Напоминание

Использование подвижных игр Крайнего Севера для развития ловкости у детей 6-7 лет


Автор: Смирнова Оксана Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 5 "Теремок" комбинированного вида
Населённый пункт: г.о.г. Шахунья Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование подвижных игр Крайнего Севера для развития ловкости у детей 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Смирнова О. Ю.

Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 5 «Теремок»

комбинированного вида, г. о. г. Шахунья Нижегородской области

Использование подвижных игр Крайнего Севера для развития

ловкости у детей 6-7 лет

Аннотация

В статье рассказывается об использовании подвижных игр народов

Крайнего Севера для развития ловкости у детей 6-7 лет.

Ключевые слова: ловкость, подвижные игры, Крайний Север.

Keywords: agility, mobile game, Far North.

Достижения современной науки и техники преобразуют условия жизни

и деятельности человека. Все большее значение приобретают такие качества,

как быстрота и точность движений, их своевременность, согласованность и

экономичность, хороша развитая кинестезия. Все названные категории в

теории и методике физического воспитания прямо или косвенно связывают с

понятием «ловкость». Что же такое ловкость? Для чего она нужна?

Определение понятия ловкость дал Н.А. Берштейн в 1947 году: «Ловкость —

это способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность

справиться с любой возникшею двигательною задачей: правильно, т.е.

адекватно

и

точно;

быстро,

т.е.

скоро

и

споро;

рационально,

т.е.

целесообразно и экономично; находчиво, т.е. изворотливо и инициативно».

Важной является позиция Н.А. Бернштейна, В.М. Зациорского, В.И. Ляха,

Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, Э.Я. Степаненковой, которые считают, что у

детей дошкольного возраста именно ловкость свидетельствует о завершении

этапа

овладения

ребенком

движениями

и

позволяет

рационально

использовать их в повседневной жизни. Е.Н. Вавилова называется ловким

ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время, - быстро

влез и слез с лестницы, перелез через бревно, оббежал препятствия. Ловкость

проявляется, не только в быстроте двигательной реакции, но и в умении

задержать ответное действие. [2,31] Физическое развитие в ДОУ включает

приобретение опыта в двигательной деятельности детей. Ничего лучше нет

для закрепления опыта, чем игра. Именно в игре дети должны уметь

применять освоенные умения и навыки. На мой взгляд, наиболее эффективно

данное психофизической качество, ловкость, будет развиваться в подвижных

играх, в которых дети сталкиваются с разнообразными и непредвиденными

двигательными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных

и находчивых двигательных реакций. Одним из традиционных средств

педагогики являются народные подвижные игры.

Наша страна Россия - многонациональная страна. У каждого народа

свои

традиции,

обычаи,

игры,

сказки,

песни,

танцы.

Неизгладимое

впечатление дает детям знакомство с особенностями жизни других народов.

Необходимо детям помогать понимать, что людей разных национальностей

объединяет любовь к одной стране, интерес к ее многонациональной

культуре и искусству. [3, 4]Например, народные игры – неотъемлемая часть

духовной

культуры

каждого

народа.

В

них

отражаются

многие

общечеловеческие ценности, национальное своеобразие. На мой взгляд, в

детском

саду

вполне

можно

проводить

многие

игры

разных

национальностей, так как они просты по содержанию и не требуют сложных

атрибутов. Так я решила познакомить детей с играми народов Крайнего

Севера. Культура народов Севера является богатейшим материалом не

только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями

народов Севера, духовно-нравственного воспитания, способности видеть

красоту и гармонию, но и способствовать развитию как психических, так и

физических качеств. Коренные жители Севера испокон веков передавали

своим детям традиционные ремесла: оленеводство, рыбную ловлю, охоту.

Основным средством физического развития детей и приобщения их к

трудовой деятельности у народов Крайнего Севера являются подвижные

игры. Академик А.П. Окладников считает, что в возникновении подвижных

игр Севера первостепенную роль сыграла охота. Охотники должны обладать

физической силой, ловкостью, выносливостью. Так как охота играла

ведущую роль в хозяйстве, поэтому в детской среде немало присутствует

игр, имитирующих этот процесс.

В игре «Куропатки и охотники» для развития ловкости детям –

«куропаткам» было предложено не приседать – прятаться, а убегать от

охотников и уворачиваться от мяча.

В играх «Важенка и оленята», «Волк и олени», «Охота на куропаток»

ответственная роль остается за водящим – «волком». Водящему необходимо

как можно быстрее поймать добычу. У детей часто можно заметить, что

водящий целенаправленно бегает за конкретным ребенком. В то время как,

для улучшения физического качества – ловкость, водящему необходимо

поймать как можно больше детей.

Игры «Ловля оленей», «Олени и пастухи» «Отбивка оленей», «Ловкий

оленевод» знакомится детей с разнообразными приёмами увёртывания, дети

учатся изменению направления - остановиться, присесть, наклонить корпус,

выполнить обманное движение.

При проведении игры «Оленьи упряжки» используется бег с обеганием

препятствий.

В

данной

игре

одновременно

используются

различные

предметы ипособия: кегли, конусы, набивные мячи, бревно. Использование

наглядного материала позволяет находить наиболее рациональный вариант

решения двигательной задачи. Усложнение условий, сложные сочетания

основных движений, выполнение согласованных действий нескольким и

участниками в подвижных играх способствует в большей степени развитию

ловкости у детей 6-7 лет.

Таким

образом,

подвижные

игры

народов

Крайнего

Севера

способствуют развитию ловкости, повышению двигательной активности.

Используя в практике традиционные игры и забавы Крайнего Севера, можно

обогатить репертуар подвижных игр, праздников. Народные игры понятны

по своей природе, не требуют специального оборудования, а также

способствуют

формированию

физических,

нравственных

качеств,

они

эмоциональны и эффективны.

Литература

1.

Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991.

2.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу,

выносливость [Текст]: Пособие для воспитателей дет. сада.– М.:

Просвещение, 1981. – 96 с., ил.

3.

Детские

подвижные

игры

народов

СССР:

Пособие

для

воспитателя дет. сада[Текст]/Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И.

Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.: ил.

4.

Окладников А.П. Открытие Сибири. – М., Молодая гвардия. –

223 с., ил.



В раздел образования