Автор: Беднякова Жанна Ираклиевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: Школа №117 Выборгского района Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Диктант старый и новый Раздел: среднее образование
Диктант старый и новый.
Диктант всегда был одним из любимых учителями и учениками видов
деятельности на уроке. Польза его неоспорима. хотя в современных учебниках, речь идет
об английском языке, его вряд ли часто встретишь.
Как можно разнообразить диктант, чтобы сделать его более интересным.
Давайте разберем новые подходы к этому весьма полезному виду упражнений. для начала
зададим себе вопросы:
Кто диктует?
-
-учитель;
-
-три голоса в аудиозаписи;
-
-два ученика диктуют друг другу;
-
-обычная аудиозапись текста.
Кто выбирает текст?
-
-автор учебника;
-
-учитель;
-
-ученик;
-
-учитель предлагает несколько текстов, ученики выбирают;
-
-ученики предлагают тексты. а учитель выбирает.
Какой по структуре должен быть диктант?
-
-отдельные слова;
-
-смысловые группы,
-
-отрывки из произведений.
Как должен звучать диктант?
-
-шепотом;
-
-громким голосом;
-
-в аудиозаписи;
-
-голос на фоне музыки.
Должен ли ученик записать все, что слышал?
-
-да. весь текст;
-
-да. весь текст плюс свою собственную реакцию;
-
-нет, только отобранные кусочки текста;
-
-нет, только части текста, с которыми он согласен;
-
-нет ,изменить текст как ученик хочет сам.
Кто проверяет и исправляет диктант?
-
-ученик сам;
-
-ученик исправляет ошибки другого ученика;
-
-исправляет компьютер;
-
-исправляет учитель.
На каком языке диктовать?
-
-учитель диктует на английском, ученики пишут русский перевод;
-
-учитель диктует на русском, ученики пишут английский перевод;
-
-учитель
диктует
на
английском,
ученики
пишут
на
английском
языке.
Итак, назовем несколько причин, почему мы пишем диктанты:
-
Диктант-это одно из тех, на первый взгляд старомодных упражнений,
которое позволяет организовать одновременную и творческую работу
всех учеников в классе.
-
Если организовать взаимную проверку диктанта учениками – Это
будет
последующим
заданием
и
дает
возможность
повторить
материал еще раз.
-
Диктант
может также быть упражнением, ведущим к мысленной
коммуникации
учеников.
Учитель может взять
интерактивный
текст, где ученики не только записывают
то. что слышат, но и
демонстрируют свою реакцию на услышанное.
Например, диктуется серия вопросов:
If I came to your place as a guest
-
what would you show me first?
-
what would you offer me to eat?
-
where would you offer me to sit?
Для более подготовленных групп диктант может прозвучать несколько другим
образом, заставляя учащихся осмыслить полученную информацию.
Например, диктуется группа слов в быстром темпе:
village, friends, escape, job, marriage, wellness, friends, organise, business, hard,
dreams
Задание следующее:
1. записать услышанные слова
2.составить рассказ , опираясь на эти слова.
Такая работа может быть проведена в парах. Работа над воссозданием перечня
слов -это инкубационный период для последующей фазы – написание рассказа. Таким
образом,
диктант
идеально
занимает
сознательных
ученииков
и
одновременно
стимулирует несознательных участвовать в этом действии.
Подведем итоги:
1.Диктант позволяет работать одновременно с группами учащихся с разной подготовкой,
путем варьирования заданий, а также можно использовать более сильную часть группы
для проверки работ остальных учащихся.
2.Диктант
может
быть
использован
для
работы
с
разными
по
величине
группами.
Единственная
проблема
–это,
чтобы
голо
учителя
был
услышан
в
любом
месте
аудитории.
3.Диктант
,
как
правило,
успокаивает
учащихся,
если
в
группе
есть
проблемы
с
дисциплиной.
4.Диктант дает возможность ученику познакомиться с новым текстом. Подбирая текст,
учитель просматривает учебники, газеты, журналы, ориентируясь на интересы учащихся.
5.Диктант предоставляет возможность сделать работу над последующими заданиями к
нему более интересной и коммуникативной.
Варианты последующих заданий:
- придумать название для текста;
- указать правда-неправда (по вопросам учителя);
- закончить историю;
- вспомнить -что сказал один из героев в определенный момент.
- что бы вы сделали в подобных обстоятельствах?
- происходил ли с вами подобный случай?
- дать объяснение слову
Этот перечень вариантов вы можете с успехом продолжить сами.
Основываясь на новых тенденциях формирования знании, умений, навыков с целью
формирования у учащихся ,изучающих иностранный язык, основных черт вторичной
языковой личности, попробуем рассмотреть диктант как один из методов достижения
этой цели. Поскольку метод формирует навыки понимания иностранной речи на слух,
осмысливания ее , а также развивает навык коммуникативного мышления и грамотного
письма, можно считать этот метод весьма продуктивным и современным.