Напоминание

Коррупционная преступность в таможенных органах РФ: содержание понятия, направления и проблемы противодействия


Автор: Бальд Петр Валентинович
Должность: студент-магистрант
Учебное заведение: РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Населённый пункт: г. Люберцы
Наименование материала: Статья
Тема: Коррупционная преступность в таможенных органах РФ: содержание понятия, направления и проблемы противодействия
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, Международное сообщество приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций (например, Конвенция против коррупции), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др.В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции",Указ Президента РФ от 01.06.2016 № 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы", Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2013 № 207 «Об утверждении правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции. Говоря о личности субъекта коррупционного преступления, необходимо определить понятие личности преступника. Как правило, она рассматривается в двух аспектах: внешнем, который характеризуется признаками социальной деятельности человека, и внутреннем, который оценивается на основе его социальной направленности. На внешнем уровне характеристику личности составляют ее реальные проявления в основных видах деятельности. Они закрепляются в социальном статусе и социальных функциях, это, например, социально-демографические признаки (пол, возраст, семейное и должностное положение, образование). На внутреннем уровне личность оценивается на основе отношения человека к основным видам его социальной деятельности, его нравственно- психологические установки, ценностная ориентация, именно на этом уровне формируется мотивация.
Итак, личность преступника следует понимать как совокупность социально- психологических свойств, которые в определенных ситуациях и обстоятельствах приводят к совершению преступления. Общепризнано, что «личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности (хотя и нежелательный и даже враждебный по отношению к обществу), имеющий свою социальную природу». Говоря о характеристике личности преступника, совершающего преступления коррупционной направленности, необходимо отметить, что его личность, как и личность человека вообще, оценивается как субъект жизнедеятельности, образ жизни которого накладывает решающий отпечаток на весь ее облик. Психологические особенности личности коррупционера следует понимать как относительно стабильную совокупно сть индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения, систему представлений человека о себе, межличностные отношения и характер социального взаимодействия. Для понимания личности преступника необходимо изучение ее системной структуры, включающей определенным образом систематизированные группы признаков, характеризующих тех, кто совершает уголовно наказуемое деяние: социально-демографические, психологические, нравственные, уголовно-правовые и криминологические. По справедливому замечанию Я. И. Гилинского, важность познания личности преступника заключается прежде всего в том, что «лица определенного пола, возраста, образования, социального положения, тех или иных интеллектуальных, волевых, эмоциональных, физических качеств имеют относительно большую или меньшую вероятность оказаться среди совершивших те или иные преступления». Была предпринята попытка дать описание личности не просто преступника, а преступника-сотрудника таможенных органов, совершившего коррупционное преступление. Поэтому, давая характеристику субъекту преступления, необходимо исключить такие признаки, как психические аномалии и отклонения, поскольку в изученных материалах результаты психолого- психиатрической экспертизы указывали на отсутствие каких-либо отклонений в психическом развитии подсудимого, что частично объясняется тщательным отбором лиц при поступлении на службу в таможенные органы. Кроме того, мы исключаем такой признак, как профессиональная принадлежность, так как в данной работе изучаем только сотрудников таможенных органов.
Социально-демографические признаки: пол, возраст, социальное, семейное и должностное положение, уровень материальной обеспеченности, наличие или отсутствие постоянного места жительства, образовательный и интеллектуальный и другие уровни часто обязательны для занимаемой должности в таможенных органах и в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на линию поведения. В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности, так как сама возможность коррупционных деяний прямо связана с профессиональной деятельностью. В целом среди сотрудников, совершивших преступления коррупционной направленности, насчитывалось примерно 65,5% лиц, имеющих среднее специальное образование, 29,4 — имеющих высшее не юридическое и 14,6% — высшее юридическое образование. Возможно, это свидетельствует о том, что большинство из тех, кто не имел высшего юридического образования, менее пригодны к службе в таможенных органах. Среди сотрудников органов внутренних дел, совершивших коррупционные преступления, преобладают лица молодого возраста. Так, примерно 2% их—в возрасте от 18 до 21 года, 27 — от 22 до 25 лет, 23 — в возрасте от 26 до 30 лет, 39,9 — от 31 до 40 лет и от 41 года и более — 8,1%. Преобладание лиц молодого возраста, имеющих звания лейтенанта(старшего лейтенанта) полиции, среди совершивших коррупционные преступления сотрудников можно объяснить тем, что в результате смены политической системы изменилась и система ценностей. Размывание ядра опытных сотрудников, имеющих прежние нормы морали и профессиональную этику, привело к тому, что в настоящее время на их место пришли молодые сотрудники, выросшие с другими, соответствующими современной ситуации общества принципами, иногда игнорирующие требования закона в целях извлечения материальной выгоды. Существенное влияние на поведение личности оказывают семейный статус, супружеские конфликты, психологический климат в семье. Семейное положение сотрудников, совершивших преступления коррупционной направленности, можно характеризовать в целом как социально благополучное. Большинство из них (69,6%) на момент совершения преступления были женаты и имели детей. Холостых и разведенных насчитывалось 23,8 и 6,6% соответственно.
Психологические особенности позволяют глубже познать внутреннее содержание личности. Для характеристики личности преступника существенное значение имеют его социальная роль и социальный статус, с одной стороны, формирующие (моделирующие) его личность, а с другой — являющиеся результатом этого процесса. Мотивационная сфера служит стержнем нравственно психологической структуры личности преступника, интегрирующим интересы, потребности, ведущие отношения и активность. Сравнение полученных в последние годы результатов эмпирического изучения личности сотрудника-коррупционера и личности законопослушного сотрудника свидетельствует о наличии у первого некоторых особенностей, в том числе психологических. Изучение этих особенностей имеет важное значение, так как социально-демографические признаки в данном случае будут идентичны и у законопослушных сотрудников, и у сотрудников, совершающих преступления коррупционной направленности. Личность должностного лица - коррупционера отличается от личности законопослушного сотрудника психологическими особенностями, сочетание которых имеет прежде всего криминогенное значение и специфично именно для преступника. Специфика их нравственно-психологического облика является одним из факторов совершения ими преступления, однако необходимо учитывать, что нравственные качества складываются под влиянием тех социальных отношений, в которые был включен индивид, т. е. имеют социальное происхождение. С учетом систематизации ряда факторов, характеризующих поведение должностного лица, как при выполнении служебных обязанностей, так и в условиях отдыха или досуга, можно выделить проявления личностных деформаций и вне которой степени даже прогнозировать возможность совершения противоправных поступков. Развернутый криминологический анализ характеристик поведенческой активности сотрудников и их индивидуально-личностных особенностей может помочь своевременно выявить коррупционеров из числа сотрудников таможенных органов и не допустить совершения преступления. Уголовно-правовые признаки, присущие личности преступника, отражают данные о мотивации, форме вины, единоличном или групповом характере преступной деятельности, виде совершенного преступления и т. д. Именно они отражают степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяющие обозначить существенные признаки таких лиц.
В коррупционных преступлениях заметно выделяется группа лиц, совершающих такие действия из престижных побуждений, т. е. для того чтобы занять в жизни более высокое социальное, в первую очередь должностное, положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и так далее. Это часто сопровождается искаженным пониманием производственных и иных нужд своего предприятия или учреждения. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она здесь есть, выступает в качестве дополнительного мотива. Деятельность таможенных органов в последние годы протекала в сложной, противоречивой обстановке, которая самым непосредственным образом влияла на уровень законности и правопорядка. Совершенствование предпринимаемых, а также разработка новых мер по противодействию коррупции, их реализация в комплексе будут способствовать успеху в деле борьбы с коррупцией, положительной тенденции к снижению уровня коррумпированности должностных лиц таможенных органов и ее искоренению. Способ преступной деятельности детерминирован свойствами личности преступника и их индивидуального преступного поведения. В этой связи знание личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел, совершающих преступления коррупционной направленности, позволит лучше понять и объяснить причины и механизм преступного поведения, разработать эффективные меры предупреждения преступности. Криминологический портрет коррупционеров в таможенных органах выглядит следующим образом: средний возраст (37 лет), а также повышенный уровень феминизации (27% коррупционеров – женщины) и образования (52% лиц с высшим и неоконченным высшим образованием). Опросы осужденных за коррупцию показывают, что 72% из них были о сведомлены об уголовной противоправно сти своего д е я н и я , 96%рассчитывали избежать наказания, 83% считали назначенное им наказание не заслуженно суровым и лишь 2% полагали, что понесли справедливое наказание. Коррумпированные лица обладают не только государственными способностями и профессиональными знаниями, но и оказывают
противодействие правоохранительным органам путем использования личных связей в государственных учреждениях. Средний возраст женщин, осужденных за получение взятки, – 43 года, мужчин – 33 года. Средний возраст осужденных обоих полов составляет 38лет. Взяткополучатель, в отличие от других преступников значительно более образованный: 44% о сужденных взяточников имели в ы с ш е е профе ссиональное образование; 20% – высшее ю р и д и ч е с ко е образование;26% – общее среднее образование; 19% – среднее специальное; 11 % –среднее техническое.30 Семейное положение. К моменту совершения преступления и вынесения приговора: 81 % взяточников состояли в браке; 15% – в браке не состояли; 4% – находились в фактических брачных отношениях.97,8% осужденных взяткополучателей совершили преступление впервые, у 2,2% – это была вторая судимость, причем первая была также за корыстное преступление – подделку и сбыт поддельных документов. Характеристика по месту работы, учебы и жительства. 55% осужденных имели положительные характеристики по месту учебы, работы и жительства – указывалось на их дисциплинированность, ответ ственно сть, исполнительно сть, вежливо сть и тактично сть с г р а ж д а н а м и , коммуникабельность. 11% осужденных характеризовались крайне отрицательно, как работники низкой квалификации, имеющие нарушения трудовой дисциплины, болезненно реагирующие на замечания и не пользующиеся авторитетом среди коллег, часто меняющие место работы. Большое значение в системе детерминант должностной и коррупционной преступности имеют негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества (только в государственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн. чиновников). К числу этих характеристик относятся такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь. На формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают: изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах; наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет
криминальной деятельности; некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений; ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами; наличие дорогостоящих привычек и интересов; желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции. В борьбе с должностной и коррупционной преступностью важное значение имеет предупреждение, т.е. позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц. Что является существенными условиями, способствующих совершению должностных и коррупционных преступлений и как бороться с коррупционной преступностью в таможенных органах подробнее рассмотрим в следующем параграфе.
Причины и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений в таможенных органах Существует множество причин, подталкивающих должностное лицо к коррупционному правонарушению. Неэффективное материальное обеспечение государственных служащих формируют чувство неуверенности в завтрашнем дне и подталкивают к массовой низовой коррупции. Служащие, не имея никаких гарантий самосохранения, легче поддаются соблазну коррупции. Таким образом, можно выделить следующие причины совершения коррупционных преступлений: 1. ощущение нестабильности; 2. низкая зарплата, не соответствующая квалификации и ответственности работы; 3. несправедливость при продвижении по службе .


В раздел образования