Автор: Гаджиев Джейхун Ирамин Оглы
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с. Островное"
Населённый пункт: Чукотский АО, Билибинский р-н, с. Островное
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры
Раздел: среднее образование
Тема: «Подвижные игры».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Понятие и содержание подвижной игры.
2. Классификация подвижных игр.
3. Методика проведения подвижных игр.
4. Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение подвижных игр.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид
деятельности, свойственный человеку. Она удовлетворяет потребность людей в
отдыхе, развлечении, развитии духовных и физических сил.
Возникновение игры относят к начальному этапу становления человека. Появление
игры было оправдано с биологических позиций необходимостью передачи опыта от
одного поколения другому. Трудовые процессы, и прежде всего охота, требовали от
первобытного человека силы, ловкости, выносливости и специальных навыков.
Игровая форма обучения способствовала накоплению и передаче знаний и опыта,
старших младшим и совершенствовала необходимые качества. В первоначальном
виде игры являлись частью искусства первобытного общества, которое отражало
трудовые, бытовые и обрядовые действия человека. Игры включали образно-
подражательные действия и были неразделимы с пением, танцами, музыкой.
Состязания и изобразительные игры, применяемые для подготовки к
жизнедеятельности, прошли сложный путь развития от натуралистических и
символических к отвлеченным играм. По мере совершенствования орудий труда и
производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный
вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются
отвлеченные формы движений и новые более сложные действия.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ.
Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды
бега, прыжков, метаний и других движений. Побуждающим мотивом игровой
деятельности является соревнование между отдельными участниками и целыми
коллективами. Взаимоотношения и поведение играющих регулируются правилами и
судейством.
По определению П. П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением,
посредством которого ребенок готовится к жизни.
Подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания пополнения
ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления,
смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках,
закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом,
способствующем, как развитию физических и умственных способностей, так и
освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные
игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как
небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в
некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются
детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать
интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному
желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые
подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие
успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими
тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом.
Подобные игры используются также воспитателями, ведущими внеклассную и
внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для
организации их досуга.
Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает
благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для
образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей,
увеличения подвижности нервных процессов.
Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-
технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному
овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия
подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки,
дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения
успехов в спорте.
Такую несколько общую характеристику вспомогательного значения подвижных игр в
занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия
задач, особенностей подбора и проведения подвижных игр применительно к
специфике занятий гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и
спортивными играми.
Содержание подвижной игры определяется движениями, которые входят в её состав
— бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея), правила и двигательные
действия.
Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к
поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового
конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает
ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается
специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства
при различных взаимодействиях, играющих (например, в современных спортивных
играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает
отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру
увлекательной.
Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают
расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и
обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета
ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и
инициатива играющих в рамках правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть,
например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в
виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других
физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными
изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность
и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия,
требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе
специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых
различных комбинациях и сочетаниях.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
В зависимости от решения разных педагогических задач с учетом условий работы
широко применяется простейшая классификация подвижных игр.
Игры распределяют: по сложности, двигательному содержанию, степени физической
нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию
физических качеств.
По сложности подвижные игры делят на элементарные и сложные.
К элементарным играм относятся сюжетные и бессюжетные игры.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые
действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это
игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в том числе народные
хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», «Золотые ворота»,
«Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши»,
«Колечко» и т. д.
Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания,
ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:
— игры типа перебежек и ловушек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила,
роль, игровые действия): «Краски», «Пятнашки»
— игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки»,
«Третий лишний», «Пустое место»
— игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий
стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)
— игры с использованием предметов (кегли, серсо, колыдеброс, мячи) требуют
определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки
предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)
— игры-аттракционы — в них двигательные задания выполняются в необычных
условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными
ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки».
К сложным относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис,
баскетбол, волейбол, футбол и т. д.), которые требуют собранности,
организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты
реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным
правилам (в т. ч. в разновозрастных группах).
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: ходьба («Пройди
— перешагни»), бег (Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Два мороза»), прыжки
(Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Удочка»), лазание (Пожарные на учении»,
«Медведи и пчелы»), ползание (Кролики», «Кроты»), равновесие (Волшебная
дудочка», «Птички и лисички»), метание(«Шмель», «Перестрелки», «Мяч через
сетку»).
По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают
игры большой, средней и малой подвижности.
К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся
группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.
К играм средней подвижности относятся те, в которых тоже активно участвует вся
группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача
предметов) или движение выполняется подгруппами.
В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же
интенсивность их незначительна.
Игры могут быть с использованием предметов и снарядов.
Игры с использованием предметов (флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи
и др.): «Удочка», «Найди себе пару с такой же игрушкой», «Подбрось и поймай»,
«Погрузка овощей».
Игры с использованием снарядов (гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная
рейка и др.): «Перелетные птицы», «Щенок», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц» и
др.
По преимущественному формированию физических качеств: ловкость («Удочка»,
«Эстафета по кругу» и др.); быстрота («Зайцы и волк», «Белки в лесу», «Лошадки,
«Салют»» и др.); выносливость («Пробеги тихо» и др.); сила (Кто раньше дойдет до
середины» и др.).
Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному
их отбору в разных случаях: по форме организации занятий; характеру моторной
плотности; учету места и времени года. Исходя из целей, авторы по-разному
группируют подвижные игры, пользуются несколькими критериями в рамках одной
классификации, в результате чего одну и ту же игру можно причислить к нескольким
категориям.
Поэтому выбор критериев классификации напрямую зависит от задач, которые
должны решаться с помощью предлагаемой систематики.
Классификация подвижных игр может быть обусловлена регламентацией условий
игровой деятельности. В частности, игры подразделяют на три вида: творческие,
организованные подвижные игры с обусловленными правилами и игры со строго
регламентированными правилами, т. е. спортивные.
Творческие подвижные игры — это игры, главным содержанием которых является
подражание движениям животных, птиц. Эти игры не имеют определенных правил и в
значительной мере зависят от окружающей обстановки. К творческим подвижным
играм относятся имитационные и сюжетно-ролевые. В таких играх участники сами
намечают план игры и осуществляют намеченную цель. В процессе игры план может
изменяться, дополняться соответственно пожеланиям, стремлениям, фантазиям
участников игры. У детей младенческого, дошкольного и младшего школьного
возраста такие игры бывают чаще всего сюжетными, роли в них распределяются в
зависимости от сюжета. Дети с удовольствием выполняют хорошо им понятные,
имеющие конкретное содержание движения птиц, животных или движения,
имитирующие труд и поведение человека.
Организованные подвижные игры с обусловленными правилами — это игры,
требующие активной деятельности играющего и характеризующиеся точным и
своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех
участников правилами. Они чаще всего требуют руководства со стороны. К группе
организованных игр относятся так называемые элементарно-спортивные подвижные
игры. В основе классификации элементарно-спортивных игр находится принцип
сложности взаимоотношений, которые складываются между игроками в процессе
игры. П. Ф. Лесгафт делил все игры на две группы: простые, в которых каждый из
участвующих преследует свои цели без отношения к другим играющим, и игры с
партиями, в которых каждый член партии или стороны своими действиями стремится
поддержать интересы целой группы лиц, т. е. своей партии. Таким образом,
элементарно-спортивные игры по своему содержанию бывают как простыми —
некомандными, так и сложными — переходными к командным и командными.
Простые некомандные подвижные игры — это игры, в которых каждый участник,
соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность направлена на
личное совершенствование в игре, достижение собственного превосходства. Главное
значение в этом случае приобретают личная инициатива и умение целесообразно
использовать свои силы и возможности. Правил обычно немного; они просты
(действуя, не мешай другому, не допускай грубости); нет большой сложности в
игровой деятельности. В игре присутствует момент личного соревнования.
Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящим и без водящего.
Переходные к командным подвижные игры — это игры, в которых участник игры
отстаивает в первую очередь свой интерес, но иногда, по личному желанию, помогает
другому участнику игры. В ряде случаев играющие вступают в сотрудничество друг с
другом для достижения цели. Соревновательный момент выражается в этих играх
более ярко. В них оцениваются личный результат и коллективное поведение.
Командные подвижные игры — это игры, которые характеризуются совместной
деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением
личных интересов интересам всей команды. От действий каждого игрока зависит
удача всей команды, поэтому в командных играх необходимо согласовывать свои
действия с действиями партнеров. Командные игры проводятся с одновременным
участием всех играющих и с поочередным участием играющих (эстафеты).
В педагогической практике эстафеты различаются по ряду признаков, позволяющих
определенным образом систематизировать и облегчить подбор игровых заданий: по
количеству включаемых заданий (простые, сложные); требованиям, предъявляемым к
выполняемым заданиям (регламентированные, произвольные); характеру
перемещений (линейные, круговые, встречные); способу действий участников
(индивидуальные, групповые, коллективные); видам упражнений (гимнастические,
легкоатлетические, лыжные и т. д.). В зависимости от решаемых задач эстафеты
могут быть тематическими или комическими.
Подвижные игры, представляющие собой строго регламентированную двигательную
игровую деятельность состязательного характера, называются спортивными.
Единство подвижных и спортивных игр заключается в том, что в обоих классах игр
присутствует индивидуальное или групповое противоборство с использованием
естественных движений и несложных предметных действий. Также им присущи
действия индивидуального и командного соревновательного характера с
использованием специального инвентаря, простейших технических и тактических
средств противоборства. Однако спортивные игры значительно глубже и сложнее по
своему содержанию и являются высшим этапом развития подвижных игр.
3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие
морально-волевые качества, укрепляют здоровье, оказывают содействие
правильному физическому развитию и формированию жизненно-важных
двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать
человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры
играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у школьников, которая
является условием каждой коллективной игры.
Игра приносит пользу только тогда, если учитель хорошо осведомлен с
педагогическими задачами (воспитательными, оздоровительными и
образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо- физическими и
психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботится о
создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.
Важное условие успешности игровой деятельности — понимание содержания и
правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и
действий. Обучение целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом
перейти к переходным и завершить сложными — командными.
Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную
педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав
участников, их возрастные особенности и физическую подготовленность.
При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв,
праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться правила
постепенного перехода от простого к сложному. Для этого, чтобы определить степень
сложности той или другой игры, учитывать количество элементов, которые входят в
ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.).
Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре
можно проводить игры с выстраиванием в колоны и шеренги, а также те, в которых
игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке — игры
большой подвижности, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами
спортивных игр и т.п. При отборе игры следует помнить о наличии специального
инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь,
они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины.
Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения
таких организационных факторов: умение доходчиво и интересно объяснить игру;
размещение игроков во время ее проведения; определение ведущих; распределение
на команды; определение помощников и судий; руководства процессом игры;
дозирование нагрузки в игре; наличие инвентаря.
Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого
они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход,
рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры
учитель может стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо
видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом
отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо обратить на правила
игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки
понимают ее правила.
В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной погрузки,
состава учеников она может быть включена во все части тренировки.
Подготовительная часть — игры небольшой подвижности и сложности, которые
оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников.
Основная часть — игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием,
прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры
в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию
техники выполнение тех или других движений.
Заключительная часть — игры незначительной и средней подвижности с простыми
движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие
активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершении его с
добрым расположением духа. Всестороннего воспитания и гармонического развития
учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и
правильно организованного обучения подвижными играми.
Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей
физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки
подростков.
Следует помнить, что в 15-17-летнем возрасте (10-11 классы) продолжается рост и
развитие организма. Процессы окостенения скелета, нарастания мышечной силы и
развития внутренних органов ещё не заканчиваются. В деятельности нервной и
сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешенность,
повышенная возбудимость. Выносливость организма юношей и девушек 15-17 лет
меньше, нежели у взрослых. Следует учитывать также психологические особенности
старшеклассников.
У школьников старшего возраста значительно возрастает способность к абстрактному
мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и
девушек окончательно формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или
иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие
совершенствоваться в выбранном виде спорта.
Вполне доступными и интересными для них становятся усложнённые по
взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении
приёмов и действий, значительных по трудности.
Систематически организуемые подвижные игры при правильном проведении
оказывают положительное влияние на динамику физического развития и
совершенствование двигательных способностей занимающихся.
Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно- мышечного аппарата
ещё не закончилось, в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых
напряжений. Также противопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и
прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и
сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однако в целях повышения
общего физического развития и совершенствования двигательных навыков вполне
возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями
участников в течение довольно длительного времени. При этом необходимо
учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих
проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем у
юношей.
Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трёх или нескольких играющих за
место, время, результат), в которых каждый участник может непосредственно влиять
на действия другого, лучше проводить таким образом, чтобы состязались
«соперники» одного пола. Однако в таких играх- упражнениях, где необходимо
проявить силу, скорость или координацию движений при условиях попеременного
выполнения заданий без непосредственного сближения с «противником», могут
принимать участие команды игроков и в смешанном по полу составе. При этом с
целью уравнивания шансов на победу до проведения игры желательно установить
меньшие по трудности и сложности требования для девушек.
Учителю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд,
который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и
девушек в каждой команде было примерно равным. Таким образом обычно
достигается некоторое равенство команд по силам. Но, иногда, в зависимости от
характера подвижной игры и тренированности играющих, равные по силе команды
могут быть составлены и при неодинаковом соотношении юношей или девушек в
каждой.
Преподаватель должен воспитать у учащихся старших классов такое отношение к
занятиям подвижными играми, чтобы они воспринимались ими как серьёзное дело.
Следует объяснить, что та или другая игра включается в урок целенаправленно и
имеет учебно-тренировочное значение. Сознательно выполняя игровые задания,
ученики будут заниматься подвижными играми с повышенным интересом и лучшей
дисциплиной.
В случае неудачного выполнения того или другого технического приёма, тактического
действия надо побуждать занимающихся к повторным попыткам, приучая их таким
образом в упорной, настойчивой тренировке добиваться положительных результатов.
Юноши и девушки 15-17 лет иногда смущаются активно проявлять себя в играх,
индивидуально выполнять, когда подойдёт их очередь, те или другие задания.
Особенно часто это происходит при занятиях в группах, смешанных по полу. Одни из
боязни показаться неуклюжими или нерасторопными иногда специально играют «не
во всю силу» или в ответственные моменты игры намеренно допускают «неловкие»
движения, чтобы вызвать смех и тем самым отвлечь внимание товарищей от должной
оценки своих действий в игре; другие же просто избегают «опасных» положений в
играх или играют неактивно. Учитель должен быть с такими учениками достаточно
тактичен и не ставить их в неудобное положение перед товарищами, а предлагать им
посильные и доступные роли и задания. Отстающих же игроков необходимо
побуждать к совершенствованию своих игровых действий, к активному поведению во
время игры. В этом отношении на одного хорошо подействует ободряющее слово,
сказанное руководителем, для другого полезен поединок с лучшим игроком,
намеренно организованный руководителем, третий отреагирует на замечание,
сделанное строгим тоном, и т.д.
Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видам
спорта, полезно давать им рекомендации по самостоятельному использованию
подвижных игр, занятия которыми могут содействовать закреплению и
совершенствованию умений и навыков в выбранном виде спорта.
4. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством
физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются
сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все
области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением
игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография,
антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно
разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры —
высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными
правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки,
продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить
соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят
характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического
напряжения и волевых усилий.
Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение
конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется
творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий,
согласованная с коллективными действиями.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с
одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются
физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают
моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания
окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в
целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она
направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через
непосредственное овладение основами движения и сложных действий в
изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций
организма, черт характера играющих.
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной
активности человека возрастает роль систематических занятий физическими
упражнениями, подвижными играми.
Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям
самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие,
связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие
общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как
взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной
действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при
достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно
изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют
проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта
использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной
свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или
установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с
ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует
подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое
средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных
навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и
морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не
препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных
игр.
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет
использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными
играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в
воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы,
сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной
цели, смелости.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное
значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают
физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и
укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие,
которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что
необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр.
Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и
т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила,
быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные
умения и навыки.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей
дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному
и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во
время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной
системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению
деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и
способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее
физическое развитие ребенка.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные
навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена
обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения
в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на
совершенствовании двигательных навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра — первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании
личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё
представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый,
познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми
ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений,
развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать,
сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых
явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности
правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и
правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке
игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на
местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в
походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков,
необходимых туристу, разведчику, следопыту.
Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты,
ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства
солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила
игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки,
умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои
эгоистические порывы.
В связи с этим важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий
детей и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания,
содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный
момент.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова Л.B. Подвижные игры. Г. «Физкультура и спорт», 2008.
2. Горбачева О.А. Подвижные игры: учебно-методическое пособие / Горбачева О.А..
— Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017.
3. Жуков М.Н. Подвижные игры. Высшее образование, 2002.
4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте. Учеб. пособие для студентов высших учебных
заведений. М.: Академия, 2002.
5. Лаптев А.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФИС, 2007.
6. Луговая В.А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология,
теория и практика. СПб., 2009.
7. Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьника. М.:
Просвещение, 2002.
8. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и
спорт, 2004.
9. Спортивные игры. Учебник для студентов высших уч. заведений/под ред. Ю.В.
Железняка, Ю.Н. Портнова. — М.: Академия, 2004.
10. Туркунов Б.И. , Воронков В.В., Аникин А.И., Елина Н.В. Спортивные игры.
Коломна: МГОСТИ , 2011.