Напоминание

Развитие математической грамотности при подготовке к ВПР


Автор: Маркова Нина Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Менделеевская СОШ
Населённый пункт: рп. Менделеево городской округ Солнечногорск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие математической грамотности при подготовке к ВПР
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер класс по теме

«Развитие математической грамотности при подготовке к

ВПР»

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с опытом работы

по

формированию

математической

грамотности

младших

школьников.

Задачи мастер-класса:

-

показать необходимость использования в работе различных форм и

методов;

-

через

практическую

деятельность

познакомить

слушателей

с

различными приемами, направленными на развитие математической

грамотности.

Ход

1. Вступление

Уважаемые

коллеги!

Представляю

вашему

вниманию

мастер-

класс на тему «Развитие математической грамотности при подготовке

к ВПР».

Зачем дети ходят в школу? Самый очевидный ответ — получать

знания.

Школьник

должен

выучить

и

понять

определенный

набор

правил

языка,

исторических

фактов,

физических

законов,

математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично.

Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать

реальные

жизненные

проблемы

и

самостоятельно

работать

с

информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми

компетенциями»,

«функциональной

грамотностью»,

«творческими

когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Алексей

Алексеевич

Леонтьев

сказал:

«Функциональная

грамотность

-

способность

человека

использовать

приобретаемые

в

течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных

задач

в

различных

сферах

человеческой

деятельности,

общения

и

социальных отношений».

На

концепции

функциональной

грамотности

основаны

международные оценочные исследования - оценка математической и

естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS),

международная

программа

оценки

учебных

достижений

15-летних

учащихся (PISA).

Одной из оставляющих функциональной грамотности – является

математическая грамотность.

Математическая

грамотность

это

способность

человека

мыслить

математически,

формулировать,

применять

и

интерпретировать

математику

для

решения

задач

в

разнообразных

практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и

факты,

а

также

инструменты

для

описания,

объяснения

и

предсказания

явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать

хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны

принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

Я стараюсь через содержание учебного материала, через построение

урока

найти

то

направление,

которое

приведет

к

достижению

хорошего

уровня математической грамотности и позволит обучающимся стравиться с

заданиями ВПР.

Ориентиром

для

меня

является

стандарт

начального

общего

образования. В нем отмечено:

«Предметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы

начального общего образования должны отражать:

-использование

начальных

математических

знаний

для

описания

и

объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их

количественных и пространственных отношений;

-приобретение начального опыта применения математических знаний для

решения

учебно-познавательных

и

учебно-практических

задач»

(ФГОС

НОО).

2. Представление педагогического опыта

Для того, чтобы развить математическую грамотность и эффективно помочь

обучающимся

подготовиться

к

ВПР,

я

применяю

следующие

методы

и

технологии:

задания, направленные на работу с информацией;

задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему,

решаемую средствами математики, построить модель решения.

Чаще всего, обучающиеся работают с такими заданиями в парах или

группах.

Сегодня я покажу пример работы с такими заданиями.

Задания, направленные на умения переводить информацию из

текстовой формы в табличную

Задание 1.

Прочитай условие задачи. Узнай данные каждого вида тигров и заполни

таблицу, состоящую из четырех столбцов, используя данные текста.

Длина амурского тигра 280 см, рост на 174 см меньше, чем длина тела, вес

составляет 250 кг. Длина тела малайского тигра на 35 см меньше длины тела

амурского тигра, рост 106 см, вес на 144 кг меньше, чем вес амурского тигра.

Длина тела бенгальского

тигра 260 см, рост на 9 см больше, чем рост

малайского тигра, вес 181 кг.

Возможные вопросы для обсуждения:

1. О каких объектах говорится в тексте?

2. Какие данные об этих животных представлены в данном тексте?

3. Все ли данные представленные в этом тексте известны?

Верное решение.

Вид тигра

Длина (см)

Рост (см)

Вес (кг)

Амурский

280

106

250

Малайский

245

106

106

Бенгальский

260

97

181

Задания, направленные на умения переводить информацию из

диаграммной формы в табличную.

Задание 1.

Рассмотрите диаграмму. На диаграмме показано количество заболевших за

зиму.

Определи

количество

заболевших

за

каждый

месяц

и

занеси

эти

данные в таблицу, состоящую из двух столбцов.

Научи соседа по парте по диаграмме составлять таблицу.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Таблица 4

Комментарии: данное задание относится к рефлексивному типу,

так как ребенку необходимо научить других выполнять данное

задание.

Возможные вопросы для обсуждения:

1. О чем нам рассказывает диаграмма?

2. Сколько всего объектов? Назовите их.

3. Как узнать чему будет равен каждый столбец диаграммы?

Верное решение:

Название месяца

Количество заболевших

Декабрь

16

Январь

34

Февраль

22

Задание 2.

Рассмотри

круговую

диаграмму.

Исходя

из

данных,

которые

на

ней

представлены, составь таблицу, состоящую из двух столбцов.

Придумай своё задание, подобное тому, которое ты только что выполнял.

Декабрь

Январь

Февраль

Декабрь

Январь

Февраль

8

28

Таблица 11

Диаграмма 1

Комментарии: данное задание относится к рефлексивному типу. К

этому типу относятся задания на придумывание самим ребенком таких же

заданий, как те, которые ему предлагались на уроке – учителем.

Данный тип заданий позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять

существенные связи и отношения.

Возможные вопросы для обсуждения:

1. О чем нам рассказывает диаграмма?

2. О скольких объектах в ней говорится? Назови их.

3. О чем можно придумать свою подобную задачу?

Верное решение.

Содержание витамина C (мг)

Лимон

40

Перец красный

250

Апельсин

60

Черная смородина

200

Шиповник сухой

1200

Таблица 12

Диаграмма 2

Задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему,

решаемую средствами математики, построить модель решения.

Задание .

На день рождения вашего младшего брата приглашено 6 гостей. Помогите

родителям подготовиться к этому мероприятию.

1.Посчитай, хватит ли 2000 рублей, чтобы купить 6 пригласительных

открыток, 10 воздушных шаров, 2 набора аксессуаров для фотосессии, 6

колпаков, 5 свечей, 2 набора салфеток.

2.Данные о покупке запиши в таблице.

3.Что еще можно купить на оставшиеся деньги от 2000 рублей, рассмотри

разные варианты.

наименование товара

единица измерения

цена

пригласительные открытки

шт.

35 руб

гелиевые шары

шт.

60 руб

воздушные шары

шт.

18 руб.

фейерверки

набор

300 руб

аксессуары для фотосессии

набор

356 руб

мыльные пузыри

шт.

45 руб

свечи

шт.

17 руб

колпаки

шт.

38 руб.

язычки – гудки

шт.

49 руб

гирлянда «С днем рождения»

шт.

219 руб

салфетки

набор

30 руб

наименование товара

количество

цена

стоимость

пригласительные открытки

воздушные шары

аксессуары для фотосессии

свечи

колпаки

салфетки

итого:

итого:

3. Подведение итогов мастер-класса

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к

тому

же,

действовать

успешно,

им

нравится

на

уроке

не

просто

слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, принимать решение,

придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно

организует

на

своих

уроках

такую

деятельность,

то

учеба

будет

успешной, а добытые знания — качественными.

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с

формированием у обучающихся основ умения учиться и способности к

организации

своей

деятельности.

Это

период

не

только

получения

знаний, но и период контроля полноты и качества усваиваемых умений

и навыков. Ребенок в период обучения сталкивается с различного вида

диагностическими, проверочными и контрольными работами. И наша

задача, используя различные методики и приёмы, дать детям прочную

базу, которая в дальнейшем поможет им в решении познавательных и

практических задач.

Свой мастер-класс хотелось бы закончить словами Альберта

Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда

забывается все, чему нас учили в школе…».



В раздел образования