Автор: Арчибасова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №349" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План кружковой работы "Моя любимая Самара"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №349» городского округа Самара
Перспективный план
кружковой работы в подготовительной к школе группе по нравственно-патриотическому воспитанию
в МАДОУ «Детском саду №349» г.о. Самара
«МОЯ ЛЮБИМАЯ САМАРА»
Подготовила
старший воспитатель, первой категории
Арчибасова Ирина Владимировна
Самара, 2014г.
Цель кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию: воспитание интереса и любви к малой
родине на основе ознакомления с родным краем
Задачи кружковой работы:
1. Развивать и обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее
представление о народах Поволжья
2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Поволжья, воспитывать чувство
уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые чувства
3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность
чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё
4. Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству народов Поволжья, уважение к труду
5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать
воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
6. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать
становлению желания принимать участие в традициях поселка, района, региона, социальных акциях.
СЕНТЯБРЬ
Географическое расположение города Самары
Цель
Совместная деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Развивающая среда
Уточнять знания об
особенностях
местоположения города
Самары; климате,
многонациональности
города; формировать
понятие «малая
родина»; воспитывать
патриотические
чувства; познакомить с
этимологией слова
«Самара».
Составление рассказа о г. Самаре;
Дидактическая игра «Что сначала,
что потом»;
Рассматривание физических карт:
страны, края. Города;
Общение: Мой любимый город;
Мир города (улицы, проспекты);
где я живу;
Слушание музыки разных
народов;
Национальные игры;
Знакомство со сказками разных
народов
Сюжетно – ролевая игра
«Путешествие по городу»;
Рассматривание иллюстраций
о городе Самаре, альбомов,
открыток;
ОО «Художествено –
эстетическое развитие»
(рисование) «Мой город»
Физические карты мира.
Края, города;
Оформление центра «Мой
город»;
Выставка детских работ
«Моя Самара»;
Альбом «Национальности
города»;
материал для мультимедиа
«Город — вид из космоса»
ОКТЯБРЬ
История возникновения Самары
Цель
Совместная деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Развивающая среда
Уточнять знания об
истории возникновения
города Самары; первых
поселенцах,
предназначении города,
первых постройках,
познакомить с
легендами о городе;
воспитывать любовь к
родному городу.
Рассказ о городе;
Рассматривание альбомов,
иллюстраций;
Знакомство с народами,
населяющими г. Самары;
Дидактическая игра «Тогда и
сейчас»;
Рассматривание стендов мини-
музея;
Общение: Откуда пошло название
нашего города;
Сюжетно-ролевая игра «Мы -
самарцы»
Дидактическая игра «Что
сначала, что потом»
Рассматривание карты города
ОО «Художественно –
эстетическое развитие»
(аппликация) «Любимый
город»
ОО «Познавательное развитие
(познавательно –
исследовательская и
продуктивная
(конструктивная)
деятельность)»
(конструирование из дерев.
Констр.) «Город»
Обновление мини-музея
«История города»
Изготовление альбома
«Город Самара»
Материал для
мультимедиа «История
города»
НОЯБРЬ
Муниципальные символы города Самары
Цель
Совместная деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Развивающая среда
Познакомить с гербом
городом Самары;
сформировать
уважительное
отношение к гербу,
показать тесную связь
современной
государственной
символики с
фольклором и
народным декоративно
– прикладным
искусством
(Самарская живопись
автор С.Г. Горлова).
Познакомить с гимном
г. Самары,
воспитывать
уважительное
отношение,
формировать
представление о
правилах поведения
при прослушивании
Рассматривание альбомов,
наборов открыток о символах
города;
Дидактическая игра «Тогда и
сейчас»
Рассказ о профессиях, связанных с
историей Самарской области;
Слушание песен о городе Самаре
Сюжетно – ролевая игра
«Экскурсия», «Детский сад»;
Дидактическая игра «Кому,
что нужно»;
ОО «Художественн –
эстетическое развитие»
(рисование): «Герб города»
Выставка «Герб города»;
Подбор материалов для
мини-музея «Символы
Самары (прошло и
настоящее)»
ДЕКАБРЬ
Национальные традиции и обычаи народов Поволжья
Поволжья
Цель
Совместная деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Развивающая среда
Познакомить
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
народами
Поволжья. Вызвать у детей
интерес
к
знакомству
с
традициями
народов
Поволжья. Сформировать у
детей
знания
и
представления
об
образе
жизни людей, населяющих
Поволжье,
их
обычаях,
традициях,
фольклора
и
национальных
костюмах.
Сформировать
у
детей
умение
применять
полученные
знания,
представления
о
народах
Поволжья
в
самостоятельной
деятельности
(продуктивной, игровой) .
Беседа «Народы Поволжья»
Разучивание песен и
стихотворения
Чтение сказок народов
Поволжья
Стенгазета «Национальные
костюмы Поволжья»
Проведение совместного
мероприятия «Игры народов
Поволжья»
Сюжетно – ролевая игра «Моя
семья»;
Электронное дидактическое
пособие «Национальные
костюмы Поволжья»
ОО «Художественн –
эстетическое развитие»
(лепка): «Предметы быта
народов Поволжья»
( выставка)
Подбор и составление
альбомов «Народы
Поволжья» и
«Национальные костюмы
Поволжья»;
Подбор материалов для
мини-музея «Самара -
многонациональная»
.
ЯНВАРЬ
Многообразие природного и животного мира города
Самары
Цель
Совместная деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Развивающая среда
Уточнить знания о
природном
многообразии города
Самары; формировать
понимание значимости
природного
окружения,
воспитывать желание
беречь родную
природу.
Общение: лекарственные
растения нашего региона;
Рассказ: о Самарском
заповеднике (Самарская лука);
Рассказ о пещерах, горах,
озерах и реках вблизи города
Дидактическая игра
«Обитатели леса»;
Работа с картой;
Общение: «Лес в жизни
человека».
Дидактическая игра «Детки с
ветки», «Чьи следы»;
Сюжетно – ролевая игра
«Лесная дружина»;
ОО «Художественн –
эстетическое развитие»
(Рисование): «Птицы и
животные нашего города;
Подвижная игра «Лесная
эстафета», «Через бревно».
Составление альбомов:
Деревья, Цветы,
Животные, Лекарственные
растения;
Красная книга города;
Изготовление плаката
«Жалобная книга
природы»
ФЕВРАЛЬ
Тема
Совместная деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Развивающая среда
Достопримечательности города Самары
Цель: закрепить и
обобщить знания о
достопримечательностях
города; показать тесную
связь красоты
городского ландшафта с
разнообразием природы
всего мира(экзоты);
воспитывать любовь к
родному городу,
уважение к труду
взрослых, заботящихся о
красоте города.
Рассказ:
-об архитектуре города;
-о профессиях, связанных с
красотой города
(озеленители, архитекторы);
Слушание песен о городе;
Рассматривание фотографий с
видами города;
Общение: береги свой город.
Сюжетно-ролевая игра
«Экскурсия - Мы идём в музей»;
Дидактическая игра «Что ты
знаешь о...»
ОО «Познавательное развитие
(познавательно –
исследовательская и продуктивная
(конструктивная) деятельность)»
«Мой любимый город»;
Подвижная игра «Найди свой
дом»;
Рассматривание альбомов,
иллюстраций о
достопримечательностях и
истории города
Оформление альбома:
Достопримечательности
города;
Выпуск газеты
«Красота природы
моего города»
Коллективная работа
«Город будущего»
МАРТ
Матушка река Волга
Цель
Совместная деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Развивающая среда
Цель: обобщить знания
детей о Великой реке
Волга; закрепить
знания о реке как
живом объекте о
котором необходимо
заботиться; закрепить
знания об обитателях
реки; формировать
знания о профессиях,
связанных с рекой.
Воспитывать уважение
к труду взрослых.
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествие по Волге;
Рассматривание иллюстраций о
реке, речном транспорт
Игровое упражнение «На берегу»;
Общение: «Что случится если...»;
Рассказ о названии реки Волга;
Дидактическая игра «Узнай и
назови»
Подвижные игры «Игры в
воде»; будьте внимательны;
Сюжетно – ролевая игра
«Моряки»;
Рассматривание альбома
Профессии
Создание макета
Обитатели реки;
Коллективная работа
Путешествие по Волге
АПРЕЛЬ
Самара космическая
Цель
Совместная деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Развивающая среда
Цель: сформировать
элементарные знания
по теме «Самара
космическая»;
эмоциональное,
целостное отношение к
людям работа которых
связана с освоением
космического
пространства. Дать
возможность понять,
кто такие космонавты,
на чес они
отправляются в космос,
а также где эти ракеты
создаются.
Рассказ о космосе и космонавтах;
Рассматривание энциклопедии
Космос;
Чтение произведений о космосе и
космонавтах;
Общение: «Подвиг человека,
покорившего космос»;
Беседы о первом космонавте
Рассматривание альбомов о
космонавтах;
Сюжетно – ролевая игра
«Космонавты»;
Дидактическая игра
«Созвездия»
Оформление выставки
«Космическое
путешествие»
МАЙ
Самара в Великую Отечественную Войну
Цель
Совместная
деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Развивающая среда
Закрепить знания о городе Самаре,
как о запасной столице России, где
во время ВОВ восстанавливали
здоровье раненые бойцы, о
подвиге сочинских детей,
помогавших взрослым, о
госпиталях и врачах, лечивших
раненых; воспитывать уважение к
старшему поколению.
Беседа о ВОВ;
Рассматривание наград
времён ВОВ;
ОО «Художественное
творчество»
(Рисование): «День
Победы»;
0/8
Рассказы о подвигах во
время войны;
Заучивание
стихотворений о Дне
Победы
Сюжетно – ролевая игра
«Госпиталь»;
Дидактическая игра
«Узнай рода войск»;
ОО «Художественное
творчество»: Рисование
картин по представлению
детей о войне
Альбом: Рода войск;
Техника нашей армии;
Материал для
мультимедиа;
Фотографии дедов и
прадедов участников
ВОВ