Напоминание

Тема "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей с ОВЗ"


Автор: Семенова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59 города Белово
Населённый пункт: Белово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59 «Рябинка» комбинированного вида города Белово»

(МБДОУ детский сад №59 города Белово)

«Формирование предпосылок

функциональной грамотности

у детей с ОВЗ»

Составила: учитель – логопед 1КК

Семенова О.В.

Беловский городской округ, 2022г.

«Формирование предпосылок функциональной грамотности

у детей с ОВЗ»

В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность

становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в ДОУ,

и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и

образованию.

Одна из задач современного образованияформирование

функционально грамотных людей.

«Функциональная грамотность — способность человека использовать

приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений» А. А. Леонтьев

«Функциональная грамотность сегодня

— это базовое образование

личности.

Ребёнок должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим

миром;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) жизненные

задачи;

- способностью строить социальные отношения;

- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей

грамотности, стремление к дальнейшему образованию»

Синоним к определению функциональная грамотность, это интеллект.

ИНТЕЛЛЕКТ- это психологическая способность любого человека для

адаптации

к

новым

условиям

посредством

обучения,

необходимость

которого приходит с жизненным опытом.

Актуальна ли функциональная грамотность для дошкольного

образования? Бесспорно – ДА.

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие

функциональной грамотности детей, но предпосылки функциональных

навыков формируются в стенах ДОУ и семье.

Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения,

письма, математики и это является той благодатной почвой, которая

впоследствии помогает будущему школьнику использовать эти знания для

решения различных жизненных задач в различных сферах человеческой

деятельности,

общения

и

социальных

отношений.

В

этом

отличие

функциональной грамотности от элементарной грамотности как способности

ребёнка

читать,

понимать,

составлять

простые

короткие

тексты

и

осуществлять простейшие арифметические действия.

В

настоящее

время

перед

нами

стоит

задача,

чтобы

ребёнок

своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он

пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и

взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого

ребёнка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез,

сравнение, обобщение, классификация.

В рамках логопедической работы целесообразно рассматривать

функциональную грамотность, как способность человека (воспитанника)

вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и

функционировать в изменяющихся условиях (то есть, на занятии и в

общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).

Другими словами формирование функциональной грамотности на

логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка

правильных речевых навыков и в выработке способности эти речевые навыки

применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности

на занятии и в общении с окружающими.

Чтобы обеспечить

продуктивность

формирования

предпосылок

функциональной грамотности у детей с ОВЗ, в своей работе использую:

- Дидактический наглядный и речевой материал, способствующий

повышению мотивации детей:

1. Логопедические альбомы,

2. Игры на лепучках с фонариком - на автоматизацию и дифференциацию

звуков.

3. Кейсы

4. Лепбуки

- Вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа.

Например: «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?»

(работа с нелепицами), задание «Речемыслительный тренажёр», при

выполнении заданий по данному тренажёру ребёнок вербализует

(оречевляет) свою мыслительную деятельность и др.

- Проблемно-обучающие ситуаций, (диалоги, речевые ситуации,

приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и

воспитателями)

- Информационно-компьютерные технологии.

Развитие функциональной грамотности в современном мире невозможно

без знаний информационных технологий, поэтому использую компьютер в

учебно-воспитательном процессе.

Прежде всего, это вызывает у детей

большой интерес, снимает напряжение, стеснительность, неуверенность у

самых неактивных детей.

1. Игры на компьютере повышают уровень словесной активности.

Одновременно с повышением заинтересованности дети получают и первые

навыки работы на компьютере.

2.

Использую цифровые образовательные ресурсы, такие как

презентации,

анимации,

иллюстрации,

видеофрагменты,

аудиофрагменты и т.д.

Презентации:

Игра – викторина «Знатоки природы»

Игра «Путешествие на лесную полянку»

Интерактивное занятие «Народные традиции»

Проведение занятий с использованием электронных образовательных

ресурсов имеют ряд преимуществ перед традиционными коррекционно-

развивающими занятиями:

- это дает педагогу, прежде всего, свободу в выборе дидактического

материла,

- обеспечивает наглядность представления практически любого

материала,

- обучает современным способам самостоятельного получения знаний,

- эффективно влияет на повышение мотивации воспитанников.

Кроме того, используя интернет ресурсы, которые экономят время, дают

возможность всегда пополнять, обновлять свои знания, а также самому

научиться составлять презентации, игры, конспекты занятий.

- квест-технологию, так как она способствует развитию активной

позиции ребёнка, он становится более раскрепощенным в общении,

повышает познавательно-речевую активность.

Квесты

нацелены

на

развитие

индивидуальности

ребёнка,

его

самостоятельности, инициативности. Это деятельность ребёнка, в которой он

самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический

опыт.

- работа с песком. Метод эффективный: дети быстрее запоминают

буквы, их печатный образ остается у детей в памяти, что помогает успешно

осваивать чтение и письмо.

В игре с песком развиваются все высшие

психические функции, а также речь и моторика.

Т.к. здоровье, является необходимым условием полноценного развития

ребёнка, поэтому использую здоровьесберегающие технологии которые,

несомненно, способствуют формированию в дальнейшем функционально

грамотного

человека.

Хочу

выделить

3

вида

современных

здоровьесберегающих

технологий,

используемых

в

практической

деятельности:

1.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

динамические

паузы,

подвижные

игры,

релаксация,

гимнастика

пальчиковая,

гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

2.

Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры,

самомассаж, точечный самомассаж.

3.

Коррекционные

технологии:

технологии

коррекции

речи,

кинезиология, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика,

биоэнергопластика, Су-Джок терапия, коррекция моторной неловкости,

развитие графомоторных навыков.

-

Выступаю на родительских собраниях с результатами

логопедического обследования, знакомлю учителей и родителей с ходом и

результатами проведённой

логопедической работы. Даю материал для

закрепления

речевых

навыков

дома.

Изготавливаю

и

предоставляю

родителям

и

воспитателям

памятки

с

рекомендациями

по

совершенствованию речи ребёнка.

Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне

формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях

является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.



В раздел образования