Автор: Смирнова Оксана Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 5 "Теремок" комбинированного вида
Населённый пункт: г.о.г. Шахунья Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование подвижных игр Крайнего Севера для развития ловкости у детей 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование
Смирнова О. Ю.
Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 5 «Теремок»
комбинированного вида, г. о. г. Шахунья Нижегородской области
Использование подвижных игр Крайнего Севера для развития
ловкости у детей 6-7 лет
Аннотация
В статье рассказывается об использовании подвижных игр народов
Крайнего Севера для развития ловкости у детей 6-7 лет.
Ключевые слова: ловкость, подвижные игры, Крайний Север.
Keywords: agility, mobile game, Far North.
Достижения современной науки и техники преобразуют условия жизни
и деятельности человека. Все большее значение приобретают такие качества,
как быстрота и точность движений, их своевременность, согласованность и
экономичность, хороша развитая кинестезия. Все названные категории в
теории и методике физического воспитания прямо или косвенно связывают с
понятием «ловкость». Что же такое ловкость? Для чего она нужна?
Определение понятия ловкость дал Н.А. Берштейн в 1947 году: «Ловкость —
это способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность
справиться с любой возникшею двигательною задачей: правильно, т.е.
адекватно
и
точно;
быстро,
т.е.
скоро
и
споро;
рационально,
т.е.
целесообразно и экономично; находчиво, т.е. изворотливо и инициативно».
Важной является позиция Н.А. Бернштейна, В.М. Зациорского, В.И. Ляха,
Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, Э.Я. Степаненковой, которые считают, что у
детей дошкольного возраста именно ловкость свидетельствует о завершении
этапа
овладения
ребенком
движениями
и
позволяет
рационально
использовать их в повседневной жизни. Е.Н. Вавилова называется ловким
ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время, - быстро
влез и слез с лестницы, перелез через бревно, оббежал препятствия. Ловкость
проявляется, не только в быстроте двигательной реакции, но и в умении
задержать ответное действие. [2,31] Физическое развитие в ДОУ включает
приобретение опыта в двигательной деятельности детей. Ничего лучше нет
для закрепления опыта, чем игра. Именно в игре дети должны уметь
применять освоенные умения и навыки. На мой взгляд, наиболее эффективно
данное психофизической качество, ловкость, будет развиваться в подвижных
играх, в которых дети сталкиваются с разнообразными и непредвиденными
двигательными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных
и находчивых двигательных реакций. Одним из традиционных средств
педагогики являются народные подвижные игры.
Наша страна Россия - многонациональная страна. У каждого народа
свои
традиции,
обычаи,
игры,
сказки,
песни,
танцы.
Неизгладимое
впечатление дает детям знакомство с особенностями жизни других народов.
Необходимо детям помогать понимать, что людей разных национальностей
объединяет любовь к одной стране, интерес к ее многонациональной
культуре и искусству. [3, 4]Например, народные игры – неотъемлемая часть
духовной
культуры
каждого
народа.
В
них
отражаются
многие
общечеловеческие ценности, национальное своеобразие. На мой взгляд, в
детском
саду
вполне
можно
проводить
многие
игры
разных
национальностей, так как они просты по содержанию и не требуют сложных
атрибутов. Так я решила познакомить детей с играми народов Крайнего
Севера. Культура народов Севера является богатейшим материалом не
только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями
народов Севера, духовно-нравственного воспитания, способности видеть
красоту и гармонию, но и способствовать развитию как психических, так и
физических качеств. Коренные жители Севера испокон веков передавали
своим детям традиционные ремесла: оленеводство, рыбную ловлю, охоту.
Основным средством физического развития детей и приобщения их к
трудовой деятельности у народов Крайнего Севера являются подвижные
игры. Академик А.П. Окладников считает, что в возникновении подвижных
игр Севера первостепенную роль сыграла охота. Охотники должны обладать
физической силой, ловкостью, выносливостью. Так как охота играла
ведущую роль в хозяйстве, поэтому в детской среде немало присутствует
игр, имитирующих этот процесс.
В игре «Куропатки и охотники» для развития ловкости детям –
«куропаткам» было предложено не приседать – прятаться, а убегать от
охотников и уворачиваться от мяча.
В играх «Важенка и оленята», «Волк и олени», «Охота на куропаток»
ответственная роль остается за водящим – «волком». Водящему необходимо
как можно быстрее поймать добычу. У детей часто можно заметить, что
водящий целенаправленно бегает за конкретным ребенком. В то время как,
для улучшения физического качества – ловкость, водящему необходимо
поймать как можно больше детей.
Игры «Ловля оленей», «Олени и пастухи» «Отбивка оленей», «Ловкий
оленевод» знакомится детей с разнообразными приёмами увёртывания, дети
учатся изменению направления - остановиться, присесть, наклонить корпус,
выполнить обманное движение.
При проведении игры «Оленьи упряжки» используется бег с обеганием
препятствий.
В
данной
игре
одновременно
используются
различные
предметы ипособия: кегли, конусы, набивные мячи, бревно. Использование
наглядного материала позволяет находить наиболее рациональный вариант
решения двигательной задачи. Усложнение условий, сложные сочетания
основных движений, выполнение согласованных действий нескольким и
участниками в подвижных играх способствует в большей степени развитию
ловкости у детей 6-7 лет.
Таким
образом,
подвижные
игры
народов
Крайнего
Севера
способствуют развитию ловкости, повышению двигательной активности.
Используя в практике традиционные игры и забавы Крайнего Севера, можно
обогатить репертуар подвижных игр, праздников. Народные игры понятны
по своей природе, не требуют специального оборудования, а также
способствуют
формированию
физических,
нравственных
качеств,
они
эмоциональны и эффективны.
Литература
1.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991.
2.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу,
выносливость [Текст]: Пособие для воспитателей дет. сада.– М.:
Просвещение, 1981. – 96 с., ил.
3.
Детские
подвижные
игры
народов
СССР:
Пособие
для
воспитателя дет. сада[Текст]/Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И.
Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.: ил.
4.
Окладников А.П. Открытие Сибири. – М., Молодая гвардия. –
223 с., ил.