Напоминание

"Работа над полифонией в классе баяна"


Автор: Золотарев Станислав Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им. С.Сайдашева"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Высокогорский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа над полифонией в классе баяна"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья «Работа над полифонией в классе баяна»

Работа над полифоническими произведениями развивает у исполнителя

такие качества, как масштабность и глубину мышления, художественный

вкус. Полифония открывает как перед композитором, так и перед

исполнителем поистине огромные возможности. Неслучайно полифония, её

разнообразные формы, претворенные в произведениях композиторов

различных эпох и направлений, были своеобразным материалом значимости

их творческого мастерства. Ярким примером тому могут служить имена

Вивальди, Корелли, Баха, Бетховена, Генделя, Моцарта и др.

Проблема серьезного и последовательного изучения баянистами

полифонической музыки – от сочинений старых мастеров до современных

самых разнообразных контрапунктических форм – давно назрела. Причем

это приобщение к высокому искусству полифонии должно начинаться с

самых первых шагов обучения.

Развитие полифонического слуха, навыков многоплановой игры является

одной из важнейших задач в воспитании учащихся. Музыкальная, а в

частности фортепианная педагогика подчеркивает значение

полифонического репертуара как обязательного и очень важного на всех

этапах обучения. Важнейшая характерная черта полифонии - наличие

нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий -

определяет и главную задачу учащихся: необходимость слышать и вести

каждый голос полифонического произведения в отдельности и всю

совокупность голосов в их взаимосвязи. Большое внимание следует уделять

напевности звучания отдельных голосов, в этом часто заключается одно из

основных требований при исполнении полифонических сочинений.

Необходимо знать, что полифоническое многоголосие может быть по -

настоящему прослушано при выявлении своеобразия всех голосов, которые

должны прозвучать полно и выразительно. В 2х, 3х - голосном сочинении

надо серьёзно работать над каждым голосом - уметь вести его, ощущая

направленность развития, хорошо интонировать, и, разумеется, применять

нужные штрихи. Надо уметь играть на память каждый голос, что поможет его

правильному слуховому восприятию и исполнению.

Недостаточно подготовленным ученикам нередко надо много раз объяснять,

каково значение каждого голоса в том или в другом построении, как он

должен поэтому прозвучать. Иногда приходится сравнительно долго

добиваться правильной фразировки, нужного характера звучания, четкого

выполнения всех штрихов. Большое внимание следует уделять напевности

звучания отдельных голосов, в этом часто заключается одно из основных

требований при исполнении полифонических произведений. Следует

упомянуть о необходимом для играющих полифонию умении правильно

слушать полифоническую фактуру. Для слышания всей фактуры нужно на

первый план поставить нижний голос. Верхний же должен «прорезать» с

помощью особенностей своего тембра через фактурное tutti. Если

сосредоточить слушание на верхнем голосе, что значительно легче, то

нижний голос будет слышен эпизодически, когда о нём вспомнит

исполнитель. Научившись же слышать в первую очередь нижний голос -

верхний можно слышать беспрерывно.

Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием

относиться к аппликатуре. Выбор хорошо «звучащей» аппликатуры имеет

огромное значение. Плохая аппликатура приведёт к большим потерям,

компенсировать которые другими исполнительским «манерами»

невозможно. Её специфичность в полифоническом произведении – частые

подмены пальцев для выдерживания голосов, перекладывания. Это

поначалу представляется ученику трудным и даже неприемлемым. Поэтому,

по мере возможности, надо привлекать ученика к совместному обсуждению

аппликатуры или даже самостоятельному «т.е. дать самому расставить», а

затем обсудить, выяснить все спорные вопросы, а далее добиваться

обязательного её соблюдения.

К числу наиболее важных проблем, требующих своего последовательного

решения, относятся вопросы, связанные со сменой меха. В процессе игры

наступают моменты, когда ведение меха в каком – либо одном направлении

достигает критического или намеченного предела и, чтобы продолжить

звучание, необходимо продолжить движение меха в другом направлении.

Изменение направления движения меха на противоположное расчленяет

звучание. Поэтому осуществление смены меха с учетом смыслового

разграничения лишь одного какого – либо голоса, может вызвать

нежелательные расчленения в других голосах. Следовательно, при

определении момента смены меха необходимо учитывать логику

развертывания мелодической линии каждого голоса полифонической ткани,

избегая нежелательных расчленений в них. Для этого необходимо найти и

наметить место, где проведение расчленения во всех голосах одновременно

не внесет заметных искажений ни в один из совместно звучащих голосов.

Результатом расчленения обычно является цезура. Также сразу, следует

обращать внимание на динамику полифонических пьес. Следует, прежде

всего, избегать динамических преувеличений. Чувство меры по отношению

ко всем динамическим изменениям в любом произведении - качество, без

которого нельзя художественно убедительно и стилистически верно

передать музыку.

Важную роль в полифоническом воспитании ученика играют обработки

народных песен. Они помогают легче осмыслить выразительное значение

полифонии, приобщают к полифоническим особенностям народной музыки.

Практика показывает, что ученики, воспитывающиеся с раннего возраста на

образах народного многоголосия, впоследствии значительно лучше

воспроизводят полифонию.

Если признать полифоничность неотъемлемым качеством классической и

современной музыки, то станет очевидным, что повышенное внимание к

полифонии означает вместе с тем повышение внимания и к проблемам

развития музыкальных способностей, интересов, эстетических и идейных

качеств музыканта как личности. Обостренное внимание к полифонии может

принести пользу не только на начальном и среднем этапах музыкальной

подготовки. Постоянная работа над полифонией развивает его умственно –

интеллектуальные и познавательные способности, в частности,

многоплановую ориентировку. Это необходимо для полноценной

профессиональной подготовки каждого музыканта.



В раздел образования