ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Автор: Шутова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №221 Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: статья Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Раздел: дошкольное образование
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Шутова Т.В.
МБДОУ ЦРР – детский сад №221 г. Ульяновска
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов
отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла
так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и
катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной
и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из
условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
В
нашем
дошкольном
учреждении
оборудован
«Зимний
сад»
«Кактусенок»,
где
распологаются
разные
комнатные
растения
и
домашние
животные.
Ежедневно
в
экологическом
уголке
проводится
совместоно
образовательная
деятельность
с
детьми
по
эколого-краеведческому
направлению, а так же экскурсии для детей разных возрастов по фото-галерее
картин
«Край
родной
–
навек
любимый»(где
представлены
фото-пейзажи
Ульяновской области),а так же по выставке «Зерновые культуры Ульяновской
области».
Экологическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста,
в
нашем
дошкольном учреждении, предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
формирование
системы
экологических
знаний
и
представлений
(интеллектуальное развитие)
развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, проявление желания сохранить ее)
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями
и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как
нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему
миру
природы
должны
лежать
гуманные
чувства,
т.е.
осознание
ценности
любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Краеведческое
воспитание -
это
новое
направление
экологического
образования, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В
основе
общения
дошкольника
с
природой
лежит
отношение
старшего
к
младшему
(появляется
потребность
ласкать,
заботиться
о
растениях
и
животных).
Процесс
взаимодействия
ребенка
с
растительным
и
животным
миром противоречив. Экологическое отношение к нему может появиться у
ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с
незнанием
правил
взаимодействия
с
объектами
природы.
Поэтому
важно
формировать
у
детей
дошкольного
возраста
представление
о
природе
и
позитивные формы, а так же способы взаимодействия с ней. Осознанное и
правильное
отношение
вырабатывается
при
условии
тесного
контакта
и
различных
форм
взаимодействия
ребенка
с
растениями
и
животными,
имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Основным направлением в эколого-краеведческой работе МБДОУ является
формирование
экологической
культуры
дошкольников,
знакомство
с
растительным и животным миром Ульяновской области.
Критериями
сформированности
осознанного
и
активного
гуманного
отношения к природе нами были выделены следующие:
понимание
необходимости
бережного
и
заботливого
отношения
к
природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении
для человека;
освоение норм поведения и соблюдении их в практической деятельности
и в быту;
проявление
активного
отношения
к
объектам
природы
(действенной
заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе в образовательной деятельности,
необходимо
исходить
из
следующего:
главное,
чтобы
ребенок
понял,
что
человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о
человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,
следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас
Дом, безнравственны.
Принципы содержания эколого-краеведческого обучения в ДОУ:
1. Принцип гуманизации - достигается за счет введения краеведческого
материала, который используется для углубленного изучения природы нашего
края,
позволяет
сделать
основные
сведения
ярче,
ближе
и
интереснее,
способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию
интереса и уважения к своему краю.
2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что дошкольное
образовательное учреждение определяет вариант
реализации, но и тем, что
воспитатель
самостоятельно
избирает
пути
достижения
планируемого
результата деятельности.
3.
Принцип
научности
предполагает
достаточный
уровень
доступной
информации с учетом возрастных особенностей дошкольников.
4.
Принцип
непрерывности
вытекает
из
постепенности
и
этапности
формирования эколого-краеведческой ответственности личности.
5. Принцип практической направленности - реализуется за счет введения
практических занятий, экскурсий, целевых прогулок, творческих заданий.
6.
Краеведческий
принцип
-
является
ведущим
в
отборе
содержания
эколого-краеведческого
обучения.
Он
обязывает
воспитателя
при
изучении
природы широко использовать экологическую программу, проводить экскурсии
в
природу,
в
краеведческий
музей.
Все
это
обеспечивает
накопление
чувственного опыта дошкольников.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая
возрастные
о собенно сти
дошкольников,
к
которым
о т н о с я т с я
впечатлительность
и
эмоциональная
отзывчивость,
через
сострадание,
сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого
существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою
собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное
отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех,
кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду
(разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.).
Активная позиция ребенка в образовательной деятельности, как правило,
способствует
овладению
умениями
и
навыками
по
уходу
за
комнатными
растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того,
умение сопереживать, сочувствовать, постепенно вырабатывает эмоциональное
табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Нам
очень
важно
показать
детям,
что
по
отношению
к
природе
они
занимают
позиции
более
сильной
стороны
и
поэтому
должны
ей
покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь
замечать
действия
других
людей,
сверстников
и
взрослых,
давать
им
соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей
противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое
отношение
детей
к
природе
объясняется
отсутствием
у
них
необходимых
знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит у нас
в образовательной деятельности
в неразрывном единстве с формированием
системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:
представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых
живых
существах,
об
их
потребностях
и
способах
удовлетворения
этих
потребностей;
понимание
взаимосвязи
между
живыми
существами
и
средой
их
обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом
сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят,
исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и
в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут
существовать одновременно.
Разумеется,
одних
знаний
недостаточно
для
формирования
у
детей
гуманного
отношения
к
природе
и
любви
к
родному
краю
–
необходимо
включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать
условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А
создание
и
поддержание
положительного
эмоционального
состояния
детей
(радость
от
выполненной
работы,
удостоенной
похвалы
воспитателя,
расцветший
цветок,
выздоровевший
щенок…)
способствует
дальнейшему
развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и
при
формировании
у
детей
осознания
эстетической
ценности
объектов
природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание
эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического
воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Наша задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию
того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и
каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Литература:
1.
Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова
- М. : Просвещение , 1993. - 128 с.
2.
Детский
сад
-
эталон
экологической
культуры
/
Вестник
экологического образования в России. – 2004. - №2. - С.
3.
Евтушенко
С.,
Веселова
Л.
Воспитание
большого
гражданина
России. / Дошкольное воспитание 2007- №6, с.118-121.
4.
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному
краю / Дошкольное воспитание 2006 -№2, с.3-8.
5.
Николаева
С.
Н.
Экологическое
воспитание
дошкольников
/Педагогика. – 2007. - №5. - С. 22-27.
6.
Новикова
Г.
Дошкольный
возраст
:
этико-экологиче ское
воспитание /Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. - С. 87-89.