Напоминание

Экопроект для эколят


Автор: Осипенко Нелли Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Елочка"
Населённый пункт: Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: Проект
Тема: Экопроект для эколят
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экопроект для эколят» МБДОУ ДС «Ёлочка» активно внедряет в практику инновационные технологии по воспитанию и развитию дошкольников. Одним из приоритетных направлений в работе учреждения является формирование у детей осознанного и созидательного отношения к окружающему нас мир природы, бережного отношения к ней, совершенствование навыков гуманного проявления в поведении и деятельности дошкольников в природе. Коллектив детского сада с 2014 года включился в работу Международной программы «Эко/школа «Зелёный флаг». Программа направлена на воспитание у детей экологического мировоззрения. В настоящее время в программе принимают участие более 40 000 образовательных учреждений из 53 стран. «Зелёный флаг» – это хорошо известная программа в Европе. Данная программа основывается на семи этапах, разработанных на базе стандартов ООН по окружающей среде. Приоритетными темами программы являются: «Рациональное управление отходами». В 2014-2016г.г. педагоги и дети МБДОУ «Ёлочка» решили присоединиться к проекту «Эколята – Дошколята». В рамках данного проекта проведено мероприятие «Дошколята – защитники природы». Цель этого мероприятия создать в ДОУ экологически благоприятную среду; вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Повысить уровень знаний по экологии у детей. Для реализации поставленной цели решался ряд задач: расширить знания детей о характерных особенностях весенней природы. Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти). Развивающие: расширить кругозор, развить интерес к весенней природе. Совершенствовать уровень знаний, экологической компетентности родителей. Воспитательные: воспитывать у детей наблюдательность, любознательность, внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе. Формы работы с детьми: наблюдение, экскурсия; познавательное чтение «Солнышко лучистое»; экологические подвижные игры; дидактические игры; познавательно - экспериментальная деятельность. Работа организована в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников: участие в акциях, в выставке экологических плакатов; конкурсе творческих работ из бросового материала. Мероприятие проводится в рамках проекта «Эколята - дошколята» 1. Цель: создать в ДОУ экологически благоприятную среду; вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Повысить уровень знаний по экологии у детей. Задачи: Образовательные: Расширить знания детей о характерных особенностях весенней природы. Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти). Развивающие: Расширить кругозор, развить интерес к весенней природе. Совершенствовать уровень знаний, экологической компетентности родителей. Воспитательные: Воспитывать у детей наблюдательность, любознательность, внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе. Значимость мероприятия - формирование культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации, направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной 1
личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. «Дошколята – защитники природы» (мероприятие проводится в рамках проекта «Эколята-дошколята») Цель: создать в ДОУ экологически благоприятную среду; вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Повысить уровень знаний по экологии у детей. Задачи: Образовательные: Расширить знания детей о характерных особенностях весенней природы. Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти). Развивающие: Расширить кругозор, развить интерес к весенней природе. Совершенствовать уровень знаний, экологической компетентности родителей. Воспитательные: Воспитывать у детей наблюдательность, любознательность, внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе. Предварительная работа: Проведение акций: «Сделаем город чище» (сбор пластиковых бутылок) «Охотники за батарейками» (сбор батареек) Создание костюмов «Эколят» Принятие детей в «Эколята – Дошколята» Компьютерная игра «Спасем Землю» (сортировка мусора). Формы работы с детьми: Наблюдение, экскурсия; Познавательное чтение «Солнышко лучистое» Экологические подвижные игры Дидактические игры Познавательно - экспериментальная деятельность Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в акциях, в выставке экологических плакатов; конкурсе творческих работ из бросового материала. Оборудование: ведерки, пластмассовые грабли, перчатки, фартуки, пакеты для мусора, сито. Ход. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим вокруг и найдем признаки весны на нашем участке. С нами на прогулку пойдут наши друзья «Эколята» - Ёлочка, Шалун, Тихоня и Умница. Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, кто из вас скажет, какое сейчас время года? Дети: Весна. Воспитатель: А какой сейчас весенний месяц? Дети: Май. Воспитатель: Что изменилось с приходом весны? Дети: Стало светить и греть солнышко, длиннее день, начинаются белые ночи. Воспитатель: Тучка прячется за лес, смотрит солнышко с небес. И такое чистое, доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали! Воспитатель: А какое весной солнышко? Дети: Весеннее, яркое, теплое, большое, веселое. Елочка: Я помогу вам вспомнить признаки весны 2
(Организуется д/игра «Подбери словечко») Закончилась долгая, холодная… (зима). Наступила тёплая, … (весна). Всё ярче светит весеннее… (солнышко). Появляются первые… (проталины). Бегут звонкие…(ручьи). На деревьях набухают… (почки). С тёплых краёв прилетают… (птицы). Дети надевают весеннюю… (одежду). Ребята строят для скворцов… (скворечники). Мы очень любим первые весенние… (цветы). Это… (одуванчики, пушица). Воспитатель: Ребята, а у весны много друзей, кто знает какие? Дети: Дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок и др.. Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, какие еще изменения на участке? Дети: Появляется зеленая травка, набухли почки на деревьях. Шалун: Давайте поиграем в игру «1, 2, 3 - к дереву с почками беги». Воспитатель: Оглянитесь вокруг, на одном месте много травы, а в другом месте ее еще нет, почему? Дети: Там, где много солнца, там много травы. А в тех местах, где солнца нет, трава еще не появилась. Воспитатель: Давайте посмотрим, что мешает траве прорастать из земли? Дети: Сухие листья, ветки, камни, мусор. Воспитатель: Ребята, если мы хотим, чтобы на нашем участке появилось больше зеленой травы, что нужно сделать? Дети: Почистить граблями сухую траву, собрать сухие веточки, убрать камни, мусор, тогда на участке станет чисто и траве будет легче прорасти. Воспитатель: Что нам для этого понадобиться? Дети: Ведерки, грабли, перчатки, фартуки, пакеты для мусора. Воспитатель: У нас с вами есть ведерки, что дальше делаем? Дети: В зеленое мы складываем сухую траву, в красное – ветки, в синее– камни, а в желтое – мусор. Воспитатель: Мы почистили с вами участок. Что будем делать дальше? Дети: Разложить мусор по пакетам, завязать каждый пакет и выбросить пакеты в контейнеры для мусора. Умница: Вы хорошо поработали, и я предлагаю вам посмотреть фотографии, на которых изображены места, где трава никогда не растет. Это я сделаю при помощи планшета с выходом в интернет. Это фотографии больших мусорных свалок. В этих местах никогда не растет трава. Как вы думаете, почему? Дети: Не светит солнце на землю из-за мусора, нет воздуха, чтобы трава пробивалась из земли. Умница: Теперь посмотрите на фотографии, где люди провели субботник, и на этом месте стала пробиваться зеленая травка. Тихоня: С каждым годом растений на Земле становится меньше. Это происходит из-за небрежного отношения к природе. Мы все думаем, что природе все равно, что брошенный мусор в траву не может нанести ей большого вреда. Но что будет, если каждый человек, будет бросать мусор? Дети: Наша Земля превратиться в большую свалку, не будет растений, цветов, травы, деревьев, которые выделяют кислород, и нам нечем будет дышать. Не будет красиво, и нечем будет любоваться. Елочка: Дети как можно помочь природе? 3
Дети: Не загрязнять все вокруг, соблюдать правила поведения в лесу, на улице, защищать и беречь природу. Воспитатель: Ребята, мы с вами расчистили наш участок, что же может произойти? Дети: Солнце прогреет землю, трава будет пробиваться из земли. Шалун: У меня дома есть коллекция камней. А у вас на участке я увидел в песке много интересных крупных и мелких камней. Но их так много, да и песка тоже много. Что же делать, как их собрать, ведь они все в песке? Дети: Собирать руками, при помощи лопатки, грабельками. Шалун: Но это будет долго, как отделить песок от камней быстро? Дети: При помощи сита, песок просеется сквозь сито, а камешки останутся. Воспитатель: Ребята, давайте подарим Шалуну волшебное сито. А из больших камней выложить клумбу для наших бархатцев, которые проросли у нас в группе. Красивыми камешками пополним нашу коллекцию камней и коллекцию Шалуна. Тихоня: Ребята, а я вам хочу сделать подарок. Вы заметили, что я все это время ходила за вами и фотографировала вас. Давайте все вместе сфотографируемся на память, и у каждого будет фотография, где мы с вами помогаем и защищаем природу. 2. Основные результаты: • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; • повышение общей культуры ребёнка; • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Заключение
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе 4
ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть создана системы работы, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с раннего детства. 5


В раздел образования