Автор: Семенова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59 города Белово
Населённый пункт: Белово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 59 «Рябинка» комбинированного вида города Белово»
(МБДОУ детский сад №59 города Белово)
«Формирование предпосылок
функциональной грамотности
у детей с ОВЗ»
Составила: учитель – логопед 1КК
Семенова О.В.
Беловский городской округ, 2022г.
«Формирование предпосылок функциональной грамотности
у детей с ОВЗ»
В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность
становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в ДОУ,
и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и
образованию.
Одна из задач современного образования – формирование
функционально грамотных людей.
«Функциональная грамотность — способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений» А. А. Леонтьев
«Функциональная грамотность сегодня
— это базовое образование
личности.
Ребёнок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим
миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) жизненные
задачи;
- способностью строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей
грамотности, стремление к дальнейшему образованию»
Синоним к определению функциональная грамотность, это интеллект.
ИНТЕЛЛЕКТ- это психологическая способность любого человека для
адаптации
к
новым
условиям
посредством
обучения,
необходимость
которого приходит с жизненным опытом.
Актуальна ли функциональная грамотность для дошкольного
образования? Бесспорно – ДА.
Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие
функциональной грамотности детей, но предпосылки функциональных
навыков формируются в стенах ДОУ и семье.
Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения,
письма, математики и это является той благодатной почвой, которая
впоследствии помогает будущему школьнику использовать эти знания для
решения различных жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности,
общения
и
социальных
отношений.
В
этом
отличие
функциональной грамотности от элементарной грамотности как способности
ребёнка
читать,
понимать,
составлять
простые
короткие
тексты
и
осуществлять простейшие арифметические действия.
В
настоящее
время
перед
нами
стоит
задача,
чтобы
ребёнок
своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он
пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и
взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого
ребёнка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация.
В рамках логопедической работы целесообразно рассматривать
функциональную грамотность, как способность человека (воспитанника)
вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и
функционировать в изменяющихся условиях (то есть, на занятии и в
общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).
Другими словами формирование функциональной грамотности на
логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка
правильных речевых навыков и в выработке способности эти речевые навыки
применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности
на занятии и в общении с окружающими.
Чтобы обеспечить
продуктивность
формирования
предпосылок
функциональной грамотности у детей с ОВЗ, в своей работе использую:
- Дидактический наглядный и речевой материал, способствующий
повышению мотивации детей:
1. Логопедические альбомы,
2. Игры на лепучках с фонариком - на автоматизацию и дифференциацию
звуков.
3. Кейсы
4. Лепбуки
- Вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа.
Например: «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?»
(работа с нелепицами), задание «Речемыслительный тренажёр», при
выполнении заданий по данному тренажёру ребёнок вербализует
(оречевляет) свою мыслительную деятельность и др.
- Проблемно-обучающие ситуаций, (диалоги, речевые ситуации,
приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и
воспитателями)
- Информационно-компьютерные технологии.
Развитие функциональной грамотности в современном мире невозможно
без знаний информационных технологий, поэтому использую компьютер в
учебно-воспитательном процессе.
Прежде всего, это вызывает у детей
большой интерес, снимает напряжение, стеснительность, неуверенность у
самых неактивных детей.
1. Игры на компьютере повышают уровень словесной активности.
Одновременно с повышением заинтересованности дети получают и первые
навыки работы на компьютере.
2.
Использую цифровые образовательные ресурсы, такие как
презентации,
анимации,
иллюстрации,
видеофрагменты,
аудиофрагменты и т.д.
Презентации:
Игра – викторина «Знатоки природы»
Игра «Путешествие на лесную полянку»
Интерактивное занятие «Народные традиции»
Проведение занятий с использованием электронных образовательных
ресурсов имеют ряд преимуществ перед традиционными коррекционно-
развивающими занятиями:
- это дает педагогу, прежде всего, свободу в выборе дидактического
материла,
- обеспечивает наглядность представления практически любого
материала,
- обучает современным способам самостоятельного получения знаний,
- эффективно влияет на повышение мотивации воспитанников.
Кроме того, используя интернет ресурсы, которые экономят время, дают
возможность всегда пополнять, обновлять свои знания, а также самому
научиться составлять презентации, игры, конспекты занятий.
- квест-технологию, так как она способствует развитию активной
позиции ребёнка, он становится более раскрепощенным в общении,
повышает познавательно-речевую активность.
Квесты
нацелены
на
развитие
индивидуальности
ребёнка,
его
самостоятельности, инициативности. Это деятельность ребёнка, в которой он
самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический
опыт.
- работа с песком. Метод эффективный: дети быстрее запоминают
буквы, их печатный образ остается у детей в памяти, что помогает успешно
осваивать чтение и письмо.
В игре с песком развиваются все высшие
психические функции, а также речь и моторика.
Т.к. здоровье, является необходимым условием полноценного развития
ребёнка, поэтому использую здоровьесберегающие технологии которые,
несомненно, способствуют формированию в дальнейшем функционально
грамотного
человека.
Хочу
выделить
3
вида
современных
здоровьесберегающих
технологий,
используемых
в
практической
деятельности:
1.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
динамические
паузы,
подвижные
игры,
релаксация,
гимнастика
пальчиковая,
гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
2.
Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры,
самомассаж, точечный самомассаж.
3.
Коррекционные
технологии:
технологии
коррекции
речи,
кинезиология, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика,
биоэнергопластика, Су-Джок терапия, коррекция моторной неловкости,
развитие графомоторных навыков.
-
Выступаю на родительских собраниях с результатами
логопедического обследования, знакомлю учителей и родителей с ходом и
результатами проведённой
логопедической работы. Даю материал для
закрепления
речевых
навыков
дома.
Изготавливаю
и
предоставляю
родителям
и
воспитателям
памятки
с
рекомендациями
по
совершенствованию речи ребёнка.
Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне
формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях
является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.