Напоминание

Использование конструктора LEGO в ДОУ


Автор: Беликова Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №157 "Золотой петушок"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми дошкольного возраста с использование конструктора LEGO
Тема: Использование конструктора LEGO в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми

дошкольного возраста с использование конструктора LEGO

В

настоящее

время

учеными

определены

методологические

и

теоретические

основы

формирования

осознанного

отношения

к

социоприродному

окружению,

в

соответствии

с

возможностями

определенного

возраста,

отобрано

содержание,

определены

наиболее

целесообразные методы и формы воспитательно-образовательной работы с

детьми (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др).

Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа,

люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле

и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю

планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное

окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный

мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего

мира. Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают

сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют,

преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная

действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые

характеризуют текущий временной период функционирования человеческого

общества.

В

дошкольном

детстве

отражение

предметов

или

явлений

окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Дошкольник

мыслит

наглядно,

образами.

Основными

задачами

ознакомления

с

окружающим миром дошкольников являются:

1. Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

2.

Развитие

интереса

к

предметам

и

явлениям

окружающей

действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания

человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

3. Ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их

функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

4. Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем

социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я

на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка,

дедушка, брат, сестра и т. д.);

5. Формирование первоначальных представлений о макросоциальной

среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о

деятельности людей, явлениях общественной жизни;

6. Формирование первоначальных представлений о явлениях природы,

суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

7. Формирование экологических представлений, ценностных основ

отношения к окружающему миру.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое

психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое

значение

для

полноценного

развития

детской

личности

приобретает

дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом

предметов.

Задача

педагога

помочь

ребенку

научиться

свободно

ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы

материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома,

в детском саду, на улице. В старшем возрасте у дошкольника формируются

отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми

он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о

свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина,

пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов

в зависимости от их назначения и применения в жизни человека. Знания о

явлениях

природы,

полученные

детьми

в

предшествующей

группе,

расширяются, уточняются и систематизируются.

Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных

представлений на основе выделения характерных и существенных признаков

природных

объектов.

Воспитание

бережного

отношения

к

природе

происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней.

Главной

становится

задача

воспитания

у

дошкольников

основ

экологического

сознания,

ценностных

ориентаций

в

поведении

и

деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей

социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих

людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка

формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха,

бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

По мнению Дыбиной О. В., особое внимание педагогам следует

обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях

действительности – необходимо включать в занятия как можно больше

действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней,

пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

перегружать детей большим количеством вопросов;

сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных

занятий.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в

форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое

правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное

решение задач является достижением цели игры. При организации и

проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу,

позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению

к окружающему миру.

Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:

ознакомление с явлениями социальной жизни;

ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего

мира, так же могут использоваться различные дидактические игры, как в

совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной

деятельности

дошкольников.

Еще

одним

способом

познания

закономерностей

и

явлений

окружающего

мира

является

метод

экспериментирования.

LEGO- конструктор является наиболее предпочтительным развивающим

материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

Основой образовательной деятельности с использованием LEGO технологии

является игра-ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться,

играя, и обучаться в игре.

Принципы применения LEGO-конструирования в ДОУ

В

соответствии

ФГОС

ДО

выделяют

следующие

дидактические

принципы применения LEGO-конструирования в дошкольном возрасте:

-

принцип

научности,

определяющий

содержание

и

требующий

включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных

положений науки;

-

принцип систематичности и последовательности, связанный как с

организацией

образовательного

материала,

так

и

с

системой

действий

ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями

воспитателя, самостоятельной работой;

-

принцип

поэтапного

преодоления

трудностей,

предусматривающий

переход

от

всеобщей

доступности

задания

для

определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К

заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными

и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей

степенью сложности;

-

принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и

развитие познавательных способностей дошкольников;

-

принцип

преемственности

для

сохранения

связи

стадий

формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам

осуществления;

-

принцип

наглядности

(интерактивной

наглядности).

С

представленными

в

электронной

форме

объектами

можно

осуществить

разные

действия,

изучить

не

только

их

статичное

изображение,

но

и

динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности

исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы,

моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по

форме

и

содержанию,

демонстрировать

физические,

социальные,

исторические, экологические и другие явления действительности;

-

принцип

мультимедийности

предполагает

способность

транслировать

аудиовизуальную информацию в любой форме (текст,

графика, анимация и др.);

-

принцип когнитивности коммуникации, который заключается в

организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно игры (в

образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);

-

принцип

активизации

познавательной

деятельности

детей

позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения

кругозора, интеллектуального обогащения;

-

принцип

межпредметных

связей

способствует

целостному

восприятию системы знаний, формированию логического мышления…».

Очень

важно

отбирать

и

подбирать

LEGO -игры

в

соответствие

с

программным

содержанием

выбранных

направлений

воспитательно-

образовательной работы, а также их соответствие психическим и возрастным

особенностям детей дошкольного возраста. Над этим должны работать не

только педагог, но и методист и педагог-психолог, что осуществляют оценку

подобранных

материалов.

Так

же

необходимо

подключать

к

работе

родителей

(законных

представителей),

которым

необходимо

объяснить

и

помочь освоить работы с информационно-образовательными технологиями, а

именно с LEGO -конструированием в домашних условиях.

У

данных LEGO -технологий основные преимущества связаны

срасширенными

возможностями

вариативности,

индивидуализации

и

дифференциации развивающего процесса. LEGO -конструирование способно

существенно

повысить

его

наглядность,

эффективность

и

оперативность

обратной связи…»

В

настоящее

время

существует

представление

о

LEGO

-

конструировании

как

для

групповой

работы

с

детьми,

так

и

для

индивидуальной работы детей под руководством взрослого.

ЛЕГО-конструирование имеет следующие требования для реализации

образовательных

программ

для

детей

дошкольного

возраста

с

использованием конструкторов:

-

обогащение познавательной сферы дошкольника, то есть развитие

общих представлений о сфере действительности и действиях человека в ней;

-

изменение

и

обогащение

развивающей

предметно-

пространственной среды, то есть подбор тематических интерактивных игр,

иллюстраций

побуждающих

к

ролевой

и

режиссерской

играм

с

определенным сюжетом;

-

игровой опыт на аппаратном оборудовании и в реальных играх,

причем с организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые

способы

передачи

реальных

событий

форме

сюжетно-ролевых

и

игр-

драматизаций,

в

том

числе

совместных

со

взрослым),

включая

целенаправленное обучение детей игре;

-

активизирующее

общение

взрослого

с

ребенком

в

процессе

образовательной и режиссерской, а также ролевой игры, подобное общение

должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать

его творческую активность.

У каждого занятия с использованием ЛЕГО-конструирования имеются

свои особенности:

1.

Занятие длится от 20 до 25 минут и включает в себя:

-

деятельность детей за конструированием;

-

познавательную беседу;

-

игру;

2.

Периодичность занятий 1 раз в неделю.

3.

Следует напоминать детям о правильной посадке на стуле.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо

давать детям конструктор для того,

чтобы они выступали в роли

исследователей. После первого занятия уже понятно, как лучше давать детям

детали конструктора – в коробке или россыпью.

Предварительная

беседа

должна

быть

очень

эмоциональной.

Необходимо продумать дозированность речевого материала. Дети не должны

устать слушать. Излишнее затягивание беседы приведет к снижению

интереса. Видя конструктор, дети уже хотят играть и строить.

Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо,

чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовать, умел

моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из

окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их

впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут

их постройки.

Представления дошкольника об окружающем мире, являются очень

значимыми в развитии когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста.

Они составляют азы познавательного развития, и связаны с различными

факторами,

среди

которых

познавательная

заинтересованность,

познавательный интерес, к объектам и явлениям природы; системность

взглядов о естественном мире; осознанное действие в природной среде;

возможность применять познания о потребностях активного организма для

рациональной детской деятельности; обсуждение замечаемых явлений.

Одним из эффективных методов и форм работы по ознакомлению с

окружающим миром, в условиях ДОО, является применение LEGO –

конструирования на занятиях. LEGO- конструктор является наиболее

предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить

процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с

использованием LEGO технологии является игра-ведущий вид детской

деятельности. LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.

Необходимо продуманное и тесное взаимодействие с родителями с

привлечением родителей к познавательному развитию ребенка. Очень важно,

чтобы у ДОО и родителей была единая линия на формирование правильных

представлений

об

окружающем

мире

в

познавательном

развитии

дошкольников и для этого в арсенале педагога существуют разнообразные

формы взаимодействия с родителями, такие как консультации, круглые

столы, родительские лектории и др.



В раздел образования