Напоминание

Подвижные игры


Автор: Гаджиев Джейхун Ирамин Оглы
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с. Островное"
Населённый пункт: Чукотский АО, Билибинский р-н, с. Островное
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Подвижные игры».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1. Понятие и содержание подвижной игры.

2. Классификация подвижных игр.

3. Методика проведения подвижных игр.

4. Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение подвижных игр.

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид

деятельности, свойственный человеку. Она удовлетворяет потребность людей в

отдыхе, развлечении, развитии духовных и физических сил.

Возникновение игры относят к начальному этапу становления человека. Появление

игры было оправдано с биологических позиций необходимостью передачи опыта от

одного поколения другому. Трудовые процессы, и прежде всего охота, требовали от

первобытного человека силы, ловкости, выносливости и специальных навыков.

Игровая форма обучения способствовала накоплению и передаче знаний и опыта,

старших младшим и совершенствовала необходимые качества. В первоначальном

виде игры являлись частью искусства первобытного общества, которое отражало

трудовые, бытовые и обрядовые действия человека. Игры включали образно-

подражательные действия и были неразделимы с пением, танцами, музыкой.

Состязания и изобразительные игры, применяемые для подготовки к

жизнедеятельности, прошли сложный путь развития от натуралистических и

символических к отвлеченным играм. По мере совершенствования орудий труда и

производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный

вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются

отвлеченные формы движений и новые более сложные действия.

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ.

Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды

бега, прыжков, метаний и других движений. Побуждающим мотивом игровой

деятельности является соревнование между отдельными участниками и целыми

коллективами. Взаимоотношения и поведение играющих регулируются правилами и

судейством.

По определению П. П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением,

посредством которого ребенок готовится к жизни.

Подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания пополнения

ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления,

смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках,

закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом,

способствующем, как развитию физических и умственных способностей, так и

освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные

игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как

небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в

некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются

детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать

интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному

желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые

подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие

успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими

тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом.

Подобные игры используются также воспитателями, ведущими внеклассную и

внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для

организации их досуга.

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает

благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для

образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей,

увеличения подвижности нервных процессов.

Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-

технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному

овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия

подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки,

дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения

успехов в спорте.

Такую несколько общую характеристику вспомогательного значения подвижных игр в

занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия

задач, особенностей подбора и проведения подвижных игр применительно к

специфике занятий гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и

спортивными играми.

Содержание подвижной игры определяется движениями, которые входят в её состав

— бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея), правила и двигательные

действия.

Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к

поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового

конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает

ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается

специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства

при различных взаимодействиях, играющих (например, в современных спортивных

играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает

отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру

увлекательной.

Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают

расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и

обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета

ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и

инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть,

например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в

виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других

физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными

изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность

и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия,

требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе

специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых

различных комбинациях и сочетаниях.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

В зависимости от решения разных педагогических задач с учетом условий работы

широко применяется простейшая классификация подвижных игр.

Игры распределяют: по сложности, двигательному содержанию, степени физической

нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию

физических качеств.

По сложности подвижные игры делят на элементарные и сложные.

К элементарным играм относятся сюжетные и бессюжетные игры.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые

действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это

игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в том числе народные

хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», «Золотые ворота»,

«Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши»,

«Колечко» и т. д.

Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания,

ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

— игры типа перебежек и ловушек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила,

роль, игровые действия): «Краски», «Пятнашки»

— игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки»,

«Третий лишний», «Пустое место»

— игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий

стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

— игры с использованием предметов (кегли, серсо, колыдеброс, мячи) требуют

определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки

предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)

— игры-аттракционы — в них двигательные задания выполняются в необычных

условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными

ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки».

К сложным относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис,

баскетбол, волейбол, футбол и т. д.), которые требуют собранности,

организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты

реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным

правилам (в т. ч. в разновозрастных группах).

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: ходьба («Пройди

— перешагни»), бег (Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Два мороза»), прыжки

(Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Удочка»), лазание (Пожарные на учении»,

«Медведи и пчелы»), ползание (Кролики», «Кроты»), равновесие (Волшебная

дудочка», «Птички и лисички»), метание(«Шмель», «Перестрелки», «Мяч через

сетку»).

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают

игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся

группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

К играм средней подвижности относятся те, в которых тоже активно участвует вся

группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача

предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же

интенсивность их незначительна.

Игры могут быть с использованием предметов и снарядов.

Игры с использованием предметов (флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи

и др.): «Удочка», «Найди себе пару с такой же игрушкой», «Подбрось и поймай»,

«Погрузка овощей».

Игры с использованием снарядов (гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная

рейка и др.): «Перелетные птицы», «Щенок», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц» и

др.

По преимущественному формированию физических качеств: ловкость («Удочка»,

«Эстафета по кругу» и др.); быстрота («Зайцы и волк», «Белки в лесу», «Лошадки,

«Салют»» и др.); выносливость («Пробеги тихо» и др.); сила (Кто раньше дойдет до

середины» и др.).

Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному

их отбору в разных случаях: по форме организации занятий; характеру моторной

плотности; учету места и времени года. Исходя из целей, авторы по-разному

группируют подвижные игры, пользуются несколькими критериями в рамках одной

классификации, в результате чего одну и ту же игру можно причислить к нескольким

категориям.

Поэтому выбор критериев классификации напрямую зависит от задач, которые

должны решаться с помощью предлагаемой систематики.

Классификация подвижных игр может быть обусловлена регламентацией условий

игровой деятельности. В частности, игры подразделяют на три вида: творческие,

организованные подвижные игры с обусловленными правилами и игры со строго

регламентированными правилами, т. е. спортивные.

Творческие подвижные игры — это игры, главным содержанием которых является

подражание движениям животных, птиц. Эти игры не имеют определенных правил и в

значительной мере зависят от окружающей обстановки. К творческим подвижным

играм относятся имитационные и сюжетно-ролевые. В таких играх участники сами

намечают план игры и осуществляют намеченную цель. В процессе игры план может

изменяться, дополняться соответственно пожеланиям, стремлениям, фантазиям

участников игры. У детей младенческого, дошкольного и младшего школьного

возраста такие игры бывают чаще всего сюжетными, роли в них распределяются в

зависимости от сюжета. Дети с удовольствием выполняют хорошо им понятные,

имеющие конкретное содержание движения птиц, животных или движения,

имитирующие труд и поведение человека.

Организованные подвижные игры с обусловленными правилами — это игры,

требующие активной деятельности играющего и характеризующиеся точным и

своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех

участников правилами. Они чаще всего требуют руководства со стороны. К группе

организованных игр относятся так называемые элементарно-спортивные подвижные

игры. В основе классификации элементарно-спортивных игр находится принцип

сложности взаимоотношений, которые складываются между игроками в процессе

игры. П. Ф. Лесгафт делил все игры на две группы: простые, в которых каждый из

участвующих преследует свои цели без отношения к другим играющим, и игры с

партиями, в которых каждый член партии или стороны своими действиями стремится

поддержать интересы целой группы лиц, т. е. своей партии. Таким образом,

элементарно-спортивные игры по своему содержанию бывают как простыми —

некомандными, так и сложными — переходными к командным и командными.

Простые некомандные подвижные игры — это игры, в которых каждый участник,

соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность направлена на

личное совершенствование в игре, достижение собственного превосходства. Главное

значение в этом случае приобретают личная инициатива и умение целесообразно

использовать свои силы и возможности. Правил обычно немного; они просты

(действуя, не мешай другому, не допускай грубости); нет большой сложности в

игровой деятельности. В игре присутствует момент личного соревнования.

Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящим и без водящего.

Переходные к командным подвижные игры — это игры, в которых участник игры

отстаивает в первую очередь свой интерес, но иногда, по личному желанию, помогает

другому участнику игры. В ряде случаев играющие вступают в сотрудничество друг с

другом для достижения цели. Соревновательный момент выражается в этих играх

более ярко. В них оцениваются личный результат и коллективное поведение.

Командные подвижные игры — это игры, которые характеризуются совместной

деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением

личных интересов интересам всей команды. От действий каждого игрока зависит

удача всей команды, поэтому в командных играх необходимо согласовывать свои

действия с действиями партнеров. Командные игры проводятся с одновременным

участием всех играющих и с поочередным участием играющих (эстафеты).

В педагогической практике эстафеты различаются по ряду признаков, позволяющих

определенным образом систематизировать и облегчить подбор игровых заданий: по

количеству включаемых заданий (простые, сложные); требованиям, предъявляемым к

выполняемым заданиям (регламентированные, произвольные); характеру

перемещений (линейные, круговые, встречные); способу действий участников

(индивидуальные, групповые, коллективные); видам упражнений (гимнастические,

легкоатлетические, лыжные и т. д.). В зависимости от решаемых задач эстафеты

могут быть тематическими или комическими.

Подвижные игры, представляющие собой строго регламентированную двигательную

игровую деятельность состязательного характера, называются спортивными.

Единство подвижных и спортивных игр заключается в том, что в обоих классах игр

присутствует индивидуальное или групповое противоборство с использованием

естественных движений и несложных предметных действий. Также им присущи

действия индивидуального и командного соревновательного характера с

использованием специального инвентаря, простейших технических и тактических

средств противоборства. Однако спортивные игры значительно глубже и сложнее по

своему содержанию и являются высшим этапом развития подвижных игр.

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие

морально-волевые качества, укрепляют здоровье, оказывают содействие

правильному физическому развитию и формированию жизненно-важных

двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать

человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры

играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у школьников, которая

является условием каждой коллективной игры.

Игра приносит пользу только тогда, если учитель хорошо осведомлен с

педагогическими задачами (воспитательными, оздоровительными и

образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо- физическими и

психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботится о

создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Важное условие успешности игровой деятельности — понимание содержания и

правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и

действий. Обучение целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом

перейти к переходным и завершить сложными — командными.

Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную

педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав

участников, их возрастные особенности и физическую подготовленность.

При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв,

праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться правила

постепенного перехода от простого к сложному. Для этого, чтобы определить степень

сложности той или другой игры, учитывать количество элементов, которые входят в

ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.).

Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре

можно проводить игры с выстраиванием в колоны и шеренги, а также те, в которых

игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке — игры

большой подвижности, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами

спортивных игр и т.п. При отборе игры следует помнить о наличии специального

инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь,

они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины.

Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения

таких организационных факторов: умение доходчиво и интересно объяснить игру;

размещение игроков во время ее проведения; определение ведущих; распределение

на команды; определение помощников и судий; руководства процессом игры;

дозирование нагрузки в игре; наличие инвентаря.

Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого

они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход,

рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры

учитель может стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо

видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом

отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо обратить на правила

игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки

понимают ее правила.

В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной погрузки,

состава учеников она может быть включена во все части тренировки.

Подготовительная часть — игры небольшой подвижности и сложности, которые

оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников.

Основная часть — игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием,

прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры

в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию

техники выполнение тех или других движений.

Заключительная часть — игры незначительной и средней подвижности с простыми

движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие

активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершении его с

добрым расположением духа. Всестороннего воспитания и гармонического развития

учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и

правильно организованного обучения подвижными играми.

Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей

физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки

подростков.

Следует помнить, что в 15-17-летнем возрасте (10-11 классы) продолжается рост и

развитие организма. Процессы окостенения скелета, нарастания мышечной силы и

развития внутренних органов ещё не заканчиваются. В деятельности нервной и

сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешенность,

повышенная возбудимость. Выносливость организма юношей и девушек 15-17 лет

меньше, нежели у взрослых. Следует учитывать также психологические особенности

старшеклассников.

У школьников старшего возраста значительно возрастает способность к абстрактному

мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и

девушек окончательно формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или

иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие

совершенствоваться в выбранном виде спорта.

Вполне доступными и интересными для них становятся усложнённые по

взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении

приёмов и действий, значительных по трудности.

Систематически организуемые подвижные игры при правильном проведении

оказывают положительное влияние на динамику физического развития и

совершенствование двигательных способностей занимающихся.

Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно- мышечного аппарата

ещё не закончилось, в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых

напряжений. Также противопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и

прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и

сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однако в целях повышения

общего физического развития и совершенствования двигательных навыков вполне

возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями

участников в течение довольно длительного времени. При этом необходимо

учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих

проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем у

юношей.

Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трёх или нескольких играющих за

место, время, результат), в которых каждый участник может непосредственно влиять

на действия другого, лучше проводить таким образом, чтобы состязались

«соперники» одного пола. Однако в таких играх- упражнениях, где необходимо

проявить силу, скорость или координацию движений при условиях попеременного

выполнения заданий без непосредственного сближения с «противником», могут

принимать участие команды игроков и в смешанном по полу составе. При этом с

целью уравнивания шансов на победу до проведения игры желательно установить

меньшие по трудности и сложности требования для девушек.

Учителю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд,

который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и

девушек в каждой команде было примерно равным. Таким образом обычно

достигается некоторое равенство команд по силам. Но, иногда, в зависимости от

характера подвижной игры и тренированности играющих, равные по силе команды

могут быть составлены и при неодинаковом соотношении юношей или девушек в

каждой.

Преподаватель должен воспитать у учащихся старших классов такое отношение к

занятиям подвижными играми, чтобы они воспринимались ими как серьёзное дело.

Следует объяснить, что та или другая игра включается в урок целенаправленно и

имеет учебно-тренировочное значение. Сознательно выполняя игровые задания,

ученики будут заниматься подвижными играми с повышенным интересом и лучшей

дисциплиной.

В случае неудачного выполнения того или другого технического приёма, тактического

действия надо побуждать занимающихся к повторным попыткам, приучая их таким

образом в упорной, настойчивой тренировке добиваться положительных результатов.

Юноши и девушки 15-17 лет иногда смущаются активно проявлять себя в играх,

индивидуально выполнять, когда подойдёт их очередь, те или другие задания.

Особенно часто это происходит при занятиях в группах, смешанных по полу. Одни из

боязни показаться неуклюжими или нерасторопными иногда специально играют «не

во всю силу» или в ответственные моменты игры намеренно допускают «неловкие»

движения, чтобы вызвать смех и тем самым отвлечь внимание товарищей от должной

оценки своих действий в игре; другие же просто избегают «опасных» положений в

играх или играют неактивно. Учитель должен быть с такими учениками достаточно

тактичен и не ставить их в неудобное положение перед товарищами, а предлагать им

посильные и доступные роли и задания. Отстающих же игроков необходимо

побуждать к совершенствованию своих игровых действий, к активному поведению во

время игры. В этом отношении на одного хорошо подействует ободряющее слово,

сказанное руководителем, для другого полезен поединок с лучшим игроком,

намеренно организованный руководителем, третий отреагирует на замечание,

сделанное строгим тоном, и т.д.

Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видам

спорта, полезно давать им рекомендации по самостоятельному использованию

подвижных игр, занятия которыми могут содействовать закреплению и

совершенствованию умений и навыков в выбранном виде спорта.

4. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством

физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются

сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все

области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением

игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография,

антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно

разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры —

высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными

правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки,

продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить

соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят

характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического

напряжения и волевых усилий.

Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение

конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется

творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий,

согласованная с коллективными действиями.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с

одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются

физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают

моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания

окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в

целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она

направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через

непосредственное овладение основами движения и сложных действий в

изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций

организма, черт характера играющих.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной

активности человека возрастает роль систематических занятий физическими

упражнениями, подвижными играми.

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям

самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие,

связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие

общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как

взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной

действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при

достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно

изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют

проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта

использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной

свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или

установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с

ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует

подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое

средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных

навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и

морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не

препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных

игр.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет

использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными

играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в

воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы,

сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной

цели, смелости.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное

значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают

физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и

укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие,

которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что

необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и

т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила,

быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные

умения и навыки.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей

дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному

и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во

время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной

системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению

деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и

способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее

физическое развитие ребенка.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные

навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена

обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения

в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на

совершенствовании двигательных навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра — первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании

личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё

представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый,

познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми

ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений,

развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать,

сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых

явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности

правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и

правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке

игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на

местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в

походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков,

необходимых туристу, разведчику, следопыту.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты,

ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства

солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила

игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки,

умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои

эгоистические порывы.

В связи с этим важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий

детей и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания,

содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный

момент.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Л.B. Подвижные игры. Г. «Физкультура и спорт», 2008.

2. Горбачева О.А. Подвижные игры: учебно-методическое пособие / Горбачева О.А..

— Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017.

3. Жуков М.Н. Подвижные игры. Высшее образование, 2002.

4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в

физической культуре и спорте. Учеб. пособие для студентов высших учебных

заведений. М.: Академия, 2002.

5. Лаптев А.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФИС, 2007.

6. Луговая В.А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология,

теория и практика. СПб., 2009.

7. Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьника. М.:

Просвещение, 2002.

8. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и

спорт, 2004.

9. Спортивные игры. Учебник для студентов высших уч. заведений/под ред. Ю.В.

Железняка, Ю.Н. Портнова. — М.: Академия, 2004.

10. Туркунов Б.И. , Воронков В.В., Аникин А.И., Елина Н.В. Спортивные игры.

Коломна: МГОСТИ , 2011.



В раздел образования