение.
«Лыжник». И. п.— ноги полусогнуты и
расставлены на ширину ступни. Имитация
ходьбы на лыжах. Выдох через нос с
произношением звука «М» (1,5 — 2 мин).
2 упражнение.
«Маятник»-1. И. п.— ноги на ширине
плеч, палка за спиной на уровне нижних
углов лопаток. Наклонять туловище в
стороны. При наклоне — выдох с
произношением «Т-у-у-у-х-х-х».
Выпрямляясь — вдох (6—8 раз).
3 упражнение.
«Носорог». И.п. – сед с прямыми ногами,
руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох –
туловище наклонить вперед, коснутся
руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох -
вернутся в и.п.
"Путешествие в сказку"
3 этап
1 упражнение.
Совушка-сова,
Большая голова,
На ветке сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
И.П. основная стойка на 1,2,3,4 поворот
головы вправо-влево.
2 упражнение.
•
Ветер тучи рвет в клочки. Показать, как
ветер рвет тучи.
И.П.
основная стойка
на 1,2,3,4 круговые
движения руками вперед, затем назад.
3 упражнение.
•
Ветер тучи рвет в клочки, разжимает и
сжимает клен тугие кулачки.
И.П. стойка руки в стороны на 1,2,3,4
сжимаем, разжимаем кулачки.
Ритмопластика.
Ритмопластика – это специальное комплексное занятие, на котором
средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных
упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций,
улучшаются качественные характеристики движения, развиваются
личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и
поведения.
1 упражнение «Буратино и Пьеро»
используется музыка из кинофильма
«Приключение Буратино»
(Композитор Алексей Рыбников,
автор слов Юрий Энтин).
Описание упражнения: Дети
двигаются врассыпную, по команде
«Буратино» останавливаются в позе:
ноги на ширине плеч, руки согнуты в
локтях, раскрыты в сторону, кисти
прямые, пальцы растопырены, все
мышцы напряжены. Движение по
залу возобновляется.
По команде «Пьеро» опять замирают,
изображая грустного Пьеро: голова
висит, шея расслаблена, руки
болтаются внизу. В дальнейшем
можно предложить детям двигаться,
сохраняя образы деревянного,
крепкого Буратино и расслабленно
Пьеро.
Ритмопластика
Ритмопластика
2 упражнение «Город роботов».
Роботы вышли на улицы города,
они сделаны из металла и
пластика, их движения резкие и
упругие…
При выполнении подобных
упражнений особое внимание
нужно уделять постановке
правильного дыхания: вдыхайте,
готовясь к движению, и выдыхайте
в процессе движения. Выполнение
движения на выдохе позволяет
расслабляться и избегать
перенапряжения.
Психогимнастика
Психогимнастика - это курс
специальных занятий (этюдов,
упражнений и игр), направленных на
развитие и коррекцию различных
сторон психики ребенка (как ее
познавательной, так и эмоционально-
личностной сферы).
Психогимнастика
Упражнение 1.
«Сейчас мы с вами будем спортсменами-
тяжелоатлетами. Представьте, что на полу
лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох,
оторвите штангу от пола на вытянутых руках,
приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните,
бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем
еще раз».
Упражнение 2.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем
поднимать ее над головой. Сделали вдох,
подняли штангу, зафиксировали это
положение, чтобы судьи засчитали вам победу.
Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните.
Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете
поклониться зрителям. Вам все хлопают,
поклонитесь еще раз, как чемпионы».
Упражнение можно выполнить несколько раз.
Психогимнастика
В основе данных упражнений тоже лежит игровая
деятельность. Они показаны как ученикам с
чрезмерной утомляемостью, задержкой психического
развития, так и с целью психофизической работы во
всех классах.
Итак, использование коррекционно-развивающих
упражнений при работе с обучающимися с ОВЗ
позволяет формировать умение владеть своими
эмоциями, мотивирует к занятиям физической
культурой и способствует решению конкретных
коррекционных задач.
Список литературы
Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивн
о-оздоровительная
физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов,
В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2010. Литош, Н. Л.
Адаптивная физическая культура.
Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.:
СпортАкадемПресс, 2002. Чистяков М.И.
Психогимнастика. М., 1990