Автор: Лопатина Светлана Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Школа искусств с.Троицкое"
Населённый пункт: Сахалинская область, Анивский район
Наименование материала: разработка открытого урока по предмету "Сольфеджио"
Тема: Сольфеджио +… или взаимосвязь сольфеджио с другими изучаемыми предметами.
Раздел: дополнительное образование
Раазработка открытого урока по сольфеджио
с учащимися 2класс ДПОП «Фортепиано», «Народные инструменты»
Тема:
Сольфеджио
+…
или
взаимосвязь
сольфеджио
с
другими
изучаемыми предметами.
Урок проводиться в отведённые учебным планом консультационные часы.
Время занятия: 1 академический час (40 минут).
Тип урока: урок повторение, ознакомление, сопоставление, анализ.
Вид урока: интегрированный.
Цель: найти точки соприкосновения сольфеджио с другими предметами как:
математика, физкультура, география.
Задачи:
1.
Создание
целостного представления об окружающем мире, т.е.
формирование мировоззрения.
2.
Способствовать развитию познавательных и творческих способностей
учащихся.
План урока:
1.
Организационный момент: Приветствие. Сообщение темы и цели
урока.
2.
Релаксация.
3.
Презентация
4.
Основной этап: повторение пройденного материала (длительности нот,
интервалы, модуляция, метр). Понятие прыжковый канон.
5.
Заключительный этап: Обобщение темы, оценки ,домашнее задание
Средства обучения.
1.
Плакаты для сравнения:
с изображением длительностей нот и разрезанного на части торта.
размеры в музыке и дроби в математике.
музыкально-математические примеры.
с изображением нарисованного кирпичного домика и строение
мажорной, минорной гаммы.
2.
Презентация.
Ход урока
1.
Организационный момент:
Здравствуйте
ребята!
Сегодня
мы
с
вами
поговорим
о
точках
соприкосновения сольфеджио с другими предметами, которые вы изучаете в
общеобразовательной
школе,
такие
как
математика,
физкультура
и
география.
2.
Упражнения для релаксации (применение здоровьесберегающих
технологий в процессе обучения учащихся).
Важным моментом является умение использования основных видов
музыкальной
деятельности
на
музыкальных
занятиях,
как
основу
музыкальных психолого-педагогических технологий.
Все виды музыкальной деятельности, которые мы используем на уроках
(игра на инструменте, пение по нотам, ритмические упражнения и т.д.) могут
выполнять две функции – первую учебно-познавательную, вторую –
лечебную.
В связи с тем, что к нам на занятия учащиеся приходят уже уставшими от
уроков, вначале каждого занятия, буквально несколько минут, мы уделяем
внимание
релаксации,
т.е.
восстановления
эмоционально-психического
состояния.
Что мы делаем для этого? Мы знаем с ребятами, что разные звуки по-
разному
действуют
на
организм.
Одни
расслабляют
его,
другие
активизируют,
прослушивание
одних
рецептивных
классических
произведений приводит к успокоению, расслаблению, прослушивание других
- к активизации.
И так, ребята, вспомним несколько звуков, которые по-разному действуют
на эмоционально-психологическое состояние человека:
- какой звук даёт полное расслабление (м);
- какой звук даёт немедленное расслабление (а);
- какой звук стимулирует мозг, повышает активность организма (и);
- пение какого звука настраивает организм на работу (о).
И так, сидим спокойно, дышим ровно, поем, не спеша упражнения на
расслабление организма и его активизацию (пение).
Вопрос: Что даёт жизнь на земле, что даёт нам энергию?
Ответ: Солнце.
Верно, ведь не даром египтяне поклонялись богу солнца Ра.
И сейчас этим слогом «Ра» мы активизируем свой организм.
Раздел рецептивной терапии.
Вопрос: Прослушав отрывок из увертюры «Эгмонт» Людвига ван
Бетховена, что вы чувствуете?
Ответ: Прилив бодрости, энергии.
Вопрос: Вы готовы к занятию?
Ответ: Да.
И так, тема нашего занятия: «Взаимосвязь сольфеджио с другими
изучаемыми предметами».
Цель урока: Найти точки соприкосновения сольфеджио с другими
предметами как: математика, физкультура, география.
3.
(приложение 1)
4. Сольфеджио и математика.
На рисунке изображены длительности нот и торт, разрезанный на
кусочки. Делают сравнение длительностей нот с разрезанным тортиком на
картинке.
Перечислите размеры в музыке. Дети перечисляют все пройденные
размеры: 2/4; 3/4; 4/4;3/8; .
Сравниваем их с дробями в математики;
2
4
;
3
4
;
3
8
;
6
8
Вспомните написание римских цифр в математике и обозначение
ступеней в ладу. Дети вспоминают обозначение ступеней в ладу l, ll, lll,
lV, V, Vl, Vll, Vll, Vlll.
Вспоминаем тему «интервалы»; делаем сравнения:
«Интервал» - это расстояние между двумя звуками.
«Интервал» - это расстояние от пункта А до пункта В (в задаче на
расстояние).
Учащиеся строят все пройденные интервалы от звука «РЕ»: М2; Б2; М3;
Б3;Ч4;Ч5;М6; Б6;.
Для закрепления материала, для развития навыков пения , развития
слухового анализа преподаватель предлагает спеть песенки: «малая
секунда», «большая секунда», «малая терция», «большая терция».
Учитель предлагает решить музыкально - математические примеры:
М3+Б3= Ч8-Б3=
Ч8-Ч5= Ч4+Б2=
Б2+М6= Ч1+Ч5=
вспоминаем формулу строения мажорной и минорной гаммы и для
закрепления исполнить песни: «Про мажор»,Про минор».
Сольфеджио и география.
Преподаватель предлагает вспомнить, что такое модуляция.
Учащиеся: – модуляция это переход мелодий из одной тональности в
другую.
Преподаватель делает сравнение.
Например: Вы отправились в путешествие из Москвы в Париж
посмотреть достопримечательности. В каждом городе свой климат.
Солнце сменяет дождь (в музыке меняются знаки: бекары, диезы, бемоли).
Точно также можно путешествовать из одной тональности в другую.
фа-мажор----до-мажор----фа-мажор
Сольфеджио и физкультура.
Разучиваем прыжковый канон. Его исполнителем становятся все желающие
дети. Под музыкальное сопровождение, под которое легко прыгать,
договариваемся о шаге канона; допустим, два такта в размере две четверти.
Шаг канона – это количество тактов или долей между вступлением,
например, первого голоса и следующего за ним, но в прыжковом каноне мы
не поём, а прыгаем. После вступления чтобы настроится «на темп» первый
участник начинает прыгать под музыку. Тема прыжкового канона может
быть такой: четыре прыжка на двух ногах, четыре на одной, четыре –
попеременно, то на одной, то на другой и, наконец, четыре прыжка со
скрещиванием ног. Причём каждый прыжок равен одной доле. Следующий
участник смотрит на предыдущего, запоминает последовательность прыжков
и скачет вслед за ним. Шаг канона – два такта. «Голосов в каноне может быть
столько, сколько прыгающих». Звучит музыка М.Глинка «Полька»,
Кабалевский «Полька».
5.
Заключительный этап.
В завершении урока учащиеся исполняют песню «Сольфеджио».
Подводим итог урока: «Что нового узнали на уроке?»
Домашнее задание. Оценки.
Методическая литература:
Е.Поплянова «Уроки господина канона».
О.А.Камозина «Неправильное сольфеджио».
М.Глинка «Полька».
Кабалевский «Полька».