Автор: Иванов Денис Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ лицей №7
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация физкультурно - спортивной деятельности в лицее №7"
Раздел: полное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ЛИЦЕЕ №7
Д. С. Иванов, учитель физической культуры,
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
лицея № 7 города Томска
Современное состояние общества, его развитие представляет все
новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Школа является
местом активной деятельности ребенка на протяжении 9 – 11 лет. Самые
важные
периоды
интенсивного
развития
детского
организма,
когда
происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с
важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования.
В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс
социально-гигиенических, экологических и других факторов. Дети проводят
в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического,
психологического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье
человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится
привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как
наркомания, алкоголизм, курение. Только здоровый человек, выйдя из стен
школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к
современной жизни в обществе.
В этой связи была разработана программа по развитию физической
культуры и спорта, олимпийского образования в МАОУ лицее №7 г. Томска
«Навстречу
личным
рекордам!».
Цель
данной
программы:
создания
образовательной среды, способствующей физическому, психологическому и
нравственному развитию обучающихся.
Программа включает в себя четыре основных направления развития
физической культуры и спорта, олимпийского образования в школе:
1. Олимпиада начинается в школе;
2. Готов к труду и обороне;
3. Русские спортивные традиции;
4. Военно-спортивные игры.
Олимпийское движение, олимпийские ценности, традиции – очень
важны для современных учащихся школ. А знание достижений своей страны
на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не
только
в
спорте,
но
и
в
жизни. Постепенно
шаг
за
шагом
у
учащихся формируется
внутренняя
позиция
спортсмена,
система
его
отношений и мировоззрение. Одной из первостепенных задач современной
школы заключается в создании условий для эффективной образовательной
спортивной среды, целью которой является формирование у учащихся
осознанного, мотивированного отношения к занятиям физической культурой
и спортом, улучшению и сохранению своего здоровья путем приобщения к
идеалам и ценностям олимпийского движения.
Одной из форм организации физического воспитания школьников
является проведение олимпиад по физической культуре, в которых учащиеся
нашего лицея принимают самое активное участие, демонстрируя свои знания
и умения в области физической культуры и спорта.
На первом этапе олимпиады (школьном) выявляются юноши и
девушки 8 – 11 классов, наиболее подготовленные физически. Школьный
этап Всероссийской олимпиады (ВсОШ) школьников состоит из двух частей:
тестирования по теоретико – методическим знаниям и практическая часть
(гимнастика, легкая атлетика, полоса препятствий). Победители этих
испытаний отстаивают честь лицея на городском и региональном этапах
ВсОШ.
Подготовка
учащихся
на
городской
и
региональный
этапы
осуществляется через уроки физической культуры, спортивные секции,
создания индивидуальных образовательных траекторий развития, а также
дополнительные занятия и тренировки.
Хорошая физическая и теоретическая подготовка помогает нашим
учащимся успешно выступать на городском и региональном этапе ВсОШ.
Этап ВсОШ
2019-2020
учебный год
2020-2021
учебный год
2021-2022
учебный год
Муниципальный
1 победитель
-
3 призера
1 призер
Региональный
1 призер
1 призер
-
На ряду с олимпиадой в лицее систематически в течение учебного года
проводятся
внеклассные
мероприятия:
спортивные
праздники
и
соревнования, Декады здоровья и походы, в которых каждый ребенок может
проявить себя, добиться личного успеха. На параллелях 5, 6, 7, 8-х классов
традиционно
проводится
круглогодичная
внутришкольная
спартакиада
«Вперед к здоровью!» по следующим видам спорта: в 5-х классах – Футбол,
Пионербол, Кросс 1 км, «Вперед мальчишки!»; в 6-х классах – «Меткий
снайпер», Баскетбол, Пионербол, Футбол, Президентские тесты, «Вперед
мальчишки!»; в 7-х классах – Футбол, Пионербол (девушки), Волейбол
(юноши), «Русская лапта», Лыжные гонки, «Вперед мальчишки!»; в 8-х
классах – Баскетбол, Волейбол (юноши), Волейбол (девушки), «Вперед
мальчишки!», Футбол, Лыжные гонки, «Русская лапта» (юноши), «Русская
лапта» (девушки).
При рациональном сочетании с занятиями по физической культуре такие
внеклассные мероприятия способствуют развитию двигательной активности,
повышению
работоспособности,
проявлению
самостоятельности,
что
благотворно влияет на развитие личностных качеств обучающихся.
Такая организация физкультурно – спортивной деятельности позволяет
нашему
лицею
успешно
выступать
в
городских
круглогодичных
спартакиадах школьников:
Учебный год
Спартакиада
«Здоровье»
Спартакиада
«Спортивная
смена»
Спартакиада
«Патриот»
2019 – 2020
1 место
1 место
1 место
2020 – 2021
4 место
2 место
3 место
2021 – 2022
2 место
1 место
2 место
Также в лицее большое внимание уделяется популяризации и
пропаганде Всероссийского физкультурно спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО).
В настоящее время внедрение комплекса ГТО в систему физического
воспитания
школьников,
заключается
в
повышении
эффективности
использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении
здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании
патриотизма и гражданской ответственности.
Реализация данного направления осуществляется через следующие
виды физкультурно-спортивной деятельности: мобильные агитационные
лектории
по
привлечению
обучающихся
к
ГТО;
обновление
информационных стендов о ВФСК «ГТО»; организация пробной сдачи норм
ВФСК «ГТО» на базе лицея; организация сдачи норм ВФСК «ГТО» в
специализированных
центрах
тестирования;
проведение
церемонии
награждения значками «Готов к труду и обороне».
В лицее большое внимание уделяется спортивным традициям нашего народа.
Одними из таких, были упражнения с гирями. В советские времена иметь
гири дома было славной традицией. Поднятие тяжестей, а именно гирь с
целью проявления силы или ее развития получило развитие с конца 17 века.
В настоящее время в России, гиревой спорт получил распространение,
как среди взрослого населения, так и среди студенческой молодежи и
учащихся общеобразовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии). В
2003 году гиревой спорт был включен в программу I летней Спартакиады
учащихся России. Это еще раз свидетельствует о высокой значимости
гиревого спорта в укреплении здоровья и физическом развитии учащейся
молодежи.
Привлечение детей к занятиям гиревым спортом осуществляется через
социальное
партнерство
лицея
№7
с
Детским
Оздоровительно-
Образовательным (Профильным) Центром «Юниор».
Реализация данного направления осуществляется через следующие
виды деятельности:
осуществление набора детей для занятий гиревым
спортом в ДОО(П)Ц «Юниор»; показательные выступления лицеистов с
гирями (открытые уроки, семинары и т.д.); участие в соревнованиях по
гиревому
спорту в рамках круглогодичной спартакиады школьников
«Здоровье».
Также в спортивных традициях нашего народа всегда были игры.
Одной из таких, является – Русская лапта.Эта русская народная командная
игра с мячом и битой.
В лицее существует две формы занятия русской лаптой:
1. Урочная деятельность – уроки физической культуры;
2. Внеурочная деятельность – спортивная секция «Русская лапта».
Реализация данного направления осуществляется через следующие
виды физкультурно-спортивной деятельности: осуществление набора детей
для
занятий
в
спортивной
секции
«Русская
лапта»;
показательные
выступления лицеистов (открытые уроки, семинары и т.д.); товарищеские
игры; участие в соревнованиях по русской лапте различного уровня
(муниципальный, региональный, всероссийский).
Еще одним важным направлением физкультурно – спортивной деятельности
нашего лицея является Военно – спортивные игры (ВСИ).
Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в
военно-патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра
не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет
отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и
психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков
ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, - таков во многом он будет в работе,
когда вырастет».
Большую роль в жизни и деятельности людей играет чувство
коллективизма.
Воспитывать
у
подрастающего
поколения
чувство
коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки –
одна из важных воспитательных задач школы, призванной готовить активное
достойное поколение для современной Армии. Эффективным, действенным
средством воспитания у подростков чувства коллективизма, товарищества и
взаимной выручки являются военно-спортивные игры.
Привлечение
детей
к
военно-спортивным
играм
в
лицее
осуществляется через систему дополнительного образования по этому
направлению.
Реализация данного направления осуществляется через следующие
виды физкультурно-спортивной деятельности: 1) участие обучающихся в
городской круглогодичной спартакиаде школьников «Патриот»; 2) участие
обучающихся в спортивном празднике «Вперед мальчишки!», посвященные
празднованию «Дня защитника отечества»; 3) участие детей и педагогов в
организации «Парада победы»; 4) Проведение военных сборов для учащихся
10-х классов.
Созданная
система
организации
физкультурно
–
спортивной
деятельности
в
нашем
общеобразовательном
учреждении,
позволяет
добиваться положительных результатов: дети с удовольствием участвуют в
различных спортивных мероприятиях, наблюдается положительная динамика
как в поведении, так и в личном самочувствии учащихся, увеличилось
количество детей, занимающихся в спортивных секциях, клубах. Каждый
школьник может себя реализовать, но для этого необходимо работать над
собой, заниматься физической культурой и спортом, следить за своим
здоровьем, быть физически развитым и физкультурно – образованным
человеком.
По итогам 2021-2022 учебного года лицей награжден грамотой
Департамента образования Администрации г. Томска «Самое спортивное
образовательное учреждение».