Напоминание

"Подвижная геометрия"


Автор: Журавлева Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №213
Населённый пункт: г. Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: Методическое пособие к игровому набору
Тема: "Подвижная геометрия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 213»

Игровой набор

«Подвижная геометрия»

Разработал: Журавлева А.В.

Игровой набор «Подвижная геометрия».

Описание

Методическое пособие адресовано воспитателям

дошкольных

образовательных

учреждений

и

предназначено для работы с детьми от трех до семи лет.

Его

можно

использовать

в

процессе

совместной

деятельности детей и в индивидуальной работе с ребенком.

Основная часть игр – малоподвижные напольные,

но любое задание можно усложнить, например, играя на

время, в этом случае игра становится подвижной.

Цель:

-создание

условий

для

развития

пространственных

представлений

и

практических

ориентировок,

двигательной активности и творческого мышления у детей

дошкольного возраста через организацию напольных игр с

элементами

спорта

с

использованием

нестандартного

оборудования.

Задачи:

-способствовать совершенствованию у воспитанников

уровня двигательной подготовленности, обогащение

игрового опыта;

-развивать физические качества детей, ориентировку в

пространстве (на плоскости); двигательное творчество и

активность;

-продолжать учить выполнять задания по предложенным

схематическим изображениям;

1

-вырабатывать навыки совместной игры и коммуникации у

детей;

-развивать воображение, логику, мышление.

Игровое пособие состоит из одного поля-коврика из

баннерного полотна, разделенного на квадраты 4*4 клетки.

Размер одного квадрата в полотне 30х30 см.

Поля, сделанные из этого материала, достаточно

прочные

и

устойчивы

к

разным

механическим

повреждениям, баннерная поверхность быстро и хорошо

обрабатывается. Также, с этим игровым полем, старшие

дошкольники могут самостоятельно придумывать свои

варианты напольных игр, рисовать любые изображения по

замыслу игры, а затем их легко стирать.

Также в игру входит:

-

набор

геометрических

фигур:

большие

и

маленькие треугольники, квадраты, круги, овалы, ромбы в

четырех цветах (красный, желтый, синий, зеленый) – всего

40 фигур;

-20

мешочков

из

ткани

с

двумя

видами

наполнителей (10 легких и 10 тяжелых);

-4 мешочка для фигур (желтый, зеленый, красный,

синий).

Дополнительно можно использовать учебно-игровое

пособие «Логические блоки Дьенеша», набор пластиковых

овощей

и

фруктов,

имеющихся

в

каждой

группе

дошкольного образовательного учреждения.

Данное игровое поле можно использовать в таких

подвижных играх, как: «Солнышко и дождик», используя

клеточки

напольного

ковра

вместо

стульчиков,

2

«Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Кот и

мыши», «У медведя во бору», «Через ручеек» и др.

Варианты

напольных

игр

с

применением

игрового пособия.

1.

Построй цепочку из геометрических фигур.

Проводится

с

использованием

коврика

и

всех

геометрических фигур.

Цель: развитие логического мышления, внимания.

Содержание:

1 вариант

На игровом поле необходимо разложить фигуры, так,

чтобы они не повторялись ни по цвету, ни по форме.

2 вариант

На игровом поле необходимо разложить фигуры в

каждом ряду одинакового цвета, но разные по форме.

3 вариант

На игровом поле необходимо разложить фигуры так,

чтобы они чередовались по размеру, но были

одинакового цвета.

4 вариант

На игровом поле в первом ряду дети выкладывают не

повторяющиеся

большие

фигуры,

другие

должны

повторить во втором ряду цепочку фигур маленького

размера.

5 вариант

На игровом поле в первом ряду построить цепочку

из больших квадратов разных цветов, во втором ряду - из

больших кругов, повторяя очередность цветов как в первом

и т.д.

2.

Пройди путь.

3

Проводится

с

использованием

коврика

и

всех

геометрических фигур.

Цель: формировать умение выполнять задания по схеме

(предложенному

схематическому

изображению),

содействовать развитию ориентировки в пространстве

плоскости,

двигательного

творчества,

координации

движений, мышления, внимания.

Содержание:

На игровом поле разложены геометрические фигуры (пример

раскладки см. ниже).

Задача ребенка правильно сориентироваться по

схеме, попрыгав на 1 или 2 ногах. Там, где лежит большая

геометрическая

фигура

прыгнуть

двумя

ногами,

не

наступив на фигуру, где нет фигур, прыгнуть на пустую

клетку двумя ногами.

3.

Путешествие по коврику.

Проводится

с

использованием

коврика

и

маленьких

геометрических фигур, небольшой грузовик.

Цель: формировать навык ориентирования на плоскости,

умение

слушать

задание,

содействовать

развитию

ориентировки в пространстве плоскости, двигательного

творчества, координации движений.

4

Содержание:

Ребенку предоставляется игровое поле, грузовик и

геометрические фигуры всех цветов маленького размера.

На заданную педагогом клетку ребенок ставит грузовик с

геометрическими фигурами. Взрослый задает направление

перемещения игрушки командами: «Одна клетка вверх, две

вправо, стоп! Выгружай квадрат синего цвета!». Ребенок

кладет квадрат заданного педагогом цвета и передвигается

дальше. Как вариант, ребенок может сам передвигаться по

заданному полю.

4.

Попади в цель.

Проводится с использованием коврика и геометрических

фигур, набивные тяжелые и легкие мешочки.

Цель: содействовать

развитию

глазомера,

ловкости,

точности в метании предметов в заданную цель.

Содержание:

На

игровом

поле

раскладываются

большие

и

маленькие геометрические фигуры.

Дети по очереди метают на них мешочки: на

большие геометрические фигуры тяжелые мешочки, на

маленькие- легкие.

Для детей старших и подготовительных групп

педагог дает задание метать мешочки на все цвета, кроме

любых двух. После того, как дети выполнят упражнение,

подсчитывается

количество

баллов,

т.е.

мешочков,

упавших не на запрещенные квадраты и не за пределы поля

и т.д.

5.

Займи место.

Проводится

с

использованием

коврика

и

больших

геометрических фигур.

5

Цель: содействовать

закреплению

ориентировки

в

пространстве плоскости, развивать быстроту реакции;

формировать навык точно ориентироваться по заданию

педагога, правильно выполнять задания.

Содержание:

На

игровом

поле

раскладываются

большие

геометрические фигуры всех цветов. Дети получают

задание добраться до определенной фигуры, например,

наступая только на квадраты, или на фигуры, у которых

есть углы, или только по фигурам без углов.

6.

Точь-в точь.

Проводится с использованием коврика, геометрических

фигур и карточек-схем (см. Приложение).

Цель: формировать умение выполнять задания по схеме

(предложенному

схематическому

изображению),

содействовать развитию ориентировки в пространстве

плоскости,

двигательного

творчества,

координации

движений, мышления, внимания.

Содержание:

1.

Вариант

На игровом поле необходимо разложить геометрические

фигуры согласно схеме. Можно играть на скорость,

разделив детей на команды.

2.

Вариант

Ребенок

выбирает

карточку

с

заданием,

расставляет

фигуры, как показано на карточке. Далее его задача

поставить недостающие фигуры в свободные места на

игровом поле так, чтобы не повторялась форма и цвет

фигур по горизонтали и по вертикали.

7.

Найди лишнее

6

Проводится с использованием коврика, геометрических

фигур, набора пластиковых овощей и фруктов

Цель:

формировать

умение

классифицировать

предметы

по

существенному

признаку,

обобщать,

мышления, внимания.

Содержание:

1.

Вариант

На игровом поле выкладываются геометрические

фигуры так, чтобы в каждом ряду была «лишняя» фигура.

Например, 1 ряд- все большие квадраты, 1 маленький; 2

ряд- все синие фигуры, 1 зеленая и т.д.

2.

Вариант

На игровом поле раскладываются рядами фрукты и

овощи. В каждом ряду есть лишний предмет, необходимо

найти его.

8.

Мемори

Проводится с использованием коврика и геометрических

фигур

Цель:

развитие произвольного внимания и зрительной

памяти,

содействовать

развитию

ориентировки

в

пространстве

плоскости,

двигательного

творчества,

координации движений.

Содержание:

1.

Вариант

На одном игровом поле раскладываются только

большие геометрические фигуры, для второй младшей и

средней групп заполняется не все поле, дети-участники

игры берут такие же фигуры маленького размера, затем

игровое поле с разложенными фигурами убирается. Детям

необходимо снова разложить фигуры также.

7

2.

Вариант

Детям показывается схема расположения фигур на

поле, дети по памяти должны воспроизвести правильное

расположение фигур на поле.

9.

Разложи по цветам

Проводится с использованием коврика и геометрических

фигур, мешочков.

Цель: закреплять умения различать цвета, содействовать

развитию ориентировки в пространстве.

Содержание:

Игровое поле остаётся пустым, в конце каждого

ряда ставятся мешочки. На полу раскладываются все

геометрические фигуры. Каждому игроку необходимо

взять фигуры и положить их в мешочек такого же цвета,

попрыгав на 1 или 2 ногах по игровому полю. Также

можно разложить фигуры в мешочки по форме, размеру (в

синий мешочек только большие треугольники, в зеленый-

квадраты, в красный ромбы и т.д.).

10. Конструирование из геометрических фигур

Проводится с использованием геометрических фигур.

Цель: развивать интерес к конструированию, продолжать

работу по выделению и называнию геометрических фигур,

формировать умение ориентироваться в пространстве,

учить обыгрывать построенное речевыми высказываниями.

Содержание:

На обратной стороне игрового поля лежат все

геометрические

фигуры

из

них

детям

предлагается

построить

любые

окружающие

нас

предметы,

либо

постройки.

8

11. Закрепление предлогов «на», «под», «за», «над», «в»,

наречий «справа», «слева», «вверху», «снизу».

Проводится с использованием коврика, геометрических

фигур, мешочков.

Цель: формирование понимания и употребления предлогов

«на», «под», «за», «над», «в», наречий «справа», «слева»,

«вверху», «внизу», формировать умение ориентироваться в

пространстве.

Содержание:

1.

Вариант

На игровом поле в центре раскладывается любая

большая геометрическая фигура. Ребенок по инструкции

педагога раскладывает маленькие фигуры.

2.

Вариант

Ребенок встает в центре игрового поля, педагог

выкладывает фигуры вокруг ребенка. Ребенок должен

назвать

местонахождение

фигур

относительно

себя

(спереди, сзади, вверху, внизу)

3.

Вариант

В центре поля выкладываются три геометрические

фигуры, педагог дает задание ребенку: положи над

красным треугольником желтый квадрат,

под

синий

квадрат – зеленый круг, постепенно заполняя все поле.

12. Пройди лабиринт

Проводится с использованием коврика, геометрических

фигур.

Цель:

содействовать

развитию

ориентировки

в

пространстве

плоскости,

двигательного

творчества,

координации движений.

Содержание:

9

1.

Вариант.

На

игровом

поле

раскладываются

большие

геометрические фигуры. Дети по инструкции взрослого

должны пройти по определенным фигурам. Например, по

фигурам без углов, либо по фигурам, в которых 4 угла.

2.

Вариант

На игровом поле раскладываются геометрические

фигуры. Каждой форме фигуры соответствует задание:

если встает на синюю фигуру нужно хлопнуть, на зеленой

–топнуть ногой, на зеленых фигурах – встать на одной

ноге,

на

желтых

присесть.

Тоже

самое

можно

проговорить с формой.

13. Раз, два, три, четыре, пять

Проводится с использованием коврика, геометрических

фигур.

Цель:

содействовать

развитию

ориентировки

в

пространстве

плоскости,

двигательного

творчества,

координации движений, закрепление счета до пяти.

Содержание:

1.

Вариант

На игровом поле раскладываются геометрические

фигуры лесенками: в первом ряду -1, во втором – 2, в

третьем – 3, и т.д. Педагог просит показать столбик, в

котором 3 фигуры, 3, 1, вместе пересчитываются. По этим

лесенкам дети могут пройти вместе с какой-нибудь

игрушкой и пересчитать фигуры, ребенок называет число

фигур,

где

остановилась

игрушка.

Игрушка

может

перепрыгивать

через

ступеньку

и

ходить

в

разном

направлении.

2.

Вариант

10

На игровом поле выкладываем ряд из фигур.

Необходимо сказать каким по счету стоит красный

квадрат, какого цвета фигура стоит на 3-ем месте.

14. Угадай-ка

Проводится с использованием геометрических фигур.

Цель: совершенствовать тактильные ощущения ребенка,

правильно называть геометрические фигуры.

Содержание:

В

мешочек

складываются

маленькие

геометрические фигуры, ребенок с закрытыми глазами

должен определить какая фигура у него в руках.

15. Прыг-скок

Проводится с использованием коврика, клавесов.

Цель: развитие пространственного восприятия, крупной

моторики, координации.

Содержание:

Под ритм, отбиваемый на клавесах, ребенку нужно

попрыгать на одной или двух ногах рядами по всему

коврику.

11

Приложение

Примеры схем раскладки геометрических фигур

на коврике

1.

2.

12

3.

4.

13



В раздел образования