Напоминание

Декоративно прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников


Автор: Лаврентьева Оксана Владимирова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Городской Дворец детского юношеского творчества им. Н.К Крупской"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Декоративно прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Декоративно прикладное искусство как средство

эстетического воспитания младших школьников

Система образования может выступать важным средством социокультурного и духовного

возрождения. Процесс выработки содержания национально-регионального компонента

образования,

служащего

основанием

для

решения

задач

по

созданию

системы

национального образования как в российском образовании в целом, так и в отдельных

республиках в рамках разграничения компетенций субъектов Российской Федерации, уже

прошел путь определения его составляющих и практической апробации.

В воспитании детей роль традиционных народных промыслов и, в целом, народного

искусства, без преувеличения можно сказать, велика.

Традиционные ремесла, к которым приобщаются младшие школьники, повествуя о нравах

и обычаях наших предков, не позволяют народу забыть собственную историю. Через

подобное приобщение детей к традиционному искусству, реализуется актуальная задача

патриотического воспитания.

Подобно другим направлениям изобразительного искусства, народное творчество вводит

ребенка в мир во всей его красоте и полноте, учит его любить родной край и беречь

природу, прививая нравственные ориентиры. При этом ребенок познает такие понятия как

размер,

форма,

цвет,

овладевает

специфическими

художественными

навыками.

Приобщаясь к народному искусству, человек учится распознавать красоту в окружающих

явлениях и предметах, получает запас прекрасного в душе.

Народное искусство — это воплощение представления народа о добре и красоте,

богатстве родной земли. Яркая палитра красок, контрастный рисунок, наличие видов

растительного, геометрического и животного орнаментов являются отличительной

особенностью декоративно-прикладного народного творчества.

Народные мастера, традиционно связанные с природой, добывая дары леса и обрабатывая

землю, будучи достаточно наблюдательными за растениями, животными и неживой

природой, воплощали увиденное в своих изделиях.

В современных условиях система образования должна пополняться специалистами,

имеющими опыт по внедрению потенциала декоративно-прикладного искусства в

образовательные процессы.

Однако

результаты

анализа

учебных

программ

дисциплин,

которые

состоят

в

региональном компоненте художественно-педагогического образования, свидетельствуют

о том, что комплексный подход в изучении декоративно-прикладного искусства на этапах

художественно-педагогического образования до сих пор пока не выработан. Помимо того,

что не определен педагогический потенциал данного подхода, не всегда учитываются

возрастные особенности учащихся, не изучается влияние декоративно-прикладного

искусства на развитие личности педагога во все периоды жизни.

Исходя из вышесказанного и в связи с поставленной проблемой в исследовании, мы

считаем необходимым выявить сущность педагогического потенциала декоративно-

прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство, являясь частью культуры, сохраняет все особенности,

присущие ей, а также механизмы ее усвоения, которые включают в себя несколько этапов:

1) подражание — индивид стремится к воспроизведению в действиях, копированию

внешних проявлений творческой активности других людей, которые профессионально

занимаются декоративно-прикладным искусством;

2) эмпатия — способность индивида проникнуть в психологическое состояние,

переживание другого в процессе исполнения произведения декоративно-прикладного

искусства;

3) комбинирование — перебирая элементы одного из видов народного декоративно-

прикладного искусства, индивид составляет из них различные комбинации в соответствии

с пожеланием окружающих;

4) импровизация — выражение индивидуального видения при знакомстве с достижением

народного декоративно-прикладного искусства в рамках его традиций.

В научной литературе встречается немало функций, которые всесторонне характеризуют

особенности современной культуры, в том числе и народное декоративно-прикладное

искусство. Перечислим их: инкультурация; оценочная; производство новых знаний,

ценностей,

норм,

значений

и

ориентации;

инструментальная;

преемственность;

целеполагающая; познавательная; сигнификативная (знаковая); накопление, хранение и

распространение (трансляции) знаний, ценностей, норм и значений; воспроизводство

духовного

процесса

через

поддержку

его

преемственности;

коммуникативная;

социализация; рекреативная и др.

«В преподавании изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, —

отмечает И. М. Раджабов, — следует рассматривать как часть общей материальной и

духовной художественной культуры» [135. — С. 100].

Понимание данного аспекта может позволить определить главную цель педагогического

процесса формирования эстетического отношения младших школьников средствами

декоративно-прикладного искусства, с учетом исторического опыта народа.

В своем развитии человек, по отношению к культуре, выступает в различных видах: в

виде «продукта» культуры, основы для самоидентификации общества в целом и каждой

личности; как производитель, потребитель и транслятор культуры. При рассматривании

взаимосвязи личности и декоративно-прикладного искусства на протяжении жизненного

отрезка, выявляется определенная закономерность: детство и юность характерны

«впитыванием», восприятием культуры; молодость и средний возраст — работой по

формированию, «производству» культурных артефактов и культуры; пожилой возраст и

старость — обобщением и передачей культурных традиций следующему поколению.

Происходит смена превалирующих функций декоративно-прикладного искусства в

отношении развития индивида на протяжении всей жизни на до профессиональном,

профессиональном и пост профессиональном этапах непрерывного образования.

На до профессионального этапа развития индивида среди ведущих функций можно

отметить

нормативную,

духовно-нравственную,

познавательную

(обучающую),

ценностную, художественно-эстетическую, развивающую.

На профессиональном этапе — преобразующую, коммуникативную, информационную,

гуманистическую, ценностную, творческую, семиотическую.

На профессиональном этапе — компенсаторную, коммуникативную и творческую.

В дальнейшем данные функции предоставляют возможность в определении критериев,

характеризующих

виды

реализации

педагогического

потенциала

декоративно-

прикладного искусства на трех уровнях непрерывного художественно-педагогического

образования.

Таким образом, педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства является

многогранным понятием, выступающим совокупностью признаков, которые направлены

на личность и преобразующие ее на формальном (системная связь «Я — этнос») и

реальном («Я — творец», «Я — профессионал», «Я — развивающаяся личность»)

уровнях, которые дают ей возможность в существовании, творческом взаимодействии,

преобразовании изменяющегося мульти культурного пространства.

С данными подходами в определении педагогического потенциала декоративно-

прикладного искусства можно сделать некоторые выводы:

‒ педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства является

сложным понятием, осмысление которого следует осуществлять с позиции педагогики,

культурологи и процессов, происходящих в обществе;

‒ определить такое понятия можно исключительно в связи с существующими в единстве

их отрицательных и положительных сторон;

‒ вырабатывание понятия сопровождается поиском условий его осуществления в

образовательной системе.

«В учебно-воспитательном процессе в школе, — пишет И. М. Раджабов, — где

декоративно-прикладное творчество реально существует и плодотворно развивается,

педагог должен понимать, что для учащихся декоративно-прикладное искусство

теснейшим образом связано с повседневным бытом, являясь одной из важнейших условий

организации

оптимальной

среды

обитания,

активно

способствует

формированию

эстетического отношения младших школьников» [135. — С. 36].

Итак, знакомя школьников с изделиями народного декоративно-прикладного искусства,

учителю следует добиваться того, чтобы учащиеся правильно понимали принцип

коллективного, традиционного создания образов, декоративных мотивов народного

творчества, основных его принципов (вариация, повтор, импровизации), примеры

практической художественно-эстетической деятельности, изобразительных сюжетов.

Литература:

Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного

образования. — М.: Прометей, 1998. –100с.

Раджабов И. М.

Декоративно-прикладное

искусство

в системе художественного

образования Республики Дагестан. //Автореф. дис. докт. пед. наук.– М.; 1998. — 36с.



В раздел образования