Автор: Хвесько Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ№116 комбмнированного вида Невского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики.
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики.
Мелкая моторика - «совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в
выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук». К области
мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений:
от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких
движений: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами,
письмо, рисование и т. д.
Мелкая моторика рук формируется в процессе воспитания и обучения как
результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного,
слухового и речедвигательного анализаторов.
Развитие мелкой моторики - процесс накапливания различных движений,
которые совершаются пальцами рук, и их постепенное качественное
улучшение - от простых к сложным.
Таким образом, развитие мелкой моторики детей раннего и дошкольного
возраста
-
это
психолого-педагогическая
проблема,
которая
является
актуальной. Ее решение предполагает организацию работы с детьми по
развитию у
них дифференцированных
и сложно скоординированных
движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий.
Важно, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными
процессами,
как
мышление,
внимание,
координация,
воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Существует
тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.
Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой
зависимости.
Развитие
мелкой
моторики
происходит
в
онтогенезе
естественным образом на базе общей моторики, начиная с младенческого
возраста. В раннем возрасте ребенок обладает естественным стремлением к
движению. Он хочет трогать и перемещать все, что находится в ближайшем к
нему пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его
предметами и вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Это период
развития точности движений.
Развитие мелкой моторики имеет значение в связи:
а) с развитием познавательных способностей ребенка;
б) с развитием речи;
в) с развитием собственных движений рук для осуществления предметных и
орудийных действий, в том числе рисования, лепки, письма.
Одним из
средств развития
мелкой
моторики
является пальчиковая
гимнастика.
Пальчиковая гимнастика - это «упражнения для пальцев и кисти рук,
которые проводятся в игровой форме».
Пальчиковые игры - это «инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев». В них находит отображение
реальность окружающего мира - явления природы, предметы, вещи,
животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Игры эти очень
эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.
В ходе пальчиковой гимнастики ребенок, повторяя движения взрослого,
активизирует моторику своих рук, тем самым вырабатывая ловкость пальцев,
умение управлять движениями своих рук, концентрировать внимание на
одном виде деятельности.
Пальчиковая
гимнастика
-
это
универсальное
дидактическое
и
развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее
проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая
деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения,
ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти
приобретают
хорошую
подвижность,
гибкость,
исчезает
скованность
движений.
Персонажи и образы пальчиковых упражнение доступны пониманию
ребенка 2-4 лет, он их хорошо знает и симпатизирует им. Это сорока, коза,
паучок, бабочка, зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик. Все эти образы
нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты
и движения. Одни пальчиковые упражнения готовят малыша к счету, в
других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает
лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Упражнения, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого
ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны
для формирования чувства уверенности у ребенка.
Классификация пальчиковой гимнастики по ее назначению предложена
Л.П. Савиной.
1. Игры - манипуляции.
«Ладушки-ладушки…»,
«Сорока-белобока…»
-
указательным
пальцем
осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик
хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто
живет
в
моей
квартире?..»,
«Пальчики
пошли
гулять…» -
ребенок
поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью
взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит
тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу).
Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются»
пальцы.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим
пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям
изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,
птиц, насекомых, деревьев.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом,
или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и
разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга»).
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым
пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Ухо
-
нос» -
левой
рукой
взяться
за
кончик
носа,
правой
-
за
противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их
положение.
«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в
кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой,
потом левой, затем двумя руками вместе).
«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной
плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем
обеими руками.
«Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками
зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета:
яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на
свою руку).
С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого
полушария.
Их
выполнение
требует
от
ребенка
внимания,
сосредоточенности.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и
пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -
разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к
центру).
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой
руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В
конце растираем ладонь.
«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой
руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания
солью, сжимание пальцев в кулак.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать»
гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех,
каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке.
Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус,
развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои
щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется
осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали
обследовать морское дно вместе.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец,
безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в
кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание
пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец -
какой-либо персонаж.
7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением (народные
потешки, песенки, прибаутки и т.д.).
В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки -
речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко
запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов
(ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они
имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу
обращения, сообщения.
Например,
Ванька-встанька,
Ванька-встанька,
(спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся.
(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
(большой палец выскакивает из кулака).
Чтение потешки, прибаутки и народных песенок во время пальчиковой
гимнастики
проводится
в
форме
веселой,
увлекательной
игры,
при
сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом
производимого ребенка движения или действия выполняемого взрослого.
Поскольку дети раннего и младшего дошкольного возраста еще не могут
воспринимать быстрой речи, то «потешки», прибаутки и народные песенки,
читаются неторопливо, отчетливо. При этом еще развивается память ребенка
в их заучивании. Пальчиковые упражнения создают благоприятный фон,
обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения
слушать и понимать содержание потешек, прибауток, песенок, учат
улавливать ритм речи. Игры эти можно проводить как в детском саду, так и
дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой
деятельности.
Таким образом, возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики
рук у детей 2-4 лет состоят в том, что она оказывает благотворное влияние на
развитие движений и ловкости пальцев и кистей рук, умения управлять
движениями рук и пальцев, зрительно-моторную координацию, и главное -
на развитие мышления и речи детей. Кроме того, пальчиковая гимнастики
успокаивает ребенка, так как она переключает его внимание на телесные
ощущения.
Большое
разнообразие
видов
упражнений
пальчиковой
гимнастики
дает
возможность
использовать
дифференцированный
и
личностно ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка
определенного возраста и с определенными проблемами в психологическом
развитии, которые устанавливаются на диагностической основе.