Автор: Осипенко Нелли Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС "Елочка" Населённый пункт: Новый Уренгой ЯНАО Наименование материала: Проект Тема: Экопроект для эколят Раздел: дошкольное образование
«Экопроект для эколят»
МБДОУ ДС «Ёлочка» активно внедряет в практику инновационные технологии по
воспитанию и развитию дошкольников. Одним из приоритетных направлений в работе
учреждения является формирование у
детей осознанного и созидательного отношения к
окружающему нас мир природы, бережного отношения к ней, совершенствование навыков
гуманного проявления в поведении и деятельности дошкольников
в природе. Коллектив
детского сада с 2014 года включился в работу Международной программы
«Эко/школа
«Зелёный
флаг».
Программа
направлена
на
воспитание
у
детей
экологического
мировоззрения.
В
настоящее
время
в
программе
принимают
участие
более
40 000
образовательных
учреждений
из
53
стран.
«Зелёный
флаг»
–
это
хорошо
известная
программа в Европе. Данная программа основывается на семи этапах, разработанных на
базе стандартов ООН по окружающей среде.
Приоритетными темами программы являются:
«Рациональное управление отходами».
В 2014-2016г.г. педагоги и дети МБДОУ «Ёлочка» решили присоединиться к проекту
«Эколята – Дошколята». В рамках данного проекта проведено мероприятие «Дошколята –
защитники природы». Цель этого мероприятия создать в ДОУ экологически благоприятную
среду; вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Повысить уровень знаний
по экологии у детей.
Для реализации поставленной цели решался ряд задач: расширить
знания детей о характерных особенностях весенней природы. Учить детей устанавливать
связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений (с наступлением весны
день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла,
влаги,
начинают
быстро
расти).
Развивающие:
расширить
кругозор,
развить
интерес
к
весенней
природе.
Совершенствовать
уровень
знаний,
экологической
компетентности
родителей.
Воспитательные: воспитывать у детей наблюдательность, любознательность,
внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
Формы работы с детьми: наблюдение, экскурсия; познавательное чтение «Солнышко
лучистое»; экологические
подвижные
игры;
дидактические
игры;
познавательно
-
экспериментальная деятельность.
Работа организована в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников: участие в
акциях,
в
выставке
экологических
плакатов;
конкурсе
творческих
работ
из
бросового
материала.
Мероприятие проводится в рамках проекта «Эколята - дошколята»
1.
Цель: создать в ДОУ экологически благоприятную среду; вызвать эмоциональный отклик,
желание защитить природу. Повысить уровень знаний по экологии у детей.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания детей о характерных особенностях весенней природы.
Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе
и в жизни растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее;
оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают
быстро расти).
Развивающие: Расширить кругозор, развить интерес к весенней природе.
Совершенствовать уровень знаний, экологической компетентности
родителей.
Воспитательные: Воспитывать у детей наблюдательность,
любознательность, внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
Значимость мероприятия - формирование культуры природолюбия у воспитанника
дошкольной
образовательной
организации,
направленность
на
духовно-нравственное,
эстетическое
воспитание,
создание
необходимых
условий
для
развития
гармоничной
1
личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников
Природы.
«Дошколята – защитники природы»
(мероприятие проводится в рамках проекта «Эколята-дошколята»)
Цель: создать в ДОУ экологически благоприятную среду; вызвать эмоциональный отклик,
желание защитить природу. Повысить уровень знаний по экологии у детей.
Задачи:
Образовательные:
Расширить
знания
детей
о
характерных
особенностях
весенней
природы.
Учить
детей
устанавливать
связи
между
изменениями
в неживой
природе
и в жизни
растений
(с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают
много света, тепла, влаги, начинают быстро расти).
Развивающие: Расширить кругозор, развить интерес к весенней природе. Совершенствовать
уровень знаний, экологической компетентности родителей.
Воспитательные: Воспитывать у детей наблюдательность, любознательность, внимательное,
разумное, бережное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа:
Проведение акций: «Сделаем город чище» (сбор пластиковых бутылок)
«Охотники за батарейками» (сбор батареек)
Создание костюмов «Эколят»
Принятие детей в «Эколята – Дошколята»
Компьютерная игра «Спасем Землю» (сортировка мусора).
Формы работы с детьми:
Наблюдение, экскурсия;
Познавательное чтение «Солнышко лучистое»
Экологические подвижные игры
Дидактические игры
Познавательно - экспериментальная деятельность
Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в акциях, в выставке экологических
плакатов; конкурсе творческих работ из бросового материала.
Оборудование: ведерки, пластмассовые грабли, перчатки, фартуки, пакеты для мусора, сито.
Ход.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим вокруг и найдем признаки весны на нашем участке.
С нами на прогулку пойдут наши друзья «Эколята» - Ёлочка, Шалун, Тихоня и Умница.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, кто из вас скажет, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: А какой сейчас весенний месяц?
Дети: Май.
Воспитатель: Что изменилось с приходом весны?
Дети: Стало светить и греть солнышко, длиннее день, начинаются белые ночи.
Воспитатель:
Тучка прячется за лес, смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали!
Воспитатель: А какое весной солнышко?
Дети: Весеннее, яркое, теплое, большое, веселое.
Елочка: Я помогу вам вспомнить признаки весны
2
(Организуется д/игра «Подбери словечко»)
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, … (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие…(ручьи).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Дети надевают весеннюю… (одежду).
Ребята строят для скворцов… (скворечники).
Мы очень любим первые весенние… (цветы).
Это… (одуванчики, пушица).
Воспитатель: Ребята, а у весны много друзей, кто знает какие?
Дети: Дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок и др..
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, какие еще изменения на участке?
Дети: Появляется зеленая травка, набухли почки на деревьях.
Шалун: Давайте поиграем в игру «1, 2, 3 - к дереву с почками беги».
Воспитатель: Оглянитесь вокруг, на одном месте много травы, а в другом месте ее еще нет,
почему?
Дети: Там, где много солнца, там много травы. А в тех местах, где солнца нет, трава еще не
появилась.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что мешает траве прорастать из земли?
Дети: Сухие листья, ветки, камни, мусор.
Воспитатель: Ребята, если мы хотим, чтобы на нашем участке появилось больше зеленой
травы, что нужно сделать?
Дети: Почистить граблями сухую траву, собрать сухие веточки, убрать камни, мусор, тогда на
участке станет чисто и траве будет легче прорасти.
Воспитатель: Что нам для этого понадобиться?
Дети: Ведерки, грабли, перчатки, фартуки, пакеты для мусора.
Воспитатель: У нас с вами есть ведерки, что дальше делаем?
Дети: В зеленое мы складываем сухую траву, в красное – ветки, в синее– камни, а в желтое –
мусор.
Воспитатель: Мы почистили с вами участок. Что будем делать дальше?
Дети: Разложить мусор по пакетам, завязать каждый пакет и выбросить пакеты в контейнеры
для мусора.
Умница: Вы хорошо поработали, и я предлагаю вам посмотреть фотографии, на которых
изображены места, где трава никогда не растет. Это я сделаю при помощи планшета с
выходом в интернет. Это фотографии больших мусорных свалок. В этих местах никогда не
растет трава. Как вы думаете, почему?
Дети: Не светит солнце на землю из-за мусора, нет воздуха, чтобы трава пробивалась из
земли.
Умница: Теперь посмотрите на фотографии, где люди провели субботник, и на этом месте
стала пробиваться зеленая травка.
Тихоня: С каждым годом растений на Земле становится меньше. Это происходит из-за
небрежного отношения к природе. Мы все думаем, что природе все равно, что брошенный
мусор в траву не может нанести ей большого вреда. Но что будет, если каждый человек, будет
бросать мусор?
Дети:
Наша
Земля
превратиться
в
большую
свалку,
не
будет
растений,
цветов,
травы,
деревьев, которые выделяют кислород, и нам нечем будет дышать. Не будет красиво, и нечем
будет любоваться.
Елочка: Дети как можно помочь природе?
3
Дети: Не загрязнять все вокруг, соблюдать правила поведения в лесу, на улице, защищать и
беречь природу.
Воспитатель: Ребята, мы с вами расчистили наш участок, что же может произойти?
Дети: Солнце прогреет землю, трава будет пробиваться из земли.
Шалун: У меня дома есть коллекция камней. А у вас на участке я увидел в песке много
интересных крупных и мелких камней. Но их так много, да и песка тоже много. Что же
делать, как их собрать, ведь они все в песке?
Дети: Собирать руками, при помощи лопатки, грабельками.
Шалун: Но это будет долго, как отделить песок от камней быстро?
Дети: При помощи сита, песок просеется сквозь сито, а камешки останутся.
Воспитатель:
Ребята, давайте подарим Шалуну волшебное сито. А из больших камней
выложить клумбу для наших бархатцев, которые
проросли у нас в группе. Красивыми
камешками пополним нашу коллекцию камней и коллекцию Шалуна.
Тихоня: Ребята, а я вам хочу сделать подарок. Вы заметили, что я все это время ходила за
вами и фотографировала вас. Давайте все вместе сфотографируемся на память, и у каждого
будет фотография, где мы с вами помогаем и защищаем природу.
2.
Основные результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
•
формирование
у
ребёнка
духовно
богатого
внутреннего
мира
и
системы
ценностных
отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной
и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Заключение
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда
обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего
края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь,
способствует
и
решению
природоохранных
задач.
В
этом
контексте
суть
одного
из
направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе
4
ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и
культуре
страны,
созданной
трудами
родных
и
близких
людей,
тех,
кого
зовут
соотечественниками.
Для
этого
должна
быть
создана
системы
работы,
позволяющая
сформировать
у
ребёнка
культуру
природолюбия,
любовь
к
природе
родного
края,
а,
значит,
любовь
к
государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться
постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек,
начинается с раннего детства.
5