Автор: Белоусова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС№413 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Памятка для педагогов
Тема: Игры, которые нужно включать в работу с детьми с ТНР
Раздел: дошкольное образование
413
.
МБДОУ «ДС №
г Челябинска»
,
Игры которые нужно
включать
в работу с детьми с ТНР
памятка для воспитателя
Подготовил воспитатель
Белоусова Наталья Александровна
Речевые игры
Используйте готовые речевые игры, например детское «Активити».
Они подойдут для детей старшего дошкольного возраста с 3-м и 4-м
уровнями ТНР. Для детей с более тяжелыми нарушениями речи такие
игры слишком сложные.
Играйте в игры типа «съедобное – несъедобное», «живое –
неживое», «больше тебя – меньше тебя», «есть в садике – нет в
садике», «сказочное – настоящее» и т. п.
Используйте карточки с изображениями предметов и живых
существ. Просите ребенка назвать, кто или что изображено.
Повторите или произнесите правильное название, если ребенок
не знает его или не может сказать.
Играйте в игру «Найди такое». Произносите название или свойство
предмета. Каждый ребенок должен найти его в группе и произнести
сказанное вами слово. Например, стул, мяч, стена, белый, деревянный,
большой, живой.
Используйте пальчиковый театр или игрушки на руку. Просите
ребенка от имени игрушки издать конкретный звук, показать, как
герой злится, радуется, поет, ищет еду и т. п. Играйте в
звукоподражание. Показывайте картинку или видео с изображением
животного или транспортного средства и звуковым сопровождением и
просите изобразить его звук.
Играйте в поиск слова, слога, звука. Просите выбрать те карточки,
на которых изображены определенные объекты, например «Выбери
всех бабочек». Затем карточки, в которых есть определенный слог
или звук, например «Выбери картинку, если в названии есть “ба”,
“к”».
Фонетические игры или игры со звуками
Сделайте «черный ящик» – непрозрачную коробочку. Подберите
предметы, материалы, которые издают разные звуки. Например, крупу,
камешки, машинку, мягкую игрушку. Положите или насыпьте их в
коробочку. Затем потрясите ее и дайте потрясти ребенку. Скажите,
какой звук вы слышите: что-то мелкое и твердое часто-часто и громко
стучит по стенкам коробочки – тук-тук-тук; что-то мягкое медленно и
негромко шуршит – шух-шух-шух.
Добавляйте на сенсорный стол, если он есть в группе, предметы,
которые издают разные звуки. Например, колокольчик, свистки и
свистульки, бутылку из очень плотного стекла и ложку, чтобы стучать
по ней, барабан, бумагу разной плотности, шуршащие пакеты и т. п.
Играйте с детьми в «потерянный звук»: произносите хорошо
знакомое слово без какого-то звука – «ама» вместо «мама»,
«ошка» вместо «кошка», и просите детей сказать слово
правильно. Иногда произносите и пойте с детьми звуки
ислоги с разной громкостью. Например, пропойте по очереди звук
или слог с нарастающей громкостью, затем другой звук или слог,
уменьшая громкость.
Игры на оптимизацию дыхания
Самая простая игра – полет. Предложите детям представить, что
они птицы. Попросите раскинуть крылья – широко расставить руки
– и бежать, изображая, что они летят, машут крыльями.
Используйте самодельные тренажеры для тренировки дыхания и мышц
артикуляционного аппарата ребенка с ТНР. Вырежьте из плотного
картона линейки с разметкой. Ее можно сделать не цифрами, а
картинками, например, красный квадратик, синий круг, зеленый
треугольник. Также можно использовать готовые линейки с крупными
цифрами – для удобства обведите их разными цветами. Скатайте из
маленькой бумажки легкий шарик. Положите линейки перед ребенком,
бумажные шарики около начала линеек. Попросите так дуть на шарики,
чтобы они долетели до определенной отметки на линейке – например,
до цифры 3, до синего круга, до зеленого цвета.
Используйте готовые логопедические тренажеры для тренировки
дыхания. Задача игры – отрегулировать дыхание ребенка так, чтобы
управлять движением небольшого объекта в лабиринте, на линейке и
т. п.
Театрализованные игры
Используйте задания типа «изобрази интонацией свое настроение,но не
произноси слова»; «покажи мимикой (выражением лица)», «покажи
движениями». Попросите изображать вой ветра или волка, шум воды,
капающий дождь.
Предложите ребенку произнести одно и то же слово или фразу,
которые даются ему легче остальных, на разной громкости и с разной
интонацией. Попросите напеть мелодию без слов, покажите, как это
делается на примере колыбельной.
Попробуйте в группе «поставить клип»:
выберите с детьми песенку
иинсценируйте клип, чтобы они разыгрывали какую-то сцену и
изображали, что поют.
Игры для развития мелкой моторики
Используйте разные виды игр для развития мелкой моторики:
нанизывание; раскладывание мелких объектов по отсекам коробочки;
выкладывание из крупы (или бусин, камушков) рисунка;
накладывание пластилиновой полосочки точно на контур рисунка;
захват мелких мягких шариков, можно бумажных, неострым
пинцетом; катание бусины или карандаша по столу раскрытой
ладонью; перекатывание палочки или плотного пластилина между
ладонями.
Предложите ребенку самому перелистывать страницы книги или
журнала. Задача – ребенок должен перелистывать страницы по
одной. Используйте для этого книги или журналы с хорошей
плотностью бумаги.
.
по материалам эл журнала
12, 2020
«Справочник старшего воспитателя» №
(
://
.
.
/856284)
https
e stvospitatel ru