Напоминание

"Формирование функциональной грамотности в начальной школе"


Авторы: Боева Елена Анатольевна, Бочарникова Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская CОШ №5
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование функциональной грамотности в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Боева Елена Анатольевна

Бочарникова Анна Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа N5

г.Одинцово, Московская область, Россия

Статья

«Формирование функциональной грамотности

в начальной школе»

Одна

из

важнейших

задач

современной

школы-

формирование

функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность- это умение применять в жизни знания

и навыки, полученные в школе, способность человека вступать в отношения

с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека

использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и

навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности,

общения и социальных отношений.

Основные признаки функционально грамотной личности: человек

самостоятельный, познающий, легко адаптирующийся в любом социуме,

умеющий отвечать за свои решения, владеющий приемами учения и готовый

к постоянной переподготовке, обладающий определенными качествами,

ключевыми компетенциями, хорошо владеющий устной и письменной речью

как средством взаимодействия между людьми, владеющий современными

информационными технологиями.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где

идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- письму

и чтению, говорению и слушанию.

Цель учителя- развивать ребенка. Учитель на уроках должен

развивать:

-мышление, из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое;

-речь, память, внимание, воображение, фантазию;

-пространственное восприятие;

-коммуникативные способности, способность общаться, контролировать

эмоции, управлять своим поведением;

Решая эти задачи, учитель формирует в результате функционально развитую

личность.

Для формирования функционально грамотной личности, учитель на уроках и

во внеурочной деятельности использует различные педагогические

технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования правильной читательской деятельности;

-обучение на основе учебных ситуаций;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные и коммуникационные технологии;

-технология проектной деятельности; и др.

-обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых

функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у

школьников умений самостоятельной учебной деятельности,

-учащиеся должны стать активными участниками изучения нового

материала;

-в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой

работы;

применять такие образовательные технологии, как:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая

формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том

числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности,

создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для

формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток,

моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов,

спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную

презентацию полученных результатов, и др.);

-обучение на основе «учебных ситуаций», (при изучении величин – масса,

вместимость, литр – покупка) образовательная задача которых состоит в

организации условий, провоцирующих детское действие;

-уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит

определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками

(ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о

содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же

задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить

принятое им решение;

-технология критического мышления

-информационные и коммуникационные технологии, использование которых

позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений,

как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Виды функциональной грамотности:

1.Коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение

всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую

устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и

письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки

устной и письменной форм речи;

2.Информационная грамотность- умение осуществлять поиск информации

в учебниках и в справочниках, извлекать информацию из Интернета, а также

из других различных источников. Перерабатывать и систематизировать

информацию и представлять ее разными способами.

3. Деятельностная грамотность - это проявление организационных

умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и

словесно формулировать цель деятельности, планировать и при

необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения,

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп

компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая,

литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют

предметам учебного плана начальной школы.

К интегративным относятся коммуникативная, читательская,

информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом

предметном содержании

.

Особое внимание уделяется формированию метапредметных УУД в процессе

изучения учебных предметов.

Формированию функциональной грамотности на уроках: Процесс

формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных

предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и

навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.

Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же

предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации –

проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат

инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную

грамотность.

Формы и приемы для формирования функционально грам

отной

личности

1.Групповая форма работы

2.Игровая форма работы

3.Творческая форма работы

4.Дифференцированное обучение

5.Элементы критического мышления

6.Тестовые задания

7.Применение ИКТ

8.Онлайн-задания, конкурсы, олимпиады

Какие виды работ можно использовать на разных уроках, для формирования

функционально грамотной личности.

1.Литературное чтение. Базовым навыком функциональной

грамотности является читательская грамотность. В современном обществе

умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится

обязательным условием успешности. На уроках литературного чтения важно

уделять развитию осознанности чтения. Читающий человек понимает текст,

размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно

общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на

уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией

успеха в любой предметной области. Такие виды работ можно использовать

на уроках литературного чтения:

1.Прием- «Читаем с остановками»

2.Прием- «Синквейн»

3.Прием- «Вопросник»

4.Прием- «Мозговой штурм»

5.Прием- «Уголки»

6.Прием- «Викторина»

7.Прием- «Мое творчество»

2.Русский язык. На формирование функциональной грамотности детей

младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.

Тестовые материалы задания разделены на три уровня:

-Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние

характеристики.

-Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на

существенные отношения как основу способа действия

-

Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и

границы возможностей способа действия. (Задание)

Результаты данных диагностической работы показали, что с выполнением

заданий первого и второго уровня у учащихся практически не возникло

трудностей. Выполнение заданий третьего (функционального) уровня,

вызвало у большинства детей затруднения в ходе его выполнения. Задания

ВПР в 4 классе

3.Математика. Предмет «Математика» играет важную роль в развитии

функционально грамотной личности в начальной школе. На уроках

математики при решении различных заданий, регулярно задавать ученикам

вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»,

систематически включать в урок задачи или задания на применение

предметных знаний для решения практической задачи в житейских

ситуациях: рассчитать стоимость, массу, количество необходимого

материала, выполнять расчеты (сколько нужно заплатить за электроэнергию,

если известны показания счетчика и цена киловатта электроэнергии). Ребята

приобретают практический опыт, которым могут воспользоваться).

1. Составление опорной схемы по теме

2.Составление кластера

3.Решение нестандартных задач

4. Задания практического содержания

5.Дидактические игры

4.Окружающий мир. Для развития функциональной грамотности на

уроках окружающего мира используются, такие формы и методы: групповая

форма работы, игровая форма, практическая работа, ролевые игры,

исследовательская и проектная деятельность. (Задания).

На уроках технологии, ИЗО также формируются у учащихся

функциональная грамотность.

Большое значение для формирования функциональной грамотности

имеет внеурочная деятельность. Мы ведем занятия по внеурочной

деятельности «Юный следопыт», ЭКО «Зеленые пионеры». На занятиях

ребята занимаются проектно-исследовательской деятельностью, это

развивает коммуникабельность, владение речью, умение работать в команде.

Итогом работы учеников – составление кластера, презентации, проекта, а

потом защита их. Ребята участвуют в различных конкурсах, олимпиадах,

научно-практических конференциях. Были призерами Республиканского

этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих

проектов «Я- исследователь», на заочном этапе республиканской научно-

практической конференции «III Максимовские чтения» и др.

Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из

основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося

к адаптации в современном мире



В раздел образования