Автор: Исаева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ "ЛИДЕР"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект открытого занятия "Хлеб всему голова"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА «ЛИДЕР»
Подготовила Исаева Надежда Михайловна
Ход Занятия
Воспитатель:
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем
говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С
румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый
главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и
расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по
кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий,
душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный,
воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе
содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память,
улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто
знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая,
какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.
Хлеб из ржи – ржаной;
Хлеб из пшеницы – пшеничный;
Каша из овса – овсяная;
Каша из пшена – пшенная;
Каша из ячменя – ячневая;
Каша из кукурузы - кукурузная;
Каша из гречихи – гречневая;
Поле с рожью – ржаное;
Поле с пшеницей – пшеничное;
Поле с овсом – овсяное;
Поле с ячменем – ячменное;
Поле с кукурузой – кукурузное;
Поле с гречихой – гречишное;
Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи
получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить
очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать
урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это
за работа?
Дети:
Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной,
лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет
его?
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать
сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами
укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето
созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с
вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и
индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто
работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по
специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые
беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы
комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие
желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и
индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется
мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с
закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные
машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и
мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в
круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз,
как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия
называются по разному.
Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку.
Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл.
Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку,
французское название «батон».
Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с ..
папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно
из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово
от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет
главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая
печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли
буллами.
Калач - это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой
формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).
Сайка - Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый
хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального
теста.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова.
Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы,
чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки
собрать и покормить птиц.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой
долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное
богатство нашей страны и его нужно беречь