Автор: Лобода Виктория Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия №7
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: "Игра в системе формирования финансовой грамотности младших школьников"
Раздел: начальное образование
Игра в системе формирования финансовой
грамотности младших школьников
Мы живём в такое время, когда быть финансово грамотным просто
необходимо. Товарно-денежные отношения развиваются с невероятной
скоростью, и чтобы они впоследствии не поглотили наших детей, мы
обязаны научить их правильно реагировать на все изменения. Причем учить
необходимо
уже
с
младшего
школьного
возраста,
включая
в
образовательную
деятельность
знакомство
с
основами
финансовой
грамотности.
«Финансовое образование», бесспорно, понятие довольно широкое,
сложное, насыщенное различными терминами, не всегда понятными.
Финансовая же грамотность в младшем школьном возрасте предполагает
воспитание
у
ребенка
бережливости,
деловитости
и
рационального
поведения в отношении простых операций, трудолюбия, правильной оценки
любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование
у ребенка правильного представления о финансовом мире.
В своей внеурочной деятельности я использую чаще всего игру для
раскрытия темы финансовой грамотности. Всё просто, знакомо детям,
доступно, а главное интересно. Например, говоря с детьми о бережливости,
обращаюсь, к ролевой игре «Электрики». Ребёнок в роли электрика
проверяет не только исправность техники на кухне, но и рассказывает
«хозяйке», о важности выключать свет, когда уходишь из помещения. Это в
первую очередь безопасно. Но ещё это и экономично. Далее учу детей
выстраивать логическую цепочку: электроэнергия стоит определенных денег,
и чем больше её тратится, тем больше приходится платить денег (в простом
виде вариант товарно-денежных отношений в игре). Когда мы играем в игру
«Дом моды», где шьём куклам одежду, аналогично выстраиваем цепочку:
ткань нужно несколько раз отмерить, чтобы не ошибиться и не испортить,
потому что она стоит денег, и если ошибемся, то испортим вещь, и придется
дополнительно платить деньги на покупку новой ткани. Вот на таких
простых примерах мы учимся бережливости, и самым простым способом
знакомимся с основами финансовой грамотности. Ребятам очень нравится
играть в «Сбербанк». Здесь уже вводятся простые понятия: банк, кредитная
карта, банкомат, как правильно пользоваться банкоматом, кто работает в
банке. Игра-инсценировка – прекрасный способ познакомиться с этими
понятиями. Ну и, конечно, уже знакомая нам логическая цепочка, где дети
рассуждают, что некоторые люди берут кредиты, что брать их нужно с
учетом своих финансовых возможностей. На этом этапе обращаюсь к семье,
ведь перед родителями стоит задача помочь ребенку разобраться в наиболее
сложных и важных вопросах, касающихся финансов, семейного бюджета.
Кто и как зарабатывает деньги в семье, как формируется семейный бюджет,
как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,
как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для
последующих
покупок.
Здесь
уместно
обратиться
к
игре-ситуации.
Например, «Какую покупку сделать в первую очередь?», «Хватит ли денег на
все запланированные покупки?»
Решение
таких
ситуационных
проблемных
задач
способствует
формированию
у
детей
младшего
школьного
возраста
умения
ориентироваться в мире ценностей. Таким образом, я всё больше убеждаюсь,
что развитие ребенка всё же эффективнее проводить через игру, ненавязчиво,
так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни, а
освоение финансовой грамотности в детстве – это объективная реальность
нашего времени.