Напоминание

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики.


Автор: Хвесько Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ№116 комбмнированного вида Невского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики.

Мелкая моторика - «совокупность скоординированных действий

нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в

выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук». К области

мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений:

от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких

движений: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами,

письмо, рисование и т. д.

Мелкая моторика рук формируется в процессе воспитания и обучения как

результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного,

слухового и речедвигательного анализаторов.

Развитие мелкой моторики - процесс накапливания различных движений,

которые совершаются пальцами рук, и их постепенное качественное

улучшение - от простых к сложным.

Таким образом, развитие мелкой моторики детей раннего и дошкольного

возраста

-

это

психолого-педагогическая

проблема,

которая

является

актуальной. Ее решение предполагает организацию работы с детьми по

развитию у

них дифференцированных

и сложно скоординированных

движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий.

Важно, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными

процессами,

как

мышление,

внимание,

координация,

воображение,

наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Существует

тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.

Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой

зависимости.

Развитие

мелкой

моторики

происходит

в

онтогенезе

естественным образом на базе общей моторики, начиная с младенческого

возраста. В раннем возрасте ребенок обладает естественным стремлением к

движению. Он хочет трогать и перемещать все, что находится в ближайшем к

нему пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его

предметами и вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Это период

развития точности движений.

Развитие мелкой моторики имеет значение в связи:

а) с развитием познавательных способностей ребенка;

б) с развитием речи;

в) с развитием собственных движений рук для осуществления предметных и

орудийных действий, в том числе рисования, лепки, письма.

Одним из

средств развития

мелкой

моторики

является пальчиковая

гимнастика.

Пальчиковая гимнастика - это «упражнения для пальцев и кисти рук,

которые проводятся в игровой форме».

Пальчиковые игры - это «инсценировка каких-либо рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев». В них находит отображение

реальность окружающего мира - явления природы, предметы, вещи,

животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Игры эти очень

эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.

В ходе пальчиковой гимнастики ребенок, повторяя движения взрослого,

активизирует моторику своих рук, тем самым вырабатывая ловкость пальцев,

умение управлять движениями своих рук, концентрировать внимание на

одном виде деятельности.

Пальчиковая

гимнастика

-

это

универсальное

дидактическое

и

развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее

проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая

деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения,

ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти

приобретают

хорошую

подвижность,

гибкость,

исчезает

скованность

движений.

Персонажи и образы пальчиковых упражнение доступны пониманию

ребенка 2-4 лет, он их хорошо знает и симпатизирует им. Это сорока, коза,

паучок, бабочка, зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик. Все эти образы

нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты

и движения. Одни пальчиковые упражнения готовят малыша к счету, в

других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает

лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Упражнения, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого

ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны

для формирования чувства уверенности у ребенка.

Классификация пальчиковой гимнастики по ее назначению предложена

Л.П. Савиной.

1. Игры - манипуляции.

«Ладушки-ладушки…»,

«Сорока-белобока…»

-

указательным

пальцем

осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик

хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто

живет

в

моей

квартире?..»,

«Пальчики

пошли

гулять…» -

ребенок

поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью

взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит

тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу).

Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются»

пальцы.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим

пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям

изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,

птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом,

или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и

разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга»).

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым

пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Ухо

-

нос» -

левой

рукой

взяться

за

кончик

носа,

правой

-

за

противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их

положение.

«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в

кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой,

потом левой, затем двумя руками вместе).

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной

плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем

обеими руками.

«Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками

зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета:

яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на

свою руку).

С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого

полушария.

Их

выполнение

требует

от

ребенка

внимания,

сосредоточенности.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и

пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -

разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к

центру).

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой

руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В

конце растираем ладонь.

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой

руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания

солью, сжимание пальцев в кулак.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать»

гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех,

каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус,

развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои

щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется

осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали

обследовать морское дно вместе.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец,

безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в

кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание

пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец -

какой-либо персонаж.

7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением (народные

потешки, песенки, прибаутки и т.д.).

В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки -

речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко

запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов

(ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они

имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу

обращения, сообщения.

Например,

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

(спрятать большой палец в кулак)

Просыпайся, улыбайся.

(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-встанька тут как тут!

(большой палец выскакивает из кулака).

Чтение потешки, прибаутки и народных песенок во время пальчиковой

гимнастики

проводится

в

форме

веселой,

увлекательной

игры,

при

сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом

производимого ребенка движения или действия выполняемого взрослого.

Поскольку дети раннего и младшего дошкольного возраста еще не могут

воспринимать быстрой речи, то «потешки», прибаутки и народные песенки,

читаются неторопливо, отчетливо. При этом еще развивается память ребенка

в их заучивании. Пальчиковые упражнения создают благоприятный фон,

обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения

слушать и понимать содержание потешек, прибауток, песенок, учат

улавливать ритм речи. Игры эти можно проводить как в детском саду, так и

дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой

деятельности.

Таким образом, возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики

рук у детей 2-4 лет состоят в том, что она оказывает благотворное влияние на

развитие движений и ловкости пальцев и кистей рук, умения управлять

движениями рук и пальцев, зрительно-моторную координацию, и главное -

на развитие мышления и речи детей. Кроме того, пальчиковая гимнастики

успокаивает ребенка, так как она переключает его внимание на телесные

ощущения.

Большое

разнообразие

видов

упражнений

пальчиковой

гимнастики

дает

возможность

использовать

дифференцированный

и

личностно ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка

определенного возраста и с определенными проблемами в психологическом

развитии, которые устанавливаются на диагностической основе.



В раздел образования