Напоминание

Личные местоимения урок в 3 классе


Автор: Яремова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Инженерная школа"
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Личные местоимения урок в 3 классе
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ

Г. ГОРБОВСКИЙ «РОЗОВЫЙ СЛОН».

УЧИТЕЛЬ: ЗЛОДАРЕВА И.С.

Ц е л и:

1

1.

Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его

произведением «Розовый слон».

2.

Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность,

речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при

анализе стихотворения. Развивать любознательность, творческие

способности.

3.

Формировать у детей устойчивый интерес к чтению. Воспитывать

доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать

эмоционально-положительного взгляд на замысел автора.

4.

Определить связь литературы с другими видами искусств (музыка,

изобразительное искусство, кино)

5.

Развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное

мышление.

6.

Побуждать детей к творческому самовыражению.

О б о р у д о в а н и е: аудиокассета с «Песенкой слона», презентация к уроку,

словари, энциклопедии, рисунки слоников для раскрашивания.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте

наших гостей киком головы.

I.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь…

И тихонечко садитесь.

II.

Проверка домашнего задания.

- Над каким произведением работали дома?

- Г. Цыферов « Град».

– О ком эта сказка?

- Эта сказка об ослике.

– Чему ослик, сам того не ведая, научил медвежонка?

- Ослик научил медвежонка быть добрым и помогать товарищам,

если с ними случится беда.

2

III. Изучение нового материала.

1.Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.

– Героя следующего произведения угадайте сами.

Чтение стихотворения про себя, с удивлением, спокойно, тихо, громко.

Индивидуальное и хоровое чтение.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Ловко воду набирая

Хоботом из луж,

Самого себя купая,

Кто устроил душ?

Разгадывание ребуса

(Слон.)

(

2 слайд)

- Какое слово зашифровано?

- Слон. (доска )

– А что вы знаете о слоне?

Сообщение учащегося:

(

3 слайд

)

Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый

самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн.

Индийские слоны не такие крупные.

- Может быть кто то – видел живого слона, а кто то нет?

– Можно ли этот рассказ поместить в научную энциклопедию? Почему?

- В нем нет лишних слов, сведения правильны и точны. Это научный

рассказ.)

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним слоном. Откройте учебник на стр. 102.

Прочтите название стихотворения, имя и фамилию автора.

- Г. ГОРБОВСКИЙ «РОЗОВЫЙ СЛОН»

Определите цель нашего урока.

- Цель урока – узнать:о творчестве Г.Горбовского

Научится:

Понять: как автор относится к главному герою

Умень оценивать свою работу на уроке

.

( 4 СЛАЙД)

Спланируем свою деятельность

Примерный план работы с произведением.

1.

Знакомство с произведением.

3

2.

Работа по содержанию текста.

3.

Выполнение творческого задания.

4.

Самооценка.

2. Сведения об авторе.

- Ребята, кто узнал о жизни Г. Горбовского?

Сообщения учащихся.

Горбовский Глеб Яковлевич.

Горбовский Глеб Яковлевич (4 октября 1931, Ленинград) — русский поэт,

писатель. ( 5 слайд)

Родился в учительской семье, родители Глеба были преподавателями

русского языка и литературы. Отец, выходец из крестьянской

старообрядческой семьи был арестован , мать перед самой войной отправила

сына на летние каникулы к сестре арестованного мужа в другой город, в этой

деревне Глеба Горбовского захлестнула война. Мать же всю блокаду пробыла в

Ленинграде. Поэт позже вспоминал, как он скитался по детдомам, пока мать

с отчимом не разыскали его и не определили его в ремесленное училище № 13,

где он получил профессию плотника.

Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни.

Глеб Горбовский много ездил по стране, работал слесарем, грузчиком,

лесорубом и сплавщиком в Сибири, взрывником в геологических экспедициях на

Камчатке, Сахалине, в Якутии.

В 50-х годах Глеб Горбовский становится одним из самых популярных

поэтов Ленинграда. На его стихи написано много песен. Первая книга стихов

Горбовского вышла в 1960. В 1963 вступил в Союз писателей. С 1974 пишет

также прозу. Написал либретто оперетты «Гори, гори, моя звезда» на музыку

С. Пожлакова (1978). Всего Глеб Горбовский выпустил более 30 книг стихов и

прозы.

Глеб Яковлевич Горбовский - Лауреат Государственной премии РСФСР

(1984) и многих других, Академик Академии российской словесности.

( 6 слайд)

4. Первичное чтение стихотворения учителем.

Учитель читает, а дети работают карандашом. (подчеркиваем непонятные

слова)

5. Беседа по восприятию.

4

– Какое настроение вызвало у вас это произведение?

– Можно этот текст назвать научным?

- Нет, это художественный текст.

– Бывают ли на свете розовые слоны?

- Да, бывают, в сказках, игрушки, в детских книжках.

– Почему слон розовый? Что означает слово «розовый»?

– В русском языке «розовый» означает – светлый, добрый. (7 слайд)

– Какое выражение знаете со словом «розовый»?

– Все в «розовом цвете». (7 слайд)

– Что это означает?

- Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого.

– Не потому ли у автора слон именно - розовый? Значит, какой?

- Добрый, хороший.

(8 слайд).

6. Словарная работа.

- Кто нибудь знает что нибудь о баобабе? (спрашиваю всех). Но Коля

готовил об этом сообщение.

- Какие непонятные слова встретились в тексте?

Сообщение учащегося:

Баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом и живет 45 тыс. лет,

не очень высокое 1825 м. Зато толщина ствола просто удивительная

достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс

должен был бы взяться за руки. Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с

сочной сладковатой мякотью, излюбленное лакомство обезьян. Из волокон

коры этого удивительного дерева можно свить веревки и даже изготовить

грубую ткань. Дупла баобаба используют для хранения зерна, а в засушливых

районах для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устраивают

себе жилища. Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие

деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду

волокон на поверхности земли. (9 слайд)

- Где можно получить точные сведения об этом дереве?

- В энциклопедиях.

Шакал (Canis aureus), хищное млекопитающее семейства псовых, 70 сант.

длины; острая морда, короткие уши, пушистый хвост; дов. высок;

многочислен. стаи в Турции, Греции, Азии, сев. Африке, на Сенегале; морда

острее, чем у волка; по праву ближе к волку. ( 10 слайд)

- Где можно получить научные сведения о баобабе и шакале?

5

- В энциклопедиях.

(11 слайд).

- Какие выражения требуют нашего объяснения?

- Добрые уши, слон…мешковат(неуклюжий,бесформенный,неповоротливый),

скучная обувь.

- Как понимать эти выражения? Постарайтесь объяснить.

7.

Анализ произведения. Выборочное чтение.

–Менялось ли ваше настроение, когда вы читали стихотворение?

- Да, менялось. Сначала было весело, потом грустно, потом опять стало

весело, так как появилась надежда.

- Сколько частей в тексте можно выделить?

- Три части. (12 слайд)

– Прочитайте ту часть стихотворения, к которой можно отнести рисунок в

учебнике.

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

1 часть.

–Какие главные слова в первом четверостишье?

- Баобабы, склон, поляна, слон.

– Какую картину рисует воображение, читая эти слова?

- Африка.

- Заполним таблицу, для того, чтобы легче было понять замысел автора и лучше

подготовиться к выразительному чтению.

(12 слайд)

- А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Любили и уважали

этого слона)

-– Что значит быть мешковатым?.

(Неуклюжим, бесформенным, неповоротливым).

- Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят,

как два лопуха).

- Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его

таким – розовым, добрым, тёплым).

– Какие слова показались самыми красивыми?

- Розовый слон, веселые силы, добрые уши, ласковый взгляд. (12 слайд)

– В каком предложении стоит восклицательный знак?

6

- Много веселых было в нем сил!

– Почему?

- Автор радуется, восхищается, говоря о слоне. Слон веселый, розовый.

– Прочитайте их громко, радостно! (Хором)

– Что означает многоточие. Чего не договорил автор?

-

Чтобы обдумать и понять чувства,кот испытывает слон.

УЧСЯ заполняют таблицу

Скучную обувь

Он не носил…

Глупый шакал

- Многоточие потому, что речь об обуви слона, а затем смысл обрывается,

идет резкий нелогичный переход к другой картине.

.

– Читаем ещё 4 строки.

– Почему опять многоточие? Зачем?

Был он с наружи

Чуть мешковат…

Добрые уши,

Ласковый взгляд.

- Для того, чтобы мы смогли дорисовать картину сами и для того, чтобы

почувствовать резкую смену настроения.

2часть

- Прочитайте вторую часть стихотворения.

- Найдите главные слова во второй части. Куда попал слон?

- Слон попал в плен, в зоопарк. (12 слайд)

– Почему в начале пятого четверостишья стоит многоточие?

- Быстрая смена картин, настроения.

- Найдите во второй части стихотворения слова, помогающие лучше понять

настроение автора.

- Обычный; серый, как дом; загрустил.

- Занесём их в таблицу. (12 слайд)

- Прочитайте четверостишье, где ещё есть многоточие. (8)

- Для чего автор поставил его?

- Чтобы мы могли лучше понять чувства, которые испытывал слон.

-

Что же сделало слона серым? ( Грусть, обида и несвобода).

7

- Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и

прощать…)

- Кому стало грустно?

- Предлагаю поднять настроение весёлой физминуткой.

8.

Физминутка. ( 13 слайд)

- Сейчас у нас с вами родится ещё одно произведение искусства, какое

скажите после.

- Какое произведение искусства у нас с вами родилось? (Танец)

3 часть.

- Прочитайте заключительную часть произведения.

- О каких чувствах Г. Я. Горбовского мы можем здесь узнать?

- Автор жалеет слона. Верит в его хорошее будущее.

- Какие слова помогают нам это понять?

- Зря унываешь, случайно прислонился, извини. (14 слайд)

- Где стоит многоточие? Почему?

- Сначала автор жалеет слона, а затем извиняется и призывает надеяться на

лучшее.

- Какое предложение лучше других передаёт чувства автора?

- Последнее четверостишье.

– Как, на ваш взгляд, автор относится к слону? (добрый мой слоник)

– Что важное открыл для нас поэт?

- В плену плохо. А на воле слон счастлив.

(14 слайд).

9.

Выразительное чтение произведения.

- Как будем читать первую часть стихотворения?

- Весело, выражая счастье.

- А как прочитаем вторую часть?

- Грустно.

- Как будем читать последнюю часть стихотворения?

- Внушая веру в хорошее будущее.

– В жизни очень часто бывает, когда стихи, написанные поэтом для того чтобы

их читали, ложатся в основу совершенно других произведений искусства. Так

произошло и со стихотворением «Розовый слон».

- Подумайте и скажите, а какие произведения искусства можно создать на

основе стихотворения «Розовый слон»? (Дети могут называть разные виды

искусства).

8

- Подумайте, что удобно сделать с этим произведением?

- Поясните, почему вы считаете что именно эти произведения искусства можно

создать? (Песня

– удобно спеть,

изобразительное искусство

– хочется

нарисовать, кино – можно написать сценарий и поставить целый фильм)

- Я вам открою маленький секрет. Оказывается стихотворение «Розовый слон»

действительно стало основой многих произведений искусства: была написана

песня, создан кинофильм «Боба и слон», нарисованы рисунки.

Рассказ учителя об истории этой песни.

– Музыку на слова Глеба Горбовского написал композитор Станислав

Пожлаков. Песня была создана для доброго детского кинофильма «Боба и

слон», в котором рассказывается, как однажды из зоопарка ушёл слон и только

пятилетнему мальчику удалось привести его обратно. Затем появился

мультфильм «Девочка и слон», где тоже звучит эта песня

- И один фрагмент такого произведения я предлагаем вашему вниманию. Какие

виды искусства встретятся здесь вы скажете после просмотра.

15 слайд

Фрагмент с песней «Розовый слон» из кинофильма для детей «Боба и слон»

(просмотр)

- Фрагмент какого вида искусства вы сейчас увидели и услышали? (кино)

- А какой вид искусства присутствовал в фильме? (песня)

10.

Творческое задание.

художники. А сейчас я предлагаю побывать вам в роли художников. Вы

должны

нарисовать

«слона»,

как

можно

точнее

передав

содержание

стихотворения. Особое внимание обратите на детали: взгляд, уши, форму,

размер и цвет. (заготовка слона без глаз ушей ,хвоста и цвета)

11.

Подведение итогов урока.

- Подходит к концу урок. Какие цели мы ставили? (16 слайд)

- Кто считает, что мы их достигли?

- В чём заключается замысел автора стихотворения?

- Поднимите руки, у кого случались «серые дни»?

- Кто вам помог их «перекрасить»? (Друзья.)

- Подарите весёлых слоников своим друзьям, когда им будет грустно и спойте

им песенку.

9

12. Рефлексия.

У вас на столах лежат розовые и белые слоники, которые обозначают:

Розовые – отлично

Белые - плохо

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Спасибо всем за урок, ребята, мы довольны вашей работой и тоже считаем,

что задачи, которые были поставлены в начале урока, были полностью решены

благодаря вашей активной и творческой и дружной работе.

13. Домашнее задание: выучить люб. Часть стихотворения

. ( 17 слайд)

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: Г. Я. Горбовский «Розовый слон»

Цель урока:

- Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его произведением

«Розовый слон».

- Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность,

речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе

стихотворения.

Данный урок является знакомством с новым материалом

При ознакомлении с новым произведением я использовала элемент технологии

проблемного обучения и элемент игровой технологии. Возникает проблемная

ситуация в виде ребуса. Учащиеся смогли определить героя нового

произведения и тему урока, а также поставили цели. На данном этапе

формировала регулятивные УУД- умение прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативных УУД- общение с учителем,.

На этапе введения нового, при первичном чтении текста совместно с учителем,

сообщения учащихся- использовала технологию личностно- ориентированного

обучения.

10

В урок была включена презентация - использование ИКТ- технологии.

Информационно – коммуникационная технология в течение всего урока

содействовала формированию мотивационной основы учебной деятельности,

положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу.

Была использована технология интегрированного обучения- связь с уроками

окружающего мира и русского языка,музыки .

Элементы технологии здоровьесбережения была в использовании физминутки,

чередования различных видов деятельности учащихся, создания комфортной

атмосферы в классе. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что

также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного

интереса к учению.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. На всех этапах урока

ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Работа над

выразительностью и правильностью речи велась на протяжении всего урока.

Этап рефлексии отразил оценки учащихся и результат урока (Регулятивные

УУД- формируем умение осуществлять познавательную и личностную

рефлексию).

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём

урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических

и психологических особенностей второклассников.

ВЫВОД: Урок построен в соответствии с ФГОС, ориентирован на духовно-

нравственное развитие и воспитание учащихся. Значительное внимание я

старалась уделять личностным результатам: - чтобы ребенок полюбил чтение, -

мог высказать свою точку зрения, - эмоционально откликался на прочитанное, -

формированию представлений об этикетных нормах поведения в процессе

работы с другими читателями, -формированию умений понимать и разделять

положительные качества личности: дружелюбие, доброту, то есть направлен на

формирование УУД.

11

12



В раздел образования