Напоминание

Мультимедийные технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР


Авторы: Рямзина Ольга Викторовна, Чичканова Анна Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №90
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Мультимедийные технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мультимедийные технологии в коррекционной работе с детьми с

ОНР

Воспитатели:

Рямзина Ольга Викторовна,

Чичканова Анна Николаевна

МБДОУ№90 г. Мурманск.

Применение мультимедийных и информационных технологий стали

перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,

имеющими нарушения речи.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ

представления информации с помощью компьютерных программ. Он

сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые

наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица

гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ребенка легче

заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток

звуковых и зрительных образов.

Таким образом, презентация:

• Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать

словами

• Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи

информации

• Усиливает воздействие выступления

«Артикуляционная гимнастика». При помощи пособия «Сказка о

веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных

упражнений.

Варианты

преподнесения

материала

обусловлены

функциями

и

возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и

карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные

в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно

найти на сайте «Отличник», «Логозаврия», «Самоучка», портал «Солнышко».

В нашем детском саду мультимедийные презентации применяются на

занятиях в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. У

детей, попадающих в логопедические группы, помимо прочих нарушений

часто

снижена

познавательная

мотивация,

бедный

словарный

запас,

недостаточные представления об окружающем мире. У многих детей на

занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. На

занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей

становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность.

Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей

больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря

динамичной

смене

изображений,

цвета

фона,

возникновению

и

исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь,

внимание детей удерживается дольше.

Таким образом, применение мультимедийных технологий, ставших

обычными в среднем и высшем образовании, вполне оправдано и в обучении

дошкольников. Однако, создание учебной презентации для дошкольников с

нарушениями речи имеет ряд особенностей.

Согласно

действующим

санитарно-эпидемиологическим

нормам,

занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза

в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не

может длиться дольше этого времени. После занятий следует сделать

небольшую гимнастику для глаз.

Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий

внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение

цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это

позволит удерживать непроизвольное внимание детей.

Иллюстрации

должны

быть

крупными

и

реалистичными,

не

перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие

фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или

неприязнь.

Не

стоит

перегружать

презентацию

спецэффектами.

Умеренное

использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране

компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный

настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту:

занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление.

Кроме того, некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют

зрение.

Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий, на которых

они используются: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Следует

отметить,

что

согласно

санитарно-эпидемиологическим

нормам,

недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занималось более одного

ребенка, поэтому мы в своей работе детьми, используем компьютер на

подгрупповых и фронтальных занятиях о только при наличии специального

оборудования: мультимедийного проектора, достаточно большого телевизора

и пр. На индивидуальных занятиях использую компьютерные презентации

при автоматизации звуков.

При разработке презентации учитываю принцип системного подхода в

обучении и воспитании. У детей с общим недоразвитием речи помимо

системного недоразвития всех компонентов языковой системы, имеются

недостатки познавательной деятельности, недостаточный уровень развития

словесно-логического

мышления,

вербальной

памяти,

внимания.

Следовательно, в презентации включаю упражнения, направленные на

развитие грамматического строя, расширение словарного запаса, развитие

фонематического слуха, профилактику нарушений письменной речи, а также

развитие неречевых процессов. Предлагаемый лексический материал -

доступен как по семантике, так и по слоговой структуре. В каждом новом

занятии вводить упражнения, направленные на семантизацию.

Учитывая ведущую деятельность возраста, каждую презентацию строю

из нескольких игр, которые помимо основных целей, способствуют развитию

мотивации достижения, созданию ситуации успешности («Узнай, кто

спрятано на картинке», «Укрась елку», «Построй домик» и др.), несут

воспитательные функции («Помоги маме помыть посуду», «Спрячь зайчика

от волка»).

На опыте выяснила, что дети лучше воспринимают несколько коротких

игр, чем одну длинную. Удобно, если каждая презентация посвящена какой-

то одной теме, например, «Автоматизация звука [Р] в начале слова».

Презентация может содержать такие слайды:

- название презентации;

- меню, предусматривающее с помощью гиперссылок переход к

нужному разделу;

- упражнения и игры на автоматизацию звука в словах;

- упражнения и игры на автоматизацию звука в предложениях;

- заключительный слайд, содержащий сюрприз или поощрение.

В

конце

каждого

упражнения

предусматривается

возможность

двигаться дальше или вернуться с помощью гиперссылки в главное меню.

Сегодня, в век компьютерных технологий и Интернета, можно найти

много полезной информации в Интернете. А следовательно, можно более

тщательно и не испытывая каких-нибудь трудностей подготовиться к

занятиям. Хочется сказать огромное СПАСИБО создателям программ,

слайдов, которые безвозмездно размещают свои материалы в Интернете.

Список литературы

1. Лынская М. И. «Инфрмационные технологии с безречевыми

детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.

2. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:

специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры

для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14, с. 285-287.

5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы.

поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

6.

Машбиц

Е.

И.

Психолого-педагогические

проблемы

компьютеризации обучения. - М. : Педагогика. 1988. - 191 с.

7. Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии как средство

обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения

эффективности коррекционно-образовательного процесса.

9. Соловьёва Е. «Обучать тому, что будет», ж. «Обруч», 2009- № 6.

10. Кривич Е. Я. «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006.

11.

Вренёва

Е.

«Мультимедийные

технологии

на

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим

и

развитию

речи»,

ж.

«Дошкольное

воспитание», 2010, № 12.

14.

Денисова

Т.

«Компьютер

в

дошкольном

учреждении»

ж.

«Дошкольное воспитание», 2011, № 2.



В раздел образования