Автор: Кокорина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия №7
Населённый пункт: г. Одинцово, Момковская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Качество образования"
Раздел: начальное образование
Качество образования и возможности его повышения в условиях
модернизации современной школы
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она
непрерывно
изменяется.
В
условиях
модернизации
Российского
образования,
которая
ведет
к
росту
конкуренции
среди
общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема
обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Первостепенная задача школы - достижение нового, современного
качества образования.
В общегосударственном плане
качество образования – это его
соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на
усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие
личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные
ключевые
компетенции,
что
и
составляет
современное
содержание
образования.
Повышение качества образования – одна из основных задач
современной школы.
Качеством
образования
в
школе
занимались
всегда.
Однако
образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного
переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий
различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей,
администрации школы, остальных членов педагогического коллектива,
внешних
организаций,
с
которыми
сотрудничает
образовательное
учреждение для достижения результата.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в
конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной
цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное
совершенствование трех составляющих:
образовательных результатов;
организации образовательного процесса;
квалификации педагогических работников.
Качественным
можно
считать
образование,
если
определенные
достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники
образовательного процесса.
Из чего складывается качество образования?
из высокого уровня профессионализма педагогов;
из создания комфортности в обучении школьников;
прочности знаний учащихся;
соблюдение санитарно-гигиенических норм;
из материально-технического обеспечения школы.
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования –
освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как
и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько
гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных
особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости
школьников.
К современным образовательным технологиям отнесены:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективная система обучения;
исследовательские методы обучения;
проектные методы обучения;
технологии модульного и модульно-блочного обучения;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть
в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать
средства информатизации и информационные технологии в обучении, в
воспитании
и
развитии
своих
учеников.
Чтобы
формировать
информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать
такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня —
подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших
объемов
информации,
вооружить
его
современными
средствами
и
технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И
этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой
создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе
такой среды.
Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее
России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс
человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а
в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно
действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь
истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не
могу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу
выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.
Качество
образования
не
сводится
исключительно
к
качеству
обучения.
Современная
информационная
эпоха
обостряет
задачу
воспитания
человека
умелого,
мобильного,
способного
успевать
за
стремительным
развитием
цивилизации.
Не
менее
важная
задача:
воспитание человека духовного.
Какую же работу необходимо проводить в начальной школе, чтобы
повысить качество образования?
Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний
учащихся
1.
Говорите понятно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих
себя.
2.
Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не
объясняйте «на пальцах». Учащимся нужно показать хотя бы слайды,
схемы, и обязательно яркие.
3.
Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки,
смешные истории – обязательны.
4.
Покажите
причины
неудач
и
пути
исправления
ошибок.
Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
5.
Не
критикуйте
обучающихся
голословно,
доказывайте
и
переубеждайте. Лучше быть солидарными с идеями и предложениями,
с
разумными
идеями.
Но
неразумные
идеи
детей
критикуйте
деликатно.
6.
Будьте предельно откровенны.
7.
Ваша помощь в решении проблем детей, поддержка их инициатив и
начинаний будет принята. Но благодарности не ждите!
8.
Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей
жизни.
КОНЦОВКА
Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если
оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества.
И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения
качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности
школы, то есть нашей с вами работы.