Автор: Яремова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Инженерная школа"
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Личные местоимения урок в 3 классе
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ
Г. ГОРБОВСКИЙ «РОЗОВЫЙ СЛОН».
УЧИТЕЛЬ: ЗЛОДАРЕВА И.С.
Ц е л и:
1
1.
Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его
произведением «Розовый слон».
2.
Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность,
речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при
анализе стихотворения. Развивать любознательность, творческие
способности.
3.
Формировать у детей устойчивый интерес к чтению. Воспитывать
доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать
эмоционально-положительного взгляд на замысел автора.
4.
Определить связь литературы с другими видами искусств (музыка,
изобразительное искусство, кино)
5.
Развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное
мышление.
6.
Побуждать детей к творческому самовыражению.
О б о р у д о в а н и е: аудиокассета с «Песенкой слона», презентация к уроку,
словари, энциклопедии, рисунки слоников для раскрашивания.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте
наших гостей киком головы.
I.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь…
И тихонечко садитесь.
II.
Проверка домашнего задания.
- Над каким произведением работали дома?
- Г. Цыферов « Град».
– О ком эта сказка?
- Эта сказка об ослике.
– Чему ослик, сам того не ведая, научил медвежонка?
- Ослик научил медвежонка быть добрым и помогать товарищам,
если с ними случится беда.
2
III. Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.
– Героя следующего произведения угадайте сами.
Чтение стихотворения про себя, с удивлением, спокойно, тихо, громко.
Индивидуальное и хоровое чтение.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Ловко воду набирая
Хоботом из луж,
Самого себя купая,
Кто устроил душ?
Разгадывание ребуса
(Слон.)
(
2 слайд)
- Какое слово зашифровано?
- Слон. (доска )
– А что вы знаете о слоне?
Сообщение учащегося:
(
3 слайд
)
Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый
самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн.
Индийские слоны не такие крупные.
- Может быть кто то – видел живого слона, а кто то нет?
– Можно ли этот рассказ поместить в научную энциклопедию? Почему?
- В нем нет лишних слов, сведения правильны и точны. Это научный
рассказ.)
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним слоном. Откройте учебник на стр. 102.
Прочтите название стихотворения, имя и фамилию автора.
- Г. ГОРБОВСКИЙ «РОЗОВЫЙ СЛОН»
– Определите цель нашего урока.
- Цель урока – узнать:о творчестве Г.Горбовского
Научится:
Понять: как автор относится к главному герою
Умень оценивать свою работу на уроке
.
( 4 СЛАЙД)
Спланируем свою деятельность
Примерный план работы с произведением.
1.
Знакомство с произведением.
3
2.
Работа по содержанию текста.
3.
Выполнение творческого задания.
4.
Самооценка.
2. Сведения об авторе.
- Ребята, кто узнал о жизни Г. Горбовского?
Сообщения учащихся.
Горбовский Глеб Яковлевич.
Горбовский Глеб Яковлевич (4 октября 1931, Ленинград) — русский поэт,
писатель. ( 5 слайд)
Родился в учительской семье, родители Глеба были преподавателями
русского языка и литературы. Отец, выходец из крестьянской
старообрядческой семьи был арестован , мать перед самой войной отправила
сына на летние каникулы к сестре арестованного мужа в другой город, в этой
деревне Глеба Горбовского захлестнула война. Мать же всю блокаду пробыла в
Ленинграде. Поэт позже вспоминал, как он скитался по детдомам, пока мать
с отчимом не разыскали его и не определили его в ремесленное училище № 13,
где он получил профессию плотника.
Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни.
Глеб Горбовский много ездил по стране, работал слесарем, грузчиком,
лесорубом и сплавщиком в Сибири, взрывником в геологических экспедициях на
Камчатке, Сахалине, в Якутии.
В 50-х годах Глеб Горбовский становится одним из самых популярных
поэтов Ленинграда. На его стихи написано много песен. Первая книга стихов
Горбовского вышла в 1960. В 1963 вступил в Союз писателей. С 1974 пишет
также прозу. Написал либретто оперетты «Гори, гори, моя звезда» на музыку
С. Пожлакова (1978). Всего Глеб Горбовский выпустил более 30 книг стихов и
прозы.
Глеб Яковлевич Горбовский - Лауреат Государственной премии РСФСР
(1984) и многих других, Академик Академии российской словесности.
( 6 слайд)
4. Первичное чтение стихотворения учителем.
Учитель читает, а дети работают карандашом. (подчеркиваем непонятные
слова)
5. Беседа по восприятию.
4
– Какое настроение вызвало у вас это произведение?
– Можно этот текст назвать научным?
- Нет, это художественный текст.
– Бывают ли на свете розовые слоны?
- Да, бывают, в сказках, игрушки, в детских книжках.
– Почему слон розовый? Что означает слово «розовый»?
– В русском языке «розовый» означает – светлый, добрый. (7 слайд)
– Какое выражение знаете со словом «розовый»?
– Все в «розовом цвете». (7 слайд)
– Что это означает?
- Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого.
– Не потому ли у автора слон именно - розовый? Значит, какой?
- Добрый, хороший.
(8 слайд).
6. Словарная работа.
- Кто нибудь знает что нибудь о баобабе? (спрашиваю всех). Но Коля
готовил об этом сообщение.
- Какие непонятные слова встретились в тексте?
Сообщение учащегося:
Баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом и живет 45 тыс. лет,
не очень высокое 1825 м. Зато толщина ствола просто удивительная
достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс
должен был бы взяться за руки. Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с
сочной сладковатой мякотью, излюбленное лакомство обезьян. Из волокон
коры этого удивительного дерева можно свить веревки и даже изготовить
грубую ткань. Дупла баобаба используют для хранения зерна, а в засушливых
районах для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устраивают
себе жилища. Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие
деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду
волокон на поверхности земли. (9 слайд)
- Где можно получить точные сведения об этом дереве?
- В энциклопедиях.
Шакал (Canis aureus), хищное млекопитающее семейства псовых, 70 сант.
длины; острая морда, короткие уши, пушистый хвост; дов. высок;
многочислен. стаи в Турции, Греции, Азии, сев. Африке, на Сенегале; морда
острее, чем у волка; по праву ближе к волку. ( 10 слайд)
- Где можно получить научные сведения о баобабе и шакале?
5
- В энциклопедиях.
(11 слайд).
- Какие выражения требуют нашего объяснения?
- Добрые уши, слон…мешковат(неуклюжий,бесформенный,неповоротливый),
скучная обувь.
- Как понимать эти выражения? Постарайтесь объяснить.
7.
Анализ произведения. Выборочное чтение.
–Менялось ли ваше настроение, когда вы читали стихотворение?
- Да, менялось. Сначала было весело, потом грустно, потом опять стало
весело, так как появилась надежда.
- Сколько частей в тексте можно выделить?
- Три части. (12 слайд)
– Прочитайте ту часть стихотворения, к которой можно отнести рисунок в
учебнике.
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
1 часть.
–Какие главные слова в первом четверостишье?
- Баобабы, склон, поляна, слон.
– Какую картину рисует воображение, читая эти слова?
- Африка.
- Заполним таблицу, для того, чтобы легче было понять замысел автора и лучше
подготовиться к выразительному чтению.
(12 слайд)
- А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Любили и уважали
этого слона)
-– Что значит быть мешковатым?.
(Неуклюжим, бесформенным, неповоротливым).
- Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят,
как два лопуха).
- Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его
таким – розовым, добрым, тёплым).
– Какие слова показались самыми красивыми?
- Розовый слон, веселые силы, добрые уши, ласковый взгляд. (12 слайд)
– В каком предложении стоит восклицательный знак?
6
- Много веселых было в нем сил!
– Почему?
- Автор радуется, восхищается, говоря о слоне. Слон веселый, розовый.
– Прочитайте их громко, радостно! (Хором)
– Что означает многоточие. Чего не договорил автор?
-
Чтобы обдумать и понять чувства,кот испытывает слон.
УЧСЯ заполняют таблицу
Скучную обувь
Он не носил…
Глупый шакал
- Многоточие потому, что речь об обуви слона, а затем смысл обрывается,
идет резкий нелогичный переход к другой картине.
.
– Читаем ещё 4 строки.
– Почему опять многоточие? Зачем?
Был он с наружи
Чуть мешковат…
Добрые уши,
Ласковый взгляд.
- Для того, чтобы мы смогли дорисовать картину сами и для того, чтобы
почувствовать резкую смену настроения.
2часть
- Прочитайте вторую часть стихотворения.
- Найдите главные слова во второй части. Куда попал слон?
- Слон попал в плен, в зоопарк. (12 слайд)
– Почему в начале пятого четверостишья стоит многоточие?
- Быстрая смена картин, настроения.
- Найдите во второй части стихотворения слова, помогающие лучше понять
настроение автора.
- Обычный; серый, как дом; загрустил.
- Занесём их в таблицу. (12 слайд)
- Прочитайте четверостишье, где ещё есть многоточие. (8)
- Для чего автор поставил его?
- Чтобы мы могли лучше понять чувства, которые испытывал слон.
-
Что же сделало слона серым? ( Грусть, обида и несвобода).
7
- Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и
прощать…)
- Кому стало грустно?
- Предлагаю поднять настроение весёлой физминуткой.
8.
Физминутка. ( 13 слайд)
- Сейчас у нас с вами родится ещё одно произведение искусства, какое
скажите после.
- Какое произведение искусства у нас с вами родилось? (Танец)
3 часть.
- Прочитайте заключительную часть произведения.
- О каких чувствах Г. Я. Горбовского мы можем здесь узнать?
- Автор жалеет слона. Верит в его хорошее будущее.
- Какие слова помогают нам это понять?
- Зря унываешь, случайно прислонился, извини. (14 слайд)
- Где стоит многоточие? Почему?
- Сначала автор жалеет слона, а затем извиняется и призывает надеяться на
лучшее.
- Какое предложение лучше других передаёт чувства автора?
- Последнее четверостишье.
– Как, на ваш взгляд, автор относится к слону? (добрый мой слоник)
– Что важное открыл для нас поэт?
- В плену плохо. А на воле слон счастлив.
(14 слайд).
9.
Выразительное чтение произведения.
- Как будем читать первую часть стихотворения?
- Весело, выражая счастье.
- А как прочитаем вторую часть?
- Грустно.
- Как будем читать последнюю часть стихотворения?
- Внушая веру в хорошее будущее.
– В жизни очень часто бывает, когда стихи, написанные поэтом для того чтобы
их читали, ложатся в основу совершенно других произведений искусства. Так
произошло и со стихотворением «Розовый слон».
- Подумайте и скажите, а какие произведения искусства можно создать на
основе стихотворения «Розовый слон»? (Дети могут называть разные виды
искусства).
8
- Подумайте, что удобно сделать с этим произведением?
- Поясните, почему вы считаете что именно эти произведения искусства можно
создать? (Песня
– удобно спеть,
изобразительное искусство
– хочется
нарисовать, кино – можно написать сценарий и поставить целый фильм)
- Я вам открою маленький секрет. Оказывается стихотворение «Розовый слон»
действительно стало основой многих произведений искусства: была написана
песня, создан кинофильм «Боба и слон», нарисованы рисунки.
Рассказ учителя об истории этой песни.
– Музыку на слова Глеба Горбовского написал композитор Станислав
Пожлаков. Песня была создана для доброго детского кинофильма «Боба и
слон», в котором рассказывается, как однажды из зоопарка ушёл слон и только
пятилетнему мальчику удалось привести его обратно. Затем появился
мультфильм «Девочка и слон», где тоже звучит эта песня
- И один фрагмент такого произведения я предлагаем вашему вниманию. Какие
виды искусства встретятся здесь вы скажете после просмотра.
15 слайд
Фрагмент с песней «Розовый слон» из кинофильма для детей «Боба и слон»
(просмотр)
- Фрагмент какого вида искусства вы сейчас увидели и услышали? (кино)
- А какой вид искусства присутствовал в фильме? (песня)
10.
Творческое задание.
художники. А сейчас я предлагаю побывать вам в роли художников. Вы
должны
нарисовать
«слона»,
как
можно
точнее
передав
содержание
стихотворения. Особое внимание обратите на детали: взгляд, уши, форму,
размер и цвет. (заготовка слона без глаз ушей ,хвоста и цвета)
11.
Подведение итогов урока.
- Подходит к концу урок. Какие цели мы ставили? (16 слайд)
- Кто считает, что мы их достигли?
- В чём заключается замысел автора стихотворения?
- Поднимите руки, у кого случались «серые дни»?
- Кто вам помог их «перекрасить»? (Друзья.)
- Подарите весёлых слоников своим друзьям, когда им будет грустно и спойте
им песенку.
9
12. Рефлексия.
У вас на столах лежат розовые и белые слоники, которые обозначают:
Розовые – отлично
Белые - плохо
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Спасибо всем за урок, ребята, мы довольны вашей работой и тоже считаем,
что задачи, которые были поставлены в начале урока, были полностью решены
благодаря вашей активной и творческой и дружной работе.
13. Домашнее задание: выучить люб. Часть стихотворения
. ( 17 слайд)
Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Г. Я. Горбовский «Розовый слон»
Цель урока:
- Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его произведением
«Розовый слон».
- Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность,
речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе
стихотворения.
Данный урок является знакомством с новым материалом
При ознакомлении с новым произведением я использовала элемент технологии
проблемного обучения и элемент игровой технологии. Возникает проблемная
ситуация в виде ребуса. Учащиеся смогли определить героя нового
произведения и тему урока, а также поставили цели. На данном этапе
формировала регулятивные УУД- умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативных УУД- общение с учителем,.
На этапе введения нового, при первичном чтении текста совместно с учителем,
сообщения учащихся- использовала технологию личностно- ориентированного
обучения.
10
В урок была включена презентация - использование ИКТ- технологии.
Информационно – коммуникационная технология в течение всего урока
содействовала формированию мотивационной основы учебной деятельности,
положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу.
Была использована технология интегрированного обучения- связь с уроками
окружающего мира и русского языка,музыки .
Элементы технологии здоровьесбережения была в использовании физминутки,
чередования различных видов деятельности учащихся, создания комфортной
атмосферы в классе. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что
также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного
интереса к учению.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. На всех этапах урока
ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Работа над
выразительностью и правильностью речи велась на протяжении всего урока.
Этап рефлексии отразил оценки учащихся и результат урока (Регулятивные
УУД- формируем умение осуществлять познавательную и личностную
рефлексию).
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём
урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических
и психологических особенностей второклассников.
ВЫВОД: Урок построен в соответствии с ФГОС, ориентирован на духовно-
нравственное развитие и воспитание учащихся. Значительное внимание я
старалась уделять личностным результатам: - чтобы ребенок полюбил чтение, -
мог высказать свою точку зрения, - эмоционально откликался на прочитанное, -
формированию представлений об этикетных нормах поведения в процессе
работы с другими читателями, -формированию умений понимать и разделять
положительные качества личности: дружелюбие, доброту, то есть направлен на
формирование УУД.
11
12