Автор: Беликова Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №157 "Золотой петушок"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми дошкольного возраста с использование конструктора LEGO
Тема: Использование конструктора LEGO в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми
дошкольного возраста с использование конструктора LEGO
В
настоящее
время
учеными
определены
методологические
и
теоретические
основы
формирования
осознанного
отношения
к
социоприродному
окружению,
в
соответствии
с
возможностями
определенного
возраста,
отобрано
содержание,
определены
наиболее
целесообразные методы и формы воспитательно-образовательной работы с
детьми (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др).
Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа,
люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле
и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю
планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное
окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный
мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего
мира. Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают
сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют,
преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная
действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые
характеризуют текущий временной период функционирования человеческого
общества.
В
дошкольном
детстве
отражение
предметов
или
явлений
окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Дошкольник
мыслит
наглядно,
образами.
Основными
задачами
ознакомления
с
окружающим миром дошкольников являются:
1. Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
2.
Развитие
интереса
к
предметам
и
явлениям
окружающей
действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания
человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
3. Ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их
функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
4. Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем
социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я
на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка,
дедушка, брат, сестра и т. д.);
5. Формирование первоначальных представлений о макросоциальной
среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о
деятельности людей, явлениях общественной жизни;
6. Формирование первоначальных представлений о явлениях природы,
суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;
7. Формирование экологических представлений, ценностных основ
отношения к окружающему миру.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое
психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое
значение
для
полноценного
развития
детской
личности
приобретает
дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом
предметов.
Задача
педагога
–
помочь
ребенку
научиться
свободно
ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы
материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома,
в детском саду, на улице. В старшем возрасте у дошкольника формируются
отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми
он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о
свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина,
пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов
в зависимости от их назначения и применения в жизни человека. Знания о
явлениях
природы,
полученные
детьми
в
предшествующей
группе,
расширяются, уточняются и систематизируются.
Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных
представлений на основе выделения характерных и существенных признаков
природных
объектов.
Воспитание
бережного
отношения
к
природе
происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней.
Главной
становится
задача
воспитания
у
дошкольников
основ
экологического
сознания,
ценностных
ориентаций
в
поведении
и
деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей
социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих
людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка
формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха,
бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.
По мнению Дыбиной О. В., особое внимание педагогам следует
обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях
действительности – необходимо включать в занятия как можно больше
действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней,
пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
перегружать детей большим количеством вопросов;
сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных
занятий.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в
форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое
правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное
решение задач является достижением цели игры. При организации и
проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу,
позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению
к окружающему миру.
Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:
ознакомление с явлениями социальной жизни;
ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
ознакомление с явлениями живой и неживой природы.
Для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего
мира, так же могут использоваться различные дидактические игры, как в
совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной
деятельности
дошкольников.
Еще
одним
способом
познания
закономерностей
и
явлений
окружающего
мира
является
метод
экспериментирования.
LEGO- конструктор является наиболее предпочтительным развивающим
материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
Основой образовательной деятельности с использованием LEGO технологии
является игра-ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться,
играя, и обучаться в игре.
Принципы применения LEGO-конструирования в ДОУ
В
соответствии
ФГОС
ДО
выделяют
следующие
дидактические
принципы применения LEGO-конструирования в дошкольном возрасте:
-
принцип
научности,
определяющий
содержание
и
требующий
включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных
положений науки;
-
принцип систематичности и последовательности, связанный как с
организацией
образовательного
материала,
так
и
с
системой
действий
ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями
воспитателя, самостоятельной работой;
-
принцип
поэтапного
преодоления
трудностей,
предусматривающий
переход
от
всеобщей
доступности
задания
для
определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К
заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными
и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей
степенью сложности;
-
принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и
развитие познавательных способностей дошкольников;
-
принцип
преемственности
для
сохранения
связи
стадий
формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам
осуществления;
-
принцип
наглядности
(интерактивной
наглядности).
С
представленными
в
электронной
форме
объектами
можно
осуществить
разные
действия,
изучить
не
только
их
статичное
изображение,
но
и
динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности
исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы,
моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по
форме
и
содержанию,
демонстрировать
физические,
социальные,
исторические, экологические и другие явления действительности;
-
принцип
мультимедийности
предполагает
способность
транслировать
аудиовизуальную информацию в любой форме (текст,
графика, анимация и др.);
-
принцип когнитивности коммуникации, который заключается в
организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно игры (в
образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
-
принцип
активизации
познавательной
деятельности
детей
позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения
кругозора, интеллектуального обогащения;
-
принцип
межпредметных
связей
способствует
целостному
восприятию системы знаний, формированию логического мышления…».
Очень
важно
отбирать
и
подбирать
LEGO -игры
в
соответствие
с
программным
содержанием
выбранных
направлений
воспитательно-
образовательной работы, а также их соответствие психическим и возрастным
особенностям детей дошкольного возраста. Над этим должны работать не
только педагог, но и методист и педагог-психолог, что осуществляют оценку
подобранных
материалов.
Так
же
необходимо
подключать
к
работе
родителей
(законных
представителей),
которым
необходимо
объяснить
и
помочь освоить работы с информационно-образовательными технологиями, а
именно с LEGO -конструированием в домашних условиях.
У
данных LEGO -технологий основные преимущества связаны
срасширенными
возможностями
вариативности,
индивидуализации
и
дифференциации развивающего процесса. LEGO -конструирование способно
существенно
повысить
его
наглядность,
эффективность
и
оперативность
обратной связи…»
В
настоящее
время
существует
представление
о
LEGO
-
конструировании
как
для
групповой
работы
с
детьми,
так
и
для
индивидуальной работы детей под руководством взрослого.
ЛЕГО-конструирование имеет следующие требования для реализации
образовательных
программ
для
детей
дошкольного
возраста
с
использованием конструкторов:
-
обогащение познавательной сферы дошкольника, то есть развитие
общих представлений о сфере действительности и действиях человека в ней;
-
изменение
и
обогащение
развивающей
предметно-
пространственной среды, то есть подбор тематических интерактивных игр,
иллюстраций
побуждающих
к
ролевой
и
режиссерской
играм
с
определенным сюжетом;
-
игровой опыт на аппаратном оборудовании и в реальных играх,
причем с организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые
способы
передачи
реальных
событий
(в
форме
сюжетно-ролевых
и
игр-
драматизаций,
в
том
числе
совместных
со
взрослым),
включая
целенаправленное обучение детей игре;
-
активизирующее
общение
взрослого
с
ребенком
в
процессе
образовательной и режиссерской, а также ролевой игры, подобное общение
должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать
его творческую активность.
У каждого занятия с использованием ЛЕГО-конструирования имеются
свои особенности:
1.
Занятие длится от 20 до 25 минут и включает в себя:
-
деятельность детей за конструированием;
-
познавательную беседу;
-
игру;
2.
Периодичность занятий 1 раз в неделю.
3.
Следует напоминать детям о правильной посадке на стуле.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо
давать детям конструктор для того,
чтобы они выступали в роли
исследователей. После первого занятия уже понятно, как лучше давать детям
детали конструктора – в коробке или россыпью.
Предварительная
беседа
должна
быть
очень
эмоциональной.
Необходимо продумать дозированность речевого материала. Дети не должны
устать слушать. Излишнее затягивание беседы приведет к снижению
интереса. Видя конструктор, дети уже хотят играть и строить.
Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо,
чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовать, умел
моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из
окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их
впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут
их постройки.
Представления дошкольника об окружающем мире, являются очень
значимыми в развитии когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста.
Они составляют азы познавательного развития, и связаны с различными
факторами,
среди
которых
познавательная
заинтересованность,
познавательный интерес, к объектам и явлениям природы; системность
взглядов о естественном мире; осознанное действие в природной среде;
возможность применять познания о потребностях активного организма для
рациональной детской деятельности; обсуждение замечаемых явлений.
Одним из эффективных методов и форм работы по ознакомлению с
окружающим миром, в условиях ДОО, является применение LEGO –
конструирования на занятиях. LEGO- конструктор является наиболее
предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить
процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с
использованием LEGO технологии является игра-ведущий вид детской
деятельности. LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.
Необходимо продуманное и тесное взаимодействие с родителями с
привлечением родителей к познавательному развитию ребенка. Очень важно,
чтобы у ДОО и родителей была единая линия на формирование правильных
представлений
об
окружающем
мире
в
познавательном
развитии
дошкольников и для этого в арсенале педагога существуют разнообразные
формы взаимодействия с родителями, такие как консультации, круглые
столы, родительские лектории и др.