Напоминание

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Автор: Шутова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №221
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование





Назад





ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Шутова Т.В.

МБДОУ ЦРР – детский сад №221 г. Ульяновска
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли. В нашем дошкольном учреждении оборудован «Зимний сад» «Кактусенок», где распологаются разные комнатные растения и домашние животные. Ежедневно в экологическом уголке проводится совместоно образовательная деятельность с детьми по эколого-краеведческому направлению, а так же экскурсии для детей разных возрастов по фото-галерее картин «Край родной – навек любимый»(где представлены фото-пейзажи Ульяновской области),а так же по выставке «Зерновые культуры Ульяновской области». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, в нашем дошкольном учреждении, предполагает:  воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)  формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)  развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, проявление желания сохранить ее)  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Краеведческое воспитание - это новое направление экологического образования, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Экологическое отношение к нему может появиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представление о природе и позитивные формы, а так же способы взаимодействия с ней. Осознанное и правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома. Основным направлением в эколого-краеведческой работе МБДОУ является формирование экологической культуры дошкольников, знакомство с растительным и животным миром Ульяновской области. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе нами были выделены следующие:  понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;  освоение норм поведения и соблюдении их в практической деятельности и в быту;  проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе). Формируя гуманное отношение к природе в образовательной деятельности, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,
следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Принципы содержания эколого-краеведческого обучения в ДОУ: 1. Принцип гуманизации - достигается за счет введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения природы нашего края, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к своему краю. 2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что дошкольное образовательное учреждение определяет вариант реализации, но и тем, что воспитатель самостоятельно избирает пути достижения планируемого результата деятельности. 3. Принцип научности предполагает достаточный уровень доступной информации с учетом возрастных особенностей дошкольников. 4. Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования эколого-краеведческой ответственности личности. 5. Принцип практической направленности - реализуется за счет введения практических занятий, экскурсий, целевых прогулок, творческих заданий. 6. Краеведческий принцип - является ведущим в отборе содержания эколого-краеведческого обучения. Он обязывает воспитателя при изучении природы широко использовать экологическую программу, проводить экскурсии в природу, в краеведческий музей. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта дошкольников. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные о собенно сти дошкольников, к которым о т н о с я т с я впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех,
кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.). Активная позиция ребенка в образовательной деятельности, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать, постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Нам очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит у нас в образовательной деятельности в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:  представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;  понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;  осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе и любви к родному краю – необходимо
включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Наша задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Литература:
1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова - М. : Просвещение , 1993. - 128 с. 2. Детский сад - эталон экологической культуры / Вестник экологического образования в России. – 2004. - №2. - С. 3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. / Дошкольное воспитание 2007- №6, с.118-121. 4. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю / Дошкольное воспитание 2006 -№2, с.3-8. 5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников /Педагогика. – 2007. - №5. - С. 22-27. 6. Новикова Г. Дошкольный возраст : этико-экологиче ское воспитание /Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. - С. 87-89.


В раздел образования