Напоминание

Презентация


Автор: Фроленкова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ гимназия 22
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Оформление и оснащение познавательно-речевых уголков в группах.
Тема: Презентация
Раздел: дошкольное образование





Назад




Оформление и оснащение познавательно-речевых уголков в группах.

Подготовила Фроленкова Елена Евгеньевна,

воспитатель первой категории МАОУ гимназии №22

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется

постепенно,

вместе

с

развитием

ребенка.

Речь играет ключевую роль в развитии памяти, внимания, воображения,

восприятия

и

логических

способностей.

Формирование речи в значительной степени зависит от окружающей

среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана

обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его

физическое

и

психическое

развитие.

Таким

образом,

для

развития

речевых

умений

воспитанников

всех

возрастов, необходимо создание специально организованной предметно -

пространственной

среды

в

группе.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Значение уголка речевого развития

Речевой

уголок

предполагает

проведение

индивидуальных занятий,

игр

поодиночке

или

небольшими подгруппами

и

является

одним

из

центров

самостоятельной

деятельности детей.

Цель создания уголка

речевого

развития

оптимальная организация

развивающей

среды

для

совершенствования

речевых

способностей

воспитанников.

Содержание

пособий

должно

соответствовать

возрастным особенностям детей.

Предполагается наличие одушевлённого персонажа

куклы

или

игрушки.

Персонаж-хозяин

уголка

побуждает

детей

к

речевой

деятельности:

рассказывает

забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы.

Уголок

оформляется

в

одном

стиле

с

зонами

художественного чтения и театрализованной деятельности.

В целях безопасности не рекомендуется оборудовать

речевой уголок навесными полками или шкафами со

стеклянными дверцами.

Воспитанники первой и второй младшей групп

самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики

под контролем педагога (из-за опасности попадания

мелких деталей в дыхательные пути).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Уголок

должен

быть

достаточно

освещён;

находиться

в

тихом

месте

рядом

с

уголками:

книжным,

театрализованной деятельности и сенсорного развития.

Оборудование речевого уголка: стеллаж, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал.

Задачи речевого уголка

Возраст

Задачи

Формирование

культуры речевого

общения в детском

коллективе.

Воспитание

эмпатии: чувства

сопереживания,

желания

поддержать.

Укрепление

дружеский

отношений внутри

группы.

Создание

положительной

мотивации к

коллективной

работе.

1,5–3 года

Развитие речевого слуха.

Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.

Обогащение активного словаря.

3–4 года

Развитие речевого дыхания.

Совершенствование звуковосприятия.

Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.

4–5 лет

Развитие артикуляционной моторики.

Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.

Развитие диалогической речи.

5–6 лет

Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в

составе слов).

Закрепление навыков правильного звукопроизношения.

Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических

категорий.

6–7 лет

Развитие монологической речи.

Развитие фонематического слуха.

Подготовка к обучению грамоте.

Оформление речевого уголка

в младших группах

В

младших

группах

уголок речевого развития

включает

в

себя

зону

сенсорики

место

для

развития

мелкой

моторики,

развития

сенсорных эталонов.

Как вариант, это столик с

развивающими

играми.

Это

могут

быть

пирамидки,

прищепки,

сортеры,

вкладыши,

бизиборды,

игрушки

с

кнопками,

мешочки

с

семенами

и

камешками,

шнуровки.

Забавные изображения на коврике привлекают

детей

и

побуждают

к

активному

сенсорному

восприятию

текстильных

образов

Развитию

сенсорного

восприятия

и

мелкой моторики способствует изучение

т. н. «бизибордов»

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены

предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей

используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и

стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки,

флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения

в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели,

мели, мельничка!».

Оформление речевых уголков в старших и

подготовительных группах

«Занимательная

азбука»:

к

карточкам

с

буквами (прописными и печатными) надо

подобрать

карточки

с

изображением

предметов на эти буквы.

«Азбука-лото»:

карточки

с

буками

заполняются

фишками

с

животными,

названия

которых

начинаются

на

эти

буквы.

«Калейдоскоп

букв»:

дети

учатся

распознавать

символьные

обозначения

букв на игровом поле.

«Составь

слово.

Домино»:

из

карточек

складывается изображение и его название.

«Кто

где

живёт»:

карточки

со

словами,

животными и местами их обитания…

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр.

Подборка составляется из игр с буквами и словами:

В отличие от уголка

театрализованной

деятельности, место для

инсценировок в речевом уголке

ограничено.

Например, можно обклеить

картонную коробку — это

будет сказочный лес для

фигурок.

Диалог с использованием

кукол на руку и бибабо можно

разыграть из-за раскладной

бумажной ширмы.

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в

уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами.

Содержание речевого уголка

1

. Картотека артикуляционных упражнений.

2. Комплект зеркал (с ручкой).

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. Картотека пальчиковых игр.

5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом

(динамических).

6. Предметы для поддувания.

7. Дидактические игры на обогащение словаря.

8. Дидактические игры на развитие ГСР.

9. Дидактические игры на развитие СР.

10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.

12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

13. Предметы на развитие мелкой моторики

14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Цветовое отображение разделов

речевого уголка

Дыхание – голубой

ЗКР (звуковая культура речи) – оранжевый

Лексика – жёлтый

Грамматика – синий

СР (связная речь) – красный

Мелкая моторика – чёрный

Наполнение речевого уголка группы раннего возраста

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки: а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,

сладкий-

горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,

гладит т.д.)

Наполнение речевого уголка второй младшей

группы

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки: а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Наполнение речевого уголка средней группы

1.

Картинки по лексическим темам.

2.

Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в)

упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике.

3.

Художественные произведения по программе и др.

4.

Словесные дидактические игры.

5.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.

Различные виды театров.

8.

Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает,

мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-

горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит…).

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла –

много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

9. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Наполнение речевого уголка старшей группы

1.

Картинки по лексическим темам.

2.

Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений

дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые

обозначения звуков).

3.

Художественные произведения по программе и др.

4.

Словесные дидактические игры.

5.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.

Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7.

Картинки: а) с изображением явлений природы; б)

картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники,

закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери,

колеса); г) с изображением техники

специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина),

электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий,

кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном

числе; и) с изображением предметов во множественном числе

(1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8.

Зеркало или индивидуальные зеркала

Наполнение речевого уголка подготовительной к школе

группы

1.

Картинки по лексическим темам.

2.

Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений

дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые

обозначения звуков).

3.

Художественные произведения по программе и др.

4.

Словесные дидактические игры.

5.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.

Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7.

Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр,

плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными

частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с

изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз,

снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками

предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и

т.д.); е) с изображением действий (ложится спать,

садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов;

8.

Зеркало или индивидуальные зеркала.



В раздел образования