Автор: Елена Вячеславовна Дубинина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №169"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: выступление на методическом объединении учителей русского языка
Тема: Система подготовки к ОГЭ по русскому языку из опыта работы
Раздел: среднее образование
Система подготовки к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы)
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу
Реалии современной жизни давно доказали, что успешность человека
определяется не объёмом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим
обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме.
С момента введения ГИА по русскому языку в форме ОГЭ вопрос
подготовки учащихся стал одним из актуальных.
Итоговая
аттестация
–
первая
по-настоящему
серьезная
проверка
эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от
того, насколько грамотно он будет построен, зависит его результат.
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный
опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Анализ работ
показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и
навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания,
предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,
проверяют все виды
компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к
экзамену, свои формы, методы, примы.
Работа по подготовке к экзамену начинается, как правило, с:
1.
Психологического настроя учащихся:
Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний,
но и своеобразным испытанием психологической готовности школьников к
постоянно меняющимся условиям современной жизни.
В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является
одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: сомнение в
полноте и прочности знаний, сомнение в собственных способностях, неумение
анализировать,
концентрировать
и
распределять
внимание,
быстрая
утомляемость, тревожность, неуверенность в себе. Чтобы исключить все
вышеперечисленные факторы, вызывающие боязнь экзамена, а отсюда нежелание
к нему готовиться и его сдавать, необходимо вести информационную работу.
1.
Организовывать информационную работу нужно как с детьми, так и с
родителями.
Информационная работа - важное условие формирования психологической
устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ очень важна тесная связь с
родителями. Необходимо информировать учащихся и их родителей о структуре
и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения
экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности
каждого выпускника.
В
рамках
информационной
работы
в
кабинете
оформлен
стенд, отражающий
всю
необходимую
информацию:
представлены
демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы,
рекомендации для выпускников, план работы по подготовке к экзамену, критерии
оценивания, бланк заполнения.
1.
Создание методической базы.
С согласия родителей приобретаются учебно-методические пособия ФИПИ
и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных
материалов.
Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ, позволяют
эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу
дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Собрана
коллекция аудиотекстов ФИПИ.
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх
частей, которые связаны между собой.
Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному
тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения навыками
информационной обработки текста (выделить главное, отсекая второстепенное),
умение сокращать текст разными способами, умение воспринимать авторский
замысел, владения нормами орфографии и пунктуации.
Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы
можно использовать при компрессии текста? Вот вопросы, которые обычно
возникают при подготовке к выполнению части 1.
Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на уроках по
развитию речи, но и литературы.
Фактически подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже в
начальной школе и продолжается в среднем и старшем звене. Очень важно
соблюдать преемственность. Задания разнообразны: прочти текст, озаглавь его,
выдели главную мысль, перескажи сжато, найди ключевые слова, фразы, раздели
на абзацы, микротемы и так далее.
В пятом классе я даю понятие способы сжатия: упрощение, исключение,
обобщение. Учащиеся работают с повествовательными текстами, текстами
повествования с элементами описания. Работа ведётся совместно с учителем,
тексты находятся перед глазами учеников.
В 6 классе ведётся работа с текстами разных стилей речи, даётся понятие
авторский замысел. Сжимать текст необходимо так, чтобы соблюдать стиль,
манеру письма автора.
В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается
учителем 3 раза с промежутками в 5 минут. Работа ведётся над текстами
рассуждение.
В 8-9 классах изложение пишем, используя аудиотексты материалов ФИПИ.
Тексты публицистические и тексты — описания. Такие тексты вызывают
затруднение у обучающихся, потому что не содержат сюжета, имеют сложные
синтаксические конструкции, свои языковые особенности.
(Приложение №1). Учащимся даётся алгоритм, который позволяет представить
работу над изложением в виде последовательности простых шагов.
Вторая
часть
экзамена представляет
собой
работу
с
текстом,
и
выполнение заданий, ответы на которые следует записывать как одно слово
(словосочетание), число или последовательность цифр. От учащихся требуется
применение теоретического материала на практике.
Работу по подготовке к выполнению части 2 необходимо начинать уже в 5
классе. На каждого учащегося заводится «Папка правил», в которой собран
теоретический материал, необходимый для сдачи экзамена.
Темы, вызвавшие затруднение у учащихся, выносятся на зачёт. Зачёты
проводятся как в устной, так и в письменной форме. Зачётная система позволяет
своевременно обратить внимание учеников на теорию языка, не допускает
пробелов в знаниях учащихся.
Задание
третьей
части проверяет
умение
строить
собственное
высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению
аргументировать.
Именно
оно
необходимо
школьникам
в
дальнейшей
образовательной и профессиональной сферах деятельности.
Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к
собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.
Хорошим помощником по подготовке к написанию сочинения-рассуждения
является проводимый ежегодно в сентябре месяце зачёт по летнему чтению. Он
проходит среди учащихся 5-9 классов, проводим мы его под девизом: «Мой
верный друг-книга, или что я советую прочитать остальным».
В список книг по летнему чтению включены произведения не только из
перечня обязательного чтения по школьной программе, но и из раздела «О твоих
ровесниках», «О природе и животных», «Зарубежная классика», «Приключения и
фантастика», произведения современных зарубежных и российских писателей.
Каждый учащийся
готовит
презентацию
понравившейся
ему книги,
рассказывает интересные факты из биографии писателя, представляет основных
героев
произведения,
пересказывает
или
заучивает
наизусть
самые
увлекательные, захватывающие моменты из книги.
Учащийся должен доказать, то есть проаргументировать, почему из всего
перечня книг он выбрал именно эту, почему он её советует прочитать
одноклассникам.
В течение всего учебного года при написании мини-сочинений на тему:
«Что такое дружба в моём понимании?», «В чём может выражаться настоящее
сострадание?», «Красота спасёт мир» аргументы к сочинениям учащиеся могут
приводить из самостоятельно прочитанных летом книг. Данная работа позволяет
не только готовить учащихся к сдаче итоговой аттестации, но и помочь в выборе
жизненных ориентиров.
Все
три
части
работы
взаимосвязаны
и
воспроизводят
логику
познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в
области владения русским языком.