Напоминание

Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста


Автор: Щербакова Кристина Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАУДО ДООПЦ "Нептун" ГОЩ
Населённый пункт: город Щёлково, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Щербакова Кристина Олеговна,

инструктор по физической культуре

МАУДО ДООПЦ «Нептун» ГОЩ,

г. Щёлково

Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста

Одной

из

важнейших задач

дошкольного

образования,

является

создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления

здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Эти задачи успешно

решаются на занятиях по плаванию в бассейне. Цель занятий по плаванию -

создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и

психического

здоровья

детей

посредством

формирования

и

развития

двигательных умений и навыков в воде.

Первый год обучения плаванию – это решение помимо общеукрепляющих и

оздоровительных целей, решение ряда конкретных задач:

привыкание к воде;

освоение воды;

овладение

дыхательными

и

элементарными

плавательными

движениями.

Влияние плавания на организм ребенка нельзя недооценивать. Оно

помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание

с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает

положительное влияние на сердечно - сосудистую систему, способствует

формированию правильной осанки. Обучение ребенка плаванию – это не

только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить

иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов

закаливания.

В нашем ПЦ «Нептун» дети начинают заниматься в бассейне с 4-х лет,

ведь важно как можно раньше начать процесс обучения плаванию. Это

понимают и специалисты, этого хотят и родители. С первого дня посещения

нашего центра родителей интересует вопрос: когда же их малыш будет

плавать в бассейне. По их мнению, все дети очень любят воду, с

удовольствием плещутся в ванной. Подчас родители не понимают, для чего

нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и

только после 3-5 занятий переходить к занятиям в воде. Поэтому для

родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи

решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно

использовать

при

этом,

какие

особенности

маленьких

детей

нужно

учитывать.

Начиная с 5 занятия с детьми 4 лет, решаются следующие задачи:

обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами воды,

преодоление

страха

перед

ней.

(Используем

упражнения

«Большие

маленькие ножки»)

обучение передвижению по дну бассейна различными способами на

различной глубине. (Используем упражнения «Карусели»)

обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию

в воде (выдохи в воду). (Используем упражнения «Кораблики»)

Следует понимать, что большинству малышей присуще чувство

водобоязни, ведь для большинства детей бассейн – это не ванна для купания,

это огромное водное пространство. Занятия в бассейне включают в себя

большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со

страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со

свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть

навыками плавания облегченными способами

Поэтому на первом этапе дети осваивают дыхательные упражнения,

которые проходят «на суше». Малыш учится делать вдох через рот, а выдох

через нос и рот. Главное – задать ритм. «Раз!» – вдох, «Два, три, четыре!» –

выдох. В этом нам помогают различные игровые упражнения - например,

сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони. С каждым занятием детям

предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью дыхания

сдвинуть с места: воздушные шарики, теннисные шары и другие.

Кроме дыхательных упражнений дети на этом этапе овладевают

двигательными и плавательными навыками, осваивают игровые упражнения

на обучение работе ног, согласованию дыхания с работой ног. Учитывая

наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях

используется наглядный материал, чтобы дети могли воссоздать тот или

иной

образ

и

были

способны

имитировать

движения.

Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и

в воде нужно превратить в игру. Именно игра является ведущим видом

деятельности ребенка.

На первых занятиях дети учатся входить в воду. Основная трудность

входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по

лестнице, на которой могут оступиться, поскользнуться, упасть в воду.

Глотнув воды, ребенок может напугаться и не захочет больше приходить в

бассейн. Важно предупредить его неожиданное падение в воду. Нельзя

принуждать детей. Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно

брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая:

«Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!». Затем ребенка следует

поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступать,

звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней

самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или мою

руку. Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими

формулировками. Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью

отсутствует

угроза

опасности:

«Смелее»,

«Делай,

как

все»,

«Молодец». Детям младшего возраста необходимо не менее 4 занятий, чтобы

научиться входить в воду. В группе всегда есть тревожные дети, с которыми

нужно заниматься отдельно, соблюдая большую деликатность, убеждая в

посильности задания на примере других детей.

После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо

приучать их к простейшим передвижениям. Малыши ощущают, насколько

труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба,

бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в

том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню

подготовленности детей. Дети учатся ходить по одному («Мы гуляем»),

группой («Дружные ребята»), ходят вдоль бортика бассейна большими и

маленькими

шагами,

придерживаясь

за

поручень

(«Ножки

идут

по

дорожке»), по кругу, держась за руки («Закружилась карусель»), помогая

себе гребковыми движениями руками («Лодочки»). Особое удовольствие

доставляет детям бегать по воде, поднимая брызги «Рыбки прыгают,

резвятся», высоко поднимая колени («Солдатики»), помогая себе руками

(«Мельничка»), убегать от взрослого и догонять его («Догонялки»).

Оптимальным

упражнением

являются

прыжки.

Они

помогают

хорошенько разогреться, поднять настроение, ненавязчиво подготовить

малыша к погружению в воду. Дети учатся подпрыгивать на двух ногах с

поддержкой

взрослого,

держась

за

поручень,

а

также

без

опоры.

Немаловажное значение имеет обучение движениям рук. Дети хлопают

по воде ладошками, изображая «дождик», стучат по ней кулачками, как

«молотком», гладят воду ладошками, как «утюгом», двигают руками вверх-

вниз, вправо-влево, изображая «полоскание белья» или «волны».

Первый выход в бассейн – важное событие в жизни дошкольника.

Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск,

брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по плаванию

зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены. Для этого мы

используем игры, которые помогают детям освоится в воде и не бояться

передвигаться. Затем дети знакомятся с простыми упражнениями, которые

подводят к овладению выдохом: подуть на плавающую игрушку; на воду, как

на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду

и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся долгое время. Игра «Ветерок»

помогает детям освоить первые навыки дыхания в воде. Так же дети пробуют

делать выдохи самостоятельно опустившись по носик. Дети постарше уже

учатся делать выдохи полностью опустив лицо в воду.

Следующий шаг в освоении с водой, который делают дети младшего

возраста -погружение. К сожалению, не всем детям погружение в воду дается

легко. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с

головой в воду самостоятельно. Ни в коем случае нельзя заставлять его

делать это, если он не хочет, бросать, сталкивать в воду и т. д. В противном

случае у ребенка появится страх перед водой, может надолго пропасть

желание

заниматься

плаванием.

Обучаясь погружению по шею на глубине воды, дети моют руки,

плечи, грудь, шею, лицо, поливают воду себе на спину, с ними проводятся

игры: «Лягушата умываются», «Сделаем дождик» (брызгать себе в лицо).

Обучая

игровому упражнению «Водопад», когда малыши поливают на

голову воду из лейки, важно научить их дышать приоткрытым ртом. В этом

случае исключаются неприятные ощущения от попадания воды в нос, дети

привыкают к ощущению воды на лице. И только после этого дети

погружаются до уровня подбородка.

Следующие упражнения связаны с непосредственным погружением

головы в воду («моем носики, как уточки», «глазки в воде», «достань

игрушку» и погружение в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе).

Параллельно дети учатся открывать глаза в воде.

После

высокой

двигательной

нагрузки

с

детьми проводятся

релаксационные паузы, с целью снятия мышечного напряжения. Дети, при

поддержке инструктора или держась за поручни отдыхают на воде, лежа на

спине, или выполняют упражнения на восстановление дыхания («веселые

пузыри»,

«попрощайся

с

водичкой»).

После освоения водного пространства, и когда дети начинают уверенно

передвигаться в воде, не боясь опускают лицо в воду мы переходим к

обучению скольжения на груди. Первым этапом является постановка

правильного положения тела на воде. Этому мы начинаем обучаться около

неподвижной опоры (перилка). Дети учатся соединять опускание головы в

воду на задержке дыхания и поднятием ног. Когда дети освоили эти

элементы мы переходим к следующему этапу обучении с подвижной опорой

(плательная доска). Там дети учатся поднимать ноги и опускать глазки в воду

держа плавательную доску в руках. Это уже более сложный элемент и дети с

осторожностью пробуют это упражнение.

Освоив скольжение с опорой и без опоры, мы переходим к обучению

работы ног. Обучение работе ног так же начинается у неподвижной опоры

(перилка), после мы берем плавательные доски и подключаем работу ног. И

только когда все эти элементы изучены и дети не боятся их выполнять, мы

переходим к обучению работы ног без опоры «стрелочка». Дети складывают

вытянутые руки за головой (натягиваясь как стрела) аккуратно толкаются

вперед и выполняют скольжение на груди с работой ног.

После высокой двигательной нагрузки с детьми проводятся игры на

умение задерживать дыхание и расслабляться на поверхности воды.

«Поплавок», «Звёздочка»

Обучение работе ног на спине так же начинается у неподвижной опоры

(перилка). Так же обучая работе ног на спине мы используем различные

игры. С нудлсом «Воротничок» дети, крепко держа маленький нудлс,

оборачивают его сзади шеи, как воротник у куртки, и аккуратно пробуют

облокачиваясь на него лечь на спину. После мы берем плавательные доски и

подключаем работу ног.

Все дети, которые регулярно посещали занятия в бассейне, не

испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всему бассейну, с

радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет

им легко осваивать программу по обучению плаванию. Хочется еще раз

подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у

малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия,

также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит

эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и

оздоровлению организма детей.

А еще мы регулярно проводим праздники на воде. Соревновательный

характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию у детей

целеустремленности,

настойчивости

и

находчивости,

смелости,

решительности и других морально-волевых качеств.

Участие

в

праздниках

объединяет

детей

и

взрослых

общими

радостными

переживаниями,

приносит

большое

эмоциональное

и

эстетическое удовольствие.



В раздел образования