Напоминание

"Оформление и внедрение центра конструирование в разновозрастной группе ДОУ"


Автор: Мартынюк Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 города Кинеля СП ДС "Гнездышко"
Населённый пункт: город Кинель, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Оформление и внедрение центра конструирование в разновозрастной группе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Паспорт инженерно-технического центра разновозрастной

(старше-подготовительной) группы

Наименование центра

«Конструкторское бюро»

Место размещения

центра

Центр конструирования располагается в групповой комнате.

Место достаточно освещено согласно требованиям СанПин.

Центр содержит достаточное количество строительного материала

разных размеров, игрушки для обыгрывания построек, конструкторы

разных видов, природный и бросовый материал и др.

Все материалы находятся в доступном месте для детей, систематически

проводится ремонт, обработка материала.

Достаточное количество материала для свободного выбора детей;

периодическая сменяемость материала.

Возможность переносить материал в любое удобное место группы.

Все материалы соответствуют требованиям безопасности, надежности

их использования.

Цель и задачи центра

Цель: создать условия для самостоятельной и совместной

конструктивной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

1. Способствовать развитию конструктивных умений,

целенаправленности восприятия, мыслительных процессов у детей.

2. Закреплять сенсомоторные навыки у детей.

3. Активизировать номинативную и коммуникативную стороны речи.

4. Воспитывать у детей эстетические чувства и нравственные качества.

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач современной системы образования

становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего

человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими,

постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

Необходимыми параметрами развития признаются мышление,

творческие способности, личностные качества. Для того чтобы у детей

сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину

создавать постепенно, начиная с детского сада в процессе

конструктивной деятельности через создание соответствующих

условий: материальных (создание центра конструирования и

робототехники). На каждом занятии педагог использует разные методы

подачи материала в различных сочетаниях. Подбор их определяет

форму организации конструктивной деятельности на занятии:

- конструирование по образцу

- конструирование по замыслу

- конструирование по теме

- конструирование по заданным условиям

- конструирование по модели

- конструирование по чертежам и схемам.

Формы организации конструирования:

1. НОД;

2. Работа вне занятий (самостоятельная конструктивная деятельность

детей);

3. Индивидуальная работа с детьми и их родителями;

4. Мастер класс в рамках клубного часа.

Выделяют два типа занятий - занятия по замыслу педагога и занятия на

тему, предложенную ребенком.

Рекомендованы три основные формы организации занятий:

1. Комбинированное (состоит из нескольких частей, каждая имеет свою

цель);

2. Комплексное (состоит из нескольких частей, связанных единой

целью);

3. Интегрированное (одна и та же тема используется на разных

занятиях)

Виды конструкторов

- Конструктор: «Строитель»

Материал: Дерево

- Разноцветные модульные конструкции : - плоскостные конструкторы

наборы из мягкого пластика: - «Магнетикус»; - «Резиночки»; 1 набор

- пластмассовые/ пластиковые тематические конструкторы

«LegoTECHNIC»; Набор мелкого строительного материала, материал

имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и

длинные пластины, от 62 до 83эл.): АФ «Дидактический набор - 4»,

«Дидактический набор - 5» Конструктор настольный цветной

«Веселый городок» ТОМ «Домик»

- коврики-трансформеры, состоящие из крупных частей (20-30 см),

ЭФР Коврик-трансформер

(животные) ЭФР Коврик-трансформер (12

эл.)

- конструктор мягкий (полимер ЭВА

20шт)

- конструктор металлический (1 набор)

- набор «Робот» (2 шт.)

Материалы для

конструирования из

бумаги

Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой

поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная,

прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.)

Природный материал

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские

камешки, пенька, семена подсолнечника, арбуза, дыни,скорлупа

грецкого ореха и фисташек, остатки цветных ниток, бечевка, шпагат,

тесьма, рогожка, кусочки меха, орехи, соломенные обрезки и др.)

Бросовый материал

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры,

катушки, материал конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п. -

Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и

упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.) - Ткань, кожа,

тесьма, нитки, пуговицы - Проволока в полихлорвиниловой оболочке,

фольга, поролон, пенопласт, трубы.

Вспомогательные

материалы

Перечень (пластилин, клей, проволока, элементы декорирования

поделок).

Наборы игрушек для обыгрывания: - транспорт и строительные

машины - фигурки животных - фигурки людей и т.п

Полифункциональный

материал

Столы, стулья, скамейки, контейнеры больших размеров.

Дидактические

развивающие игры

- «Блоки Дъенеша»; - «Палочки Кюизенера»; - «Вьетнамская игра»; -

«Монгольская игра»;

Наглядные

пособия,

литература

Перечень пособий:

- картинки-образцы с готовым изображением постройки (приложение к

конструктору); - схемы - алгоритмы построек; - чертежи; -

тематические альбомы (фото, картинки).

- Фотографии готовых конструкций - Схемы-алгоритмы, предложенные

взрослым/выполненные детьми

Перечень литературы:

1.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду:

Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.:

Просвещение, 2014 – 158 с.

2.

Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском

саду. - М.: Просвещение, 2001 – 140 с.

3.

Никитин Б.П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М.: Знание,

2015 – 192 с.

4.

Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. обучение детей дошкольного

возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет.

сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 2001 – 216 с.

Дорожная карта по организации центра научно-технического творчества «Конструкторское бюро»

для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовил воспитатель: Мартынюк Елена Алексеевна

Организация предметно-развивающей среды:

Подбор материалов для проведения экспериментальной, исследовательской деятельности

Подбор наборов для конструирования и моделирования

Подбор методической литературы, дидактических пособий, демонстрационных материалов

Игровые обучающие занятия должны включать в себя следующие темы:

Звук, свет, теплота

Жидкости, газы и твердые тела

Пространство и движение

Инерция и реактивное движение

Электричество и магнетизм

Механизмы

Математические понятия (количество, размер, длина, масса)

Понятия астрономии

Знания об окружающем мире (явления, свойства)

Конструирование из различных материалов

Моделирование (модель камеры-обскуры, спичечный телефон, термометр из бутылки, стробоскоп,

инерционные игрушки, вертушки и т.п)

«Наука», «ученые», технические профессии

Известные личности в области технических наук

Достижения технических наук

Дорожная карта

Мероприятия

Срок исполнения

Участники проекта

1 этап - подготовительный

Утверждение нормативно-

правовой базы проекта (приказы,

положения)

Сентябрь

Заведующий, старший

воспитатель, воспитатели

Создание рабочей группы для

разработки проекта «Организация

научно-технического центра»

Сентябрь

Старший воспитатель,

воспитатели

Составление плана мероприятий в

рамках проекта на 2022-2023

учебный год

Сентябрь

Старший воспитатель, рабочая

группа (воспитатели)

2 этап - организационный

Информационно-методическое

сопровождение педагогов по теме

проекта

Сентябрь

Старший воспитатель, рабочая

группа

Подготовка «банка»

инновационных методов и

технологий для работы в

«Конструкторском бюро»

Октябрь

Рабочая группа

Написание плана на учебный год

для работы в «Конструкторском

бюро»

Октябрь

Рабочая группа

Подготовка и оснащение центра

научно-технического творчества

Октябрь

Рабочая группа

3 этап - практический

Открытие центра научно-

технического творчества

Ноябрь

Рабочая группа

Осуществление опытно-

экспериментальной и

конструктивной деятельности,

работа по перспективному

планированию проекта

Ноябрь - май

Рабочая группа, воспитанники

группы

4 этап - итоговый

Подведение итогов по работе над

проектом, фотоотчет на итоговом

педсовете

Май

Рабочая группа

Приложение к дорожной карте.

Возраст

ная

Задачи

Ожидаемые

результаты

Материально-

техническая база

Формы

работы в

категор

ия

течение года

старшая

1.Развитие наглядно-

образного

мышления, и

формирования

логического

мышления;

2. развитие всех

сфер психики

ребенка (восприятие,

внимание, память,

мышление,

воображение, речь,

коммуникации);

3.

Мотивация

к

познанию

и

инициативности,

расширение

кругозора

в

сфере

технических

и

естественных наук.

1.Сформированы

Знания о предметах и

их свойствах и

явлениях

непосредственно не

воспринимаемых

(восприятие времени,

пространства),

организуются в систему

и используются в

различных видах

деятельности.

2.Возникновение

планирующей функция

речи.

3.Предвосхищение

результата

деятельности.

4.Начало

формирования высших

чувств

(интеллектуальные,

моральные,

эстетические).

5. Возникновение основ

системного мышления.

Предметная среда

группы, центров

сенсорного

развития,

конструирования,

экспериментирова

ния,

энциклопедии для

детей, видео,

фонотека,

интернетресурсы.

1.Общение с

взрослым,

сверстником,

2.самостоятель

ная

деятельность в

центре

конструирован

ия

3.ОД по

конструирован

ию

4.Индивидуаль

ные задания

для развития

конструктивног

о и логического

мышления,

творческого

воображения,

пространственн

ого восприятия

подгото

вительн

ая

1.Развитие

конструктивного

и

логического

мышления,

2.Формирование

широкого кругозора,

связной речи

3.Формирование

учебной мотивации

1.Возникновение

системного мышления

(логического,

конструктивного).

2.Системные знания о

предметах и явлениях,

и их свойствах.

3.Высокие

коммуникативные

4.Формирование

инженерного

мышления

(технического,

конструктивного,

системного)

способности.

4.Высокоразвитое

творческое

воображение.

5.Повышенный

интерес к науке и

технике, потребность в

познании.

6.Предпрофориентация



В раздел образования