Автор: Измайлова Галия Наимовна
Должность: педвгог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка воспитательного мероприятия
Тема: "Русские народные инструменты"
Раздел: дополнительное образование
Воспитательное мероприятие
« Русские народные инструменты»
Аннотация: Методическая разработка воспитательного мероприятия
рекомендуется для обучающихся детей в музыкальной студии, кружках
системы дополнительного образования, образовательных школах, а так же
для дошкольных учреждений с тем, чтобы они могли познакомиться с
русскими
народными
музыкальными
инструментами,
с
историей
их
возникновения на Руси, с их развитием и распространением.
Данная
разработка
может
быть
использована
педагогами
дополнительного
образования, учителями начальных классов. воспитателями и музыкальными
руководителями
детских
садов
для
проведения
воспитательного
мероприятия, а так же
может быть интересной и познавательной для
родителей учащихся.
Актуальность выбранной темы в том, что современным детям всё меньше
интересны обычаи и традиции русского народа. Люди забывают о своём
культурном наследии, о своей музыке и об инструментах без которых когда-
то невозможно было представить жизнь русских людей.
Цель:
Знакомство детей с русскими народными инструментам и их историей.
Задачи
1.Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух; внимание, память,
интонационно - стилевые представления, творческие способности.
2.Воспитывать музыкальную культуру у учащихся, любовь к народной
музыке.
3.Формировать нравственное и патриотическое воспитание, интерес и
желание к игре на русских народных инструментах.
Оборудование: Русские народные музыкальные инструменты ( балалайки,
домры, аккордеон, баян, ложки, трещётки, бубны)
мультимедийный проектор, компьютер.
Форма проведения: Лекция-концерт
Участники: учащиеся, педагоги, родители
Возраст учащихся: 5-15 лет
Место проведения: кабинет учреждения
1
Сценарный ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы
познакомим Вас с русскими народными инструментами. Вы увидите и
услышите, как они звучат!
Русские народные музыкальные инструменты появились очень - давно,
что свидетельствует о культурном богатстве наших предков. Они впитывали
звуки окружающего мира, создавали из подручных материалов свистульки и
передавали свои эмоции с помощью волшебных мелодий. На Руси даже
самый маленький ребёнок умел создавать простые инструменты и играть на
них. Многие из музыкальных инструментов наших предков используются и
по сегодняшний день.
Музыкальный символ русского народа. Это традиционный инструмент
славян, первые упоминания о котором датируются семнадцатым веком.
Однако
массовую
популярность
он
получил
лишь
спустя
столетия
.
Отгадайте, что это за инструмент?
Ведущая: А всего-то три струны
Ей для музыки нужны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша….
Ответы детей (балалайка).
СЛАЙД
1
Ведущая: Балалайку принято считать олицетворением русской культуры -
это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые
упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение
инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка
произошла от восточнославянской домры с полусферическим корпусом и
тремя струнами в русской версии.
Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова
балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают
бессодержательный, ненавязчивый разговор. По одной из версий, балалайку
придумали крестьяне,
Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по
стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на
пропитание
.
Мы сейчас послушаем как балалайка звучит в исполнении дуэта ребят
Встречаем дружными аплодисментами Льва и Артема звучит «Как под
яблонькой» В.Андреев
Ведущая : Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка
2
Ответы детей ( домра)
Слайд
3
Ведущая: Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный
инструмент, издревле известный на Руси.
В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых
играют с помощью медиатора.
Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской
балалайки.
В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не
существует.
Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того или иного
музыкального инструмента.
В исполнении Ирины прозвучит р.н.п.« Светит месяц»
Ведущая: В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Ответы детей (гармонь)
Слайд
4
Ведущая: Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и
не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.
Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки.
Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант
играет мелодию, а левой аккомпанирует.
В исполнении Кирилла прозвучит обработка О.Бурьяна «Выйду на улицу»
Ведущая: У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
Ответы детей (Баян)
Слайд
5
Ведущая: Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими
корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Гармонь и
баян – похожие друг на друга инструменты. Гармонь – более простой
инструмент, баян – усовершенствованный вид гармони.
Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он
аккомпанирует и народных гуляниях или семейных праздниках.
В исполнении Максима на баяне прозвучит «Танец» Д.Шостакович
Ведущая: От гармони он родился,
3
С пианино подружился
Он и на баян похож,
Как его ты назовёшь?
Ответы детей (Аккордеон)
Слайд
6
В исполнении Льва прозвучит « Вальс» Дога обр.Дмитриева
Ведущая:
Слайд
7
Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые звучали
при переборе струн.
На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное
положение.
Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то есть их
можно было устанавливать в любом требуемом количестве.
Металлические струны придают гуслям особое, характерное звучание.
Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет «звончатые».
Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны
своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами .
В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом
подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские
терема.
Ведун-гусляр являлся хранителем Русских древних традиций.
Слайд
8
Трещотка –безусловно, принадлежит к одним из самых древних Русских
народных ударных музыкальных инструментов.
Она представляет собой
связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг об
друга и издают трескучие звуки.
Русской тройке и ямщикам посвящено так
много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость
ввести в оркестр народных инструментов – бубенцы.
Слай9
Со временем, бубенцы постепенно превращались в инструменты, которые
можно было использовать для извлечения мелодичных, музыкальных
звуков.
Сегодня бубенцы нашиваются на специальный ремешок по несколько штук
(около десятка) и используются в таком виде в музыкальных коллективах.
Часто, бубенцы можно заметить, подвешенными к бубну, ложкам или
специальной деревянной рукоятке.
Слай9
Колотушка-
очень древний русский народны
ударный музыкальный инструмент. Сначала, он был предназначен для
охранников и сторожей. Эти звуки отпугивали ночных разбойников и воров,
а простым людям служили сигналом, что вокруг все в порядке. Со временем,
4
этот музыкальный инструмент прочно закрепился в Русских народных
ансамблях. Получалось, что колотушка отбивает музыкальный ритм
мелодии.
Ведущая: Мы познакомились с инструментами с каждым по отдельности,
но если объединить их вместе то получится оркестр.
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в
свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны,
жалейки и другие русские народные инструменты
Слайд
10
Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге
балалаечником
Василием
Васильевичем
Андреевым , как
«Кружок
любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за
рубежом получивший название «Великорусского оркестра». В1888 году в
русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами
благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий
спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами
музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них
в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки
народных
песен,
оригинальные
композиции,
вальсы
и
другие
сочинения).Репертуар
русских
народных
оркестров
включает
обычно
обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных
для других составов, но также и произведения, написанные специально для
них. Современные оркестры русских народных инструментов — серьёзные
творческие
коллективы,
выступающие
на
крупнейших
концертных
площадках в России и за границей.
Сейчас, предлагаю послушать все инструменты в составе Оркестра русских
народных инструментов «Бубенцы»
Исполняют:
«Начинаем представление» А.Куклин
«Веселое настроение» А. Куклин
Слайд
11
Спасибо за внимание.
Литература
Вертков К .А, Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975
Имханицкий М.И У истоков русской народной музыкальной культуры, М.,
1987
Гордиенко О.В.О классификации русских народных музыкальных
инструментах Л.!995
Загадки про русские народные инструменты Интернет-сайт
5
6