Напоминание

"Организация физкультурно - спортивной деятельности в лицее №7"


Автор: Иванов Денис Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ лицей №7
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация физкультурно - спортивной деятельности в лицее №7"
Раздел: полное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ЛИЦЕЕ №7

Д. С. Иванов, учитель физической культуры,

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

лицея № 7 города Томска

Современное состояние общества, его развитие представляет все

новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Школа является

местом активной деятельности ребенка на протяжении 9 – 11 лет. Самые

важные

периоды

интенсивного

развития

детского

организма,

когда

происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с

важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования.

В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс

социально-гигиенических, экологических и других факторов. Дети проводят

в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического,

психологического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье

человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится

привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как

наркомания, алкоголизм, курение. Только здоровый человек, выйдя из стен

школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к

современной жизни в обществе.

В этой связи была разработана программа по развитию физической

культуры и спорта, олимпийского образования в МАОУ лицее №7 г. Томска

«Навстречу

личным

рекордам!».

Цель

данной

программы:

создания

образовательной среды, способствующей физическому, психологическому и

нравственному развитию обучающихся.

Программа включает в себя четыре основных направления развития

физической культуры и спорта, олимпийского образования в школе:

1. Олимпиада начинается в школе;

2. Готов к труду и обороне;

3. Русские спортивные традиции;

4. Военно-спортивные игры.

Олимпийское движение, олимпийские ценности, традиции – очень

важны для современных учащихся школ. А знание достижений своей страны

на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не

только

в

спорте,

но

и

в

жизни. Постепенно

шаг

за

шагом

у

учащихся формируется

внутренняя

позиция

спортсмена,

система

его

отношений и мировоззрение. Одной из первостепенных задач современной

школы заключается в создании условий для эффективной образовательной

спортивной среды, целью которой является формирование у учащихся

осознанного, мотивированного отношения к занятиям физической культурой

и спортом, улучшению и сохранению своего здоровья путем приобщения к

идеалам и ценностям олимпийского движения.

Одной из форм организации физического воспитания школьников

является проведение олимпиад по физической культуре, в которых учащиеся

нашего лицея принимают самое активное участие, демонстрируя свои знания

и умения в области физической культуры и спорта.

На первом этапе олимпиады (школьном) выявляются юноши и

девушки 8 – 11 классов, наиболее подготовленные физически. Школьный

этап Всероссийской олимпиады (ВсОШ) школьников состоит из двух частей:

тестирования по теоретико – методическим знаниям и практическая часть

(гимнастика, легкая атлетика, полоса препятствий). Победители этих

испытаний отстаивают честь лицея на городском и региональном этапах

ВсОШ.

Подготовка

учащихся

на

городской

и

региональный

этапы

осуществляется через уроки физической культуры, спортивные секции,

создания индивидуальных образовательных траекторий развития, а также

дополнительные занятия и тренировки.

Хорошая физическая и теоретическая подготовка помогает нашим

учащимся успешно выступать на городском и региональном этапе ВсОШ.

Этап ВсОШ

2019-2020

учебный год

2020-2021

учебный год

2021-2022

учебный год

Муниципальный

1 победитель

-

3 призера

1 призер

Региональный

1 призер

1 призер

-

На ряду с олимпиадой в лицее систематически в течение учебного года

проводятся

внеклассные

мероприятия:

спортивные

праздники

и

соревнования, Декады здоровья и походы, в которых каждый ребенок может

проявить себя, добиться личного успеха. На параллелях 5, 6, 7, 8-х классов

традиционно

проводится

круглогодичная

внутришкольная

спартакиада

«Вперед к здоровью!» по следующим видам спорта: в 5-х классах – Футбол,

Пионербол, Кросс 1 км, «Вперед мальчишки!»; в 6-х классах – «Меткий

снайпер», Баскетбол, Пионербол, Футбол, Президентские тесты, «Вперед

мальчишки!»; в 7-х классах – Футбол, Пионербол (девушки), Волейбол

(юноши), «Русская лапта», Лыжные гонки, «Вперед мальчишки!»; в 8-х

классах – Баскетбол, Волейбол (юноши), Волейбол (девушки), «Вперед

мальчишки!», Футбол, Лыжные гонки, «Русская лапта» (юноши), «Русская

лапта» (девушки).

При рациональном сочетании с занятиями по физической культуре такие

внеклассные мероприятия способствуют развитию двигательной активности,

повышению

работоспособности,

проявлению

самостоятельности,

что

благотворно влияет на развитие личностных качеств обучающихся.

Такая организация физкультурно – спортивной деятельности позволяет

нашему

лицею

успешно

выступать

в

городских

круглогодичных

спартакиадах школьников:

Учебный год

Спартакиада

«Здоровье»

Спартакиада

«Спортивная

смена»

Спартакиада

«Патриот»

2019 – 2020

1 место

1 место

1 место

2020 – 2021

4 место

2 место

3 место

2021 – 2022

2 место

1 место

2 место

Также в лицее большое внимание уделяется популяризации и

пропаганде Всероссийского физкультурно спортивного комплекса «Готов к

труду и обороне» (ГТО).

В настоящее время внедрение комплекса ГТО в систему физического

воспитания

школьников,

заключается

в

повышении

эффективности

использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении

здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании

патриотизма и гражданской ответственности.

Реализация данного направления осуществляется через следующие

виды физкультурно-спортивной деятельности: мобильные агитационные

лектории

по

привлечению

обучающихся

к

ГТО;

обновление

информационных стендов о ВФСК «ГТО»; организация пробной сдачи норм

ВФСК «ГТО» на базе лицея; организация сдачи норм ВФСК «ГТО» в

специализированных

центрах

тестирования;

проведение

церемонии

награждения значками «Готов к труду и обороне».

В лицее большое внимание уделяется спортивным традициям нашего народа.

Одними из таких, были упражнения с гирями. В советские времена иметь

гири дома было славной традицией. Поднятие тяжестей, а именно гирь с

целью проявления силы или ее развития получило развитие с конца 17 века.

В настоящее время в России, гиревой спорт получил распространение,

как среди взрослого населения, так и среди студенческой молодежи и

учащихся общеобразовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии). В

2003 году гиревой спорт был включен в программу I летней Спартакиады

учащихся России. Это еще раз свидетельствует о высокой значимости

гиревого спорта в укреплении здоровья и физическом развитии учащейся

молодежи.

Привлечение детей к занятиям гиревым спортом осуществляется через

социальное

партнерство

лицея

№7

с

Детским

Оздоровительно-

Образовательным (Профильным) Центром «Юниор».

Реализация данного направления осуществляется через следующие

виды деятельности:

осуществление набора детей для занятий гиревым

спортом в ДОО(П)Ц «Юниор»; показательные выступления лицеистов с

гирями (открытые уроки, семинары и т.д.); участие в соревнованиях по

гиревому

спорту в рамках круглогодичной спартакиады школьников

«Здоровье».

Также в спортивных традициях нашего народа всегда были игры.

Одной из таких, является – Русская лапта.Эта русская народная командная

игра с мячом и битой.

В лицее существует две формы занятия русской лаптой:

1. Урочная деятельность – уроки физической культуры;

2. Внеурочная деятельность – спортивная секция «Русская лапта».

Реализация данного направления осуществляется через следующие

виды физкультурно-спортивной деятельности: осуществление набора детей

для

занятий

в

спортивной

секции

«Русская

лапта»;

показательные

выступления лицеистов (открытые уроки, семинары и т.д.); товарищеские

игры; участие в соревнованиях по русской лапте различного уровня

(муниципальный, региональный, всероссийский).

Еще одним важным направлением физкультурно – спортивной деятельности

нашего лицея является Военно – спортивные игры (ВСИ).

Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в

военно-патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра

не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет

отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и

психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков

ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, - таков во многом он будет в работе,

когда вырастет».

Большую роль в жизни и деятельности людей играет чувство

коллективизма.

Воспитывать

у

подрастающего

поколения

чувство

коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки –

одна из важных воспитательных задач школы, призванной готовить активное

достойное поколение для современной Армии. Эффективным, действенным

средством воспитания у подростков чувства коллективизма, товарищества и

взаимной выручки являются военно-спортивные игры.

Привлечение

детей

к

военно-спортивным

играм

в

лицее

осуществляется через систему дополнительного образования по этому

направлению.

Реализация данного направления осуществляется через следующие

виды физкультурно-спортивной деятельности: 1) участие обучающихся в

городской круглогодичной спартакиаде школьников «Патриот»; 2) участие

обучающихся в спортивном празднике «Вперед мальчишки!», посвященные

празднованию «Дня защитника отечества»; 3) участие детей и педагогов в

организации «Парада победы»; 4) Проведение военных сборов для учащихся

10-х классов.

Созданная

система

организации

физкультурно

спортивной

деятельности

в

нашем

общеобразовательном

учреждении,

позволяет

добиваться положительных результатов: дети с удовольствием участвуют в

различных спортивных мероприятиях, наблюдается положительная динамика

как в поведении, так и в личном самочувствии учащихся, увеличилось

количество детей, занимающихся в спортивных секциях, клубах. Каждый

школьник может себя реализовать, но для этого необходимо работать над

собой, заниматься физической культурой и спортом, следить за своим

здоровьем, быть физически развитым и физкультурно – образованным

человеком.

По итогам 2021-2022 учебного года лицей награжден грамотой

Департамента образования Администрации г. Томска «Самое спортивное

образовательное учреждение».



В раздел образования