Автор: Лаврентьева Оксана Владимирова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Городской Дворец детского юношеского творчества им. Н.К Крупской"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Декоративно прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников
Раздел: дополнительное образование
Декоративно прикладное искусство как средство
эстетического воспитания младших школьников
Система образования может выступать важным средством социокультурного и духовного
возрождения. Процесс выработки содержания национально-регионального компонента
образования,
служащего
основанием
для
решения
задач
по
созданию
системы
национального образования как в российском образовании в целом, так и в отдельных
республиках в рамках разграничения компетенций субъектов Российской Федерации, уже
прошел путь определения его составляющих и практической апробации.
В воспитании детей роль традиционных народных промыслов и, в целом, народного
искусства, без преувеличения можно сказать, велика.
Традиционные ремесла, к которым приобщаются младшие школьники, повествуя о нравах
и обычаях наших предков, не позволяют народу забыть собственную историю. Через
подобное приобщение детей к традиционному искусству, реализуется актуальная задача
патриотического воспитания.
Подобно другим направлениям изобразительного искусства, народное творчество вводит
ребенка в мир во всей его красоте и полноте, учит его любить родной край и беречь
природу, прививая нравственные ориентиры. При этом ребенок познает такие понятия как
размер,
форма,
цвет,
овладевает
специфическими
художественными
навыками.
Приобщаясь к народному искусству, человек учится распознавать красоту в окружающих
явлениях и предметах, получает запас прекрасного в душе.
Народное искусство — это воплощение представления народа о добре и красоте,
богатстве родной земли. Яркая палитра красок, контрастный рисунок, наличие видов
растительного, геометрического и животного орнаментов являются отличительной
особенностью декоративно-прикладного народного творчества.
Народные мастера, традиционно связанные с природой, добывая дары леса и обрабатывая
землю, будучи достаточно наблюдательными за растениями, животными и неживой
природой, воплощали увиденное в своих изделиях.
В современных условиях система образования должна пополняться специалистами,
имеющими опыт по внедрению потенциала декоративно-прикладного искусства в
образовательные процессы.
Однако
результаты
анализа
учебных
программ
дисциплин,
которые
состоят
в
региональном компоненте художественно-педагогического образования, свидетельствуют
о том, что комплексный подход в изучении декоративно-прикладного искусства на этапах
художественно-педагогического образования до сих пор пока не выработан. Помимо того,
что не определен педагогический потенциал данного подхода, не всегда учитываются
возрастные особенности учащихся, не изучается влияние декоративно-прикладного
искусства на развитие личности педагога во все периоды жизни.
Исходя из вышесказанного и в связи с поставленной проблемой в исследовании, мы
считаем необходимым выявить сущность педагогического потенциала декоративно-
прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство, являясь частью культуры, сохраняет все особенности,
присущие ей, а также механизмы ее усвоения, которые включают в себя несколько этапов:
1) подражание — индивид стремится к воспроизведению в действиях, копированию
внешних проявлений творческой активности других людей, которые профессионально
занимаются декоративно-прикладным искусством;
2) эмпатия — способность индивида проникнуть в психологическое состояние,
переживание другого в процессе исполнения произведения декоративно-прикладного
искусства;
3) комбинирование — перебирая элементы одного из видов народного декоративно-
прикладного искусства, индивид составляет из них различные комбинации в соответствии
с пожеланием окружающих;
4) импровизация — выражение индивидуального видения при знакомстве с достижением
народного декоративно-прикладного искусства в рамках его традиций.
В научной литературе встречается немало функций, которые всесторонне характеризуют
особенности современной культуры, в том числе и народное декоративно-прикладное
искусство. Перечислим их: инкультурация; оценочная; производство новых знаний,
ценностей,
норм,
значений
и
ориентации;
инструментальная;
преемственность;
целеполагающая; познавательная; сигнификативная (знаковая); накопление, хранение и
распространение (трансляции) знаний, ценностей, норм и значений; воспроизводство
духовного
процесса
через
поддержку
его
преемственности;
коммуникативная;
социализация; рекреативная и др.
«В преподавании изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, —
отмечает И. М. Раджабов, — следует рассматривать как часть общей материальной и
духовной художественной культуры» [135. — С. 100].
Понимание данного аспекта может позволить определить главную цель педагогического
процесса формирования эстетического отношения младших школьников средствами
декоративно-прикладного искусства, с учетом исторического опыта народа.
В своем развитии человек, по отношению к культуре, выступает в различных видах: в
виде «продукта» культуры, основы для самоидентификации общества в целом и каждой
личности; как производитель, потребитель и транслятор культуры. При рассматривании
взаимосвязи личности и декоративно-прикладного искусства на протяжении жизненного
отрезка, выявляется определенная закономерность: детство и юность характерны
«впитыванием», восприятием культуры; молодость и средний возраст — работой по
формированию, «производству» культурных артефактов и культуры; пожилой возраст и
старость — обобщением и передачей культурных традиций следующему поколению.
Происходит смена превалирующих функций декоративно-прикладного искусства в
отношении развития индивида на протяжении всей жизни на до профессиональном,
профессиональном и пост профессиональном этапах непрерывного образования.
На до профессионального этапа развития индивида среди ведущих функций можно
отметить
нормативную,
духовно-нравственную,
познавательную
(обучающую),
ценностную, художественно-эстетическую, развивающую.
На профессиональном этапе — преобразующую, коммуникативную, информационную,
гуманистическую, ценностную, творческую, семиотическую.
На профессиональном этапе — компенсаторную, коммуникативную и творческую.
В дальнейшем данные функции предоставляют возможность в определении критериев,
характеризующих
виды
реализации
педагогического
потенциала
декоративно-
прикладного искусства на трех уровнях непрерывного художественно-педагогического
образования.
Таким образом, педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства является
многогранным понятием, выступающим совокупностью признаков, которые направлены
на личность и преобразующие ее на формальном (системная связь «Я — этнос») и
реальном («Я — творец», «Я — профессионал», «Я — развивающаяся личность»)
уровнях, которые дают ей возможность в существовании, творческом взаимодействии,
преобразовании изменяющегося мульти культурного пространства.
С данными подходами в определении педагогического потенциала декоративно-
прикладного искусства можно сделать некоторые выводы:
‒ педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства является
сложным понятием, осмысление которого следует осуществлять с позиции педагогики,
культурологи и процессов, происходящих в обществе;
‒ определить такое понятия можно исключительно в связи с существующими в единстве
их отрицательных и положительных сторон;
‒ вырабатывание понятия сопровождается поиском условий его осуществления в
образовательной системе.
«В учебно-воспитательном процессе в школе, — пишет И. М. Раджабов, — где
декоративно-прикладное творчество реально существует и плодотворно развивается,
педагог должен понимать, что для учащихся декоративно-прикладное искусство
теснейшим образом связано с повседневным бытом, являясь одной из важнейших условий
организации
оптимальной
среды
обитания,
активно
способствует
формированию
эстетического отношения младших школьников» [135. — С. 36].
Итак, знакомя школьников с изделиями народного декоративно-прикладного искусства,
учителю следует добиваться того, чтобы учащиеся правильно понимали принцип
коллективного, традиционного создания образов, декоративных мотивов народного
творчества, основных его принципов (вариация, повтор, импровизации), примеры
практической художественно-эстетической деятельности, изобразительных сюжетов.
Литература:
Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного
образования. — М.: Прометей, 1998. –100с.
Раджабов И. М.
Декоративно-прикладное
искусство
в системе художественного
образования Республики Дагестан. //Автореф. дис. докт. пед. наук.– М.; 1998. — 36с.