Напоминание

конспект открытого занятия "Хлеб всему голова"


Автор: Исаева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ "ЛИДЕР"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект открытого занятия "Хлеб всему голова"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА «ЛИДЕР»

Подготовила Исаева Надежда Михайловна

Ход Занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем

говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Дети:

Хлеб.

Воспитатель:

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С

румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый

главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и

расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по

кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий,

душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный,

воздушный, ароматный)

Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе

содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память,

улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:

Его покупают в магазине.

Воспитатель:

А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто

знает, из чего делают хлеб?

Дети:

Пекут из муки.

Воспитатель:

А что такое мука, из чего её получают?

Дети:

Из зёрен.

Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая,

какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.

Хлеб из ржи – ржаной;

Хлеб из пшеницы – пшеничный;

Каша из овса – овсяная;

Каша из пшена – пшенная;

Каша из ячменя – ячневая;

Каша из кукурузы - кукурузная;

Каша из гречихи – гречневая;

Поле с рожью – ржаное;

Поле с пшеницей – пшеничное;

Поле с овсом – овсяное;

Поле с ячменем – ячменное;

Поле с кукурузой – кукурузное;

Поле с гречихой – гречишное;

Воспитатель:

Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи

получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить

очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать

урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это

за работа?

Дети:

Да хотим.

Воспитатель:

Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной,

лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет

его?

Дети:

Тракторист.

Воспитатель:

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать

сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами

укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето

созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с

вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся,

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и

индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто

работает на комбайне?

Дети:

Комбайнёр.

Воспитатель:

Что же делает комбайн?

Дети:

Собирает колосья.

Воспитатель:

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по

специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые

беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы

комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие

желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и

индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети:

На мельницу.

Воспитатель:

Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется

мука?

Дети:

На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с

закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные

машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и

мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в

круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз,

как будто месим тесто)

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй.(2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.

Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

А как все эти продукты можно назвать одним словом?

Дети:

Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия

называются по разному.

Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку.

Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл.

Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку,

французское название «батон».

Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с ..

папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно

из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово

от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет

главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая

печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли

буллами.

Калач - это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой

формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).

Сайка - Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый

хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального

теста.

Воспитатель:

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.

Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова.

Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель:

Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы,

чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети:

Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель:

Какие машины помогают хлеборобам?

Дети:

Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель:

Как нужно относиться к хлебу?

Дети:

Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки

собрать и покормить птиц.

Воспитатель:

Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой

долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное

богатство нашей страны и его нужно беречь



В раздел образования