Напоминание

"Самооценка младшего школьника"


Автор: Пухнатова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Порошинская СОШ
Населённый пункт: п.Порошино Камышловского района
Наименование материала: статья
Тема: "Самооценка младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




Самооценка в младшем школьном возрасте

Самоконтроль и самооценка составляют

основу успешности обучения.

С.Т.Шацкий

"Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в

начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”.

Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность

вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование

предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные

умения

.

Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и

его результативности, а самооценка ученика помогает решить эту задачу

достаточно эффективно.

Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент

самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых

разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и

личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей,

характер отношений с окружающими. Доктор психологических наук

А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим

способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему

облику».

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей

младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя,

родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно

сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы одноклассников,

младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и

учебных возможностях.

Под самооценкой подразумевается комплекс убеждений и чувств человека

по отношению к самому себе. У школьников роль самооценки не

ограничивается лишь собственно учёбой, в этом возрасте дети уже

обладают чувством собственного достоинства и стремятся достичь в жизни

успеха. Поэтому залогом гармоничного развития личности становится

адекватная здоровая самооценка.

Младший школьный возраст является тем временем, когда мотив

достижения успеха закрепляется в качестве устойчивого свойства личности.

Важными особенностями личности младшего школьника становятся:

исполнительность;

послушание;

открытость;

доверительность;

у него усиливается волевая регуляция и сознательный контроль

деятельности.

В этот период формируется нормальный уровень притязаний – ребёнок

учится адекватно оценивать свои возможности и способности,

понимает, что успех зависит не только от имеющихся у него

способностей, но и от прилагаемых усилий и старания.

В семь лет начинает складываться самооценка, под которой

понимается обобщённое (внеситуативное, устойчивое), но

одновременно дифференцированное отношение школьника к себе.

В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком

эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут

контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать

собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных

действий.

Ученик

должен

научиться

находить,

исправлять

ошибки,

понимать причину их происхождения. В то время как многие дети,

огорчившись

отрицательным

результатом,

«опускают

руки»,

теряют

интерес к предмету и учению в целом. Поэтому именно в 1 классе следует

начать формирование навыков самоконтроля и самооценки. Л.С.Выготский

отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться

самоконтроль и самооценка ребёнка к самому себе.

Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных

работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в

тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают

работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу

и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать

это аккуратно.

Безотметочное оценивание в 1 классе опирается на следующие

принципы, разработанные Г.А. Цукерман:

• самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания), особенно для

первоклассников, должны выбираться только те задания, где неизбежна

субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения

работы).

• оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные

самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать».

Ребёнок должен

иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет

сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может

назначать критерий оценивания. Фактически оцениваются в первую очередь

индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

• содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения

себя контролировать. На первых этапах обучения контрольные действия

учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки

ребёнка.

Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной

задачи для учащихся - контроля для своих действий (а не просто

достижение результата). Кроме этого необходимо предусмотреть особые

задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

Школьник в процессе воспитания и обучения усваивает определённые

ценности и нормы, то под воздействием чьих-то (сверстников, учителей)

оценочных суждений, он вырабатывает определённое отношение не только

к результатам собственного обучения, но и к себе самому как индивидууму.

Подрастая, он всё более чётко различает то, чего он на самом деле достиг и

то, чего бы смог достичь, если бы у него были другие качества личности. В

результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется

установка оценивать собственные возможности, что является важным

компонентом самооценки.

Но в самооценку входят не только понимание уже достигнутого, но и

устремления ребёнка, то, как он представляет своё будущее. Пусть этот

проект ещё несовершенен, но он имеет огромное значение в

саморегуляции как всего поведения, так и конкретно учебной

деятельности.

Самооценка помимо прочего содержит мнение других о себе, ставшее

известным ребёнку, а также его растущую собственную активность,

нацеленную на осознание своих качеств личности и поступков.

Дети младшего школьного возраста по-разному реагируют на свои

ошибки. Некоторые из тех, кто завершил школьную работу, немедленно

сдают ее учителю, другие внимательно и чаще, чем один раз,

перепроверяют

ее, третьи, прежде, чем сдать работу очень долго и тщательно проверяют ее.

Исследования обнаружили у младших школьников все виды

самооценок:

устойчивую адекватную;

устойчивую завышенную;

неустойчивую с неадекватным завышением или занижением.

Младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят

бодрыми, активными, находчивыми, обладающими чувством юмора,

они сами с интересом копаются в своих ошибках, выбирают себе задачи «по

плечу», а когда успешно их решают, то переходят к такой же или ещё более

сложной задаче.

Школьники с устойчиво завышенной самооценкой характеризуются

активностью, они стремятся преуспевать в учебной деятельности, быть

полностью самостоятельными. Такие дети уверены, что способны

самостоятельно добиться в учёбе успеха, к этому их подталкивает трезвая

самооценка своих способностей и возможностей.

Школьники с завышено-неустойчивой самооценкой склонны

переоценивать свои силы, личные качества, результаты учёбы, берутся

за задачи, решение которых им не под силу. Но, даже потерпев неудачу,

продолжают настаивать на своём либо моментально переключаются на

намного более лёгкую задачу.

У младших школьников занижено-неустойчивая самооценка ярко

проявляется в чертах личности и поведении. Они предпочитают

браться за лёгкие задачи, словно берегут собственный успех, боясь его

утратить. В силу этого они с опаской относятся к процессу обучения. Их

нормальному развитию мешает неуверенность в себе, повышенная

самокритичность. Зато такие школьники очень ценят одобрение

окружающих, что подпитывает их самооценку.

В процессе обучения младшему школьнику необходимо научиться ставить

цели и управлять собой, контролировать поведение, для чего требуются

знания о себе. От уровня самооценки напрямую зависит процесс

формирования самоконтроля. Осуществление самоконтроля уже под силу

младшим школьникам, но им ещё требуется участие сверстников и

руководство взрослого. В учебной деятельности происходит самосознание

ребёнка, а основой его самооценки становится представление о себе.

Хорошая успеваемость положительно влияет на становление самооценки,

благодаря чему авторитет ребёнка в классе растёт. Общение в коллективе

также важно. На развитие самооценки младших школьников большое

влияние оказывает стиль воспитания родителей. В семьях, обижающих,

унижающих, не хвалящих ребёнка, дети вырастают неуверенными в себе.

Довольно просто проверить самооценку младшего школьника. Нужно

нарисовать на бумаге лестницу с семью ступеньками и попросить

испытуемого расставить на ней одноклассников по принципу:

на ступеньках с первой по третью – хороших ребят;

на 4 ступеньке – ни плохих, ни хороших;

на 5-7 ступеньках – только плохих.

А в конце попросить найти место и для себя в этой иерархии. Ребёнок с

завышенной самооценкой поставит себя на первую ступень, с адекватной –

на 2-3 ступени, с низкой – на 4-6 ступень.

Как повысить самооценку ученика?

Для ребёнка самой важной является поддержка родителей. Улучшению

мнения о себе больше всего способствует мнение взрослых. На этот счёт

есть ряд советов:

Ребёнка нужно хвалить даже за незначительные достижения,

демонстрировать ему гордость за него и свою любовь.

Найти занятие, где бы ребёнок был наиболее успешен: рисование,

вышивание и т. д.

Быть опорой и защитой для ребёнка, стараться всегда принимать его

сторону (если, конечно, он прав). Чувствуя за спиной надёжную опору,

ребёнок будет уверенней себя вести.

Развивать круг общения школьника, пусть он как можно больше

знакомится с другими детьми.

Записать ребёнка в кружок или спортивную секцию, где командный дух,

борьба за первенство, общие интересы помогут ему повысить самооценку.

Научить ребёнка говорить взрослым «нет».

Самим быть лучшим образцом для подражания ребёнка.

Психолого-педагогические условия для формирования адекватной

самооценки у детей младшего школьного возраста заключают в себе:

создание ситуации успеха в процессе организации учебной

деятельности;

культура общения педагога и учеников, учеников друг с другом,

родителей с педагогом;

применение разных форм и методов обучения и воспитания;

- обучение детей младшего школьного возраста приёмам самоконтроля,

самооценки, взаимооценки, методам коррекции результатов деятельности;

- реализация системы работы с родителями по формирования

самооценки ребенка.

Приёмами формирования адекватной самооценки в психолого-

педагогической литературе названы методы беседы, упражнения, тренинги

по актерскому мастерству, упражнения по технике речи, театрализованные

различные воспитывающие ситуации,которые придуманы преподавателем,

а также воплощены в сюжетах художественных произведений, спектаклей,

сценариев

театрализованных

представлений,

детских

праздников,

инсценировках. Эти приёмы способствуют сплочению коллектива и

формированию адекватной самооценки.

Формирование адекватной самооценки школьников в процессе

творческой деятельности во многом зависит от оценки учителя, поэтому

особенно важным в формировании адекватной самооценки являются:

творческое

взаимопонимание

учителя

и

ученика;

целенаправленное

развитие

личностных качеств; систематическое вовлечение школьников в решение

коммуникативных задач, направленных на мобилизацию его творческих

способностей и индивидуальных возможностей.

Какие же существуют формы самооценки?

1. Речевые.

2. Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)

3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и

т.п.)

4.Шкалы.

5.Таблицы.

Картотека приёмов

формирования самооценки

учащихся в начальной школе:

Волшебная

линеечка

На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком

уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель,

если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то

чертит свой крестик ниже или выше.

Проверив работу, учитель может согласиться

или не согласиться с поставленной ребёнком

оценкой.

Лесенка

Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили

материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька -

требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя

ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу

может выполнить самостоятельно.

Цветная оценка

Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети

закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель.

Значение цвета обговариваются заранее. Например, жёлтый - всё

получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный – получилось

плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить.

Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с

оценкой учителя.

Сравнение с эталоном

Учащиеся проверяют свою работу по образцу.

Светофор

Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

красный – я умею сам

жёлтый – я умею, но не

уверен

зеленый – нужна помощь

Смайлики

Дорожка успеха

После выполнения какого-либо вида работы учащимся предлагается

отметить, на каком этапе они находятся, прием способствует

формированию адекватной самооценки.

Весы успеха

На ватмане изображены весы. Учащимся раздаются

жетоны разного цвета. Зелёные жетоны означают - успешно

работал на уроке, жёлтые - работал, но мог бы лучше.

Копилка хороших ответов

На столе у учителя стоит коробка в виде копилки, учащиеся

кидают в нее жетончики, если считают, что дали правильный ответ. В

конце урока жетоны подсчитываются, и учащийся определяет, какую

оценку он бы себе поставил.

Незаконченное предложение

Учащимся необходимо выбрать близкое его состоянию начало и

продолжить высказывание:

– на сегодняшнем уроке я понял / я узнал / я разобрался…

– на этом уроке меня порадовало…

– я похвалил бы себя за…

– особенно мне понравилось…

– после урока мне захотелось…

– сегодня мне удалось…

– я сумел…

– было интересно…

– было трудно…

– я понял, что…

– теперь я могу…

– я почувствовал, что..

5 открытий урока

Учащимся предлагается закончить пять предложений:

– на уроке я открыл для себя…

– сегодня меня удивило…

– возникли неожиданные мысли о…

– сегодня на уроке я узнал… – сегодня я понял, что… пригодится мне в

дальнейшей жизни..

Оценочные суждения

1. Справился отлично, не допустил ни одной ошибки, изложил

логично, полно, привлек дополнительный материал.

2. Справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос,

самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна

заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в

следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения.

3. Выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть,

однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.

4. Выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим….

Вместе посмотрим вот это…

Волшебный мешочек

Применяется с использованием интерактивной доски: при

оценивании выполнения задания учащиеся кладут предложенные предметы

в мешочки «Справился», «Справился с помощью» и «Буду стараться

дальше».

ПОПС-формула

Учащиеся должны оценить, насколько качественно усвоен классом

новый материал, четырьмя предложениями, составляющими ПОПС-

формулу.

П-позиция (Я считаю, что…), О-обоснование (Потому что…), П-

пример (Я могу доказать это на примере..), С-следствие (Исходя из этого, я

делаю вывод, что…).

Оценочный лист

В конце урока ученики заполняют таблицу:

Тетрадь открытий

Одна из форм оценки творчества и инициативы ребенка. В тетради

открытий помещаются творческие работы ученика, интересующие его

вопросы, гипотезы, версии, выводы о чем-либо.

Еще один вариант – тетрадь «Что я знаю и умею».

Цель: видеть свое продвижение, свои успехи и

пробелы в знании.

Стол заданий

Предоставляет ученику свободу выбора уровня трудности учебных

заданий, оценив свои возможности. Задания оформляются на карточках и

располагаются на столе заданий (можно использовать электронный

вариант). К ним подбираются средства решения (это могут быть алгоритмы,

правила, схемы, модели), которые располагаются на столе помощи.

Ладошки

С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку.

Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на

уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони.

Подходит для оценивания устных ответов.

Сосед по парте

1 вариант. Сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу

же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку,

указывает недочёты.

2 вариант. Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен

тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа

обводится таким же цветом.

Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом.

3 вариант. Прежде, чем дети приступят к выполнению какого-либо

задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он

справится с этим заданием, свое предположение зафиксировать на «дорожке

успеха», затем сосед по парте проверяет работу.

Своя валюта

Этот прием используется для оценивания кратких ответов с места,

дополнений, удачных реплик и вопросов. В классе вводится своя денежная

единица: например, звездочка. Чтобы перевести валюту в отметку, нужно

набрать определенное количество звездочек.

Листок достижений

Позволяет отследить динамику продвижений учащихся в

достижении предметных и метапредметных результатов, учитывая

программные требования к минимуму содержания образования;

заполняется после проведения контрольной или самостоятельной работы;

может быть рассчитан на четверть или год.

Индивидуальная самооценка

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою

работу.

Портфолио ученика

Портфолио является одним из средств самооценки самого

учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений,

реализует одно из основных положений Федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования второго поколения –

формирование универсальных учебных действий.

Главные цели ведения портфолио:

• создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение

самооценки и уверенности в собственных возможностях;

• максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого

ребенка;

• развитие познавательных интересов учащихся и формирование

готовности к самостоятельному познанию;

• формирование установки на творческую деятельность и умений

творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего

творческого роста;

• формирование положительных моральных и нравственных

качеств личности;

• приобретение навыков рефлексии, формирование умения

анализировать собственные интересы, склонности, потребности и

соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я

идеальный");

• формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к

самосовершенствованию.

Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение,

самоанализ, самоотчет, сравнение.

Самооценка зависит от развитости у\рефлексии, критичности,

требовательности к себе и окружающим.

В современной методике преподавания выделяют три вида

самооценки:

1. Ретроспективная - самооценка ученика предшествует оценке

учителя;

2. Рефлексивная – основой такой самооценки являются знания о

собственном знании и незнании, о собственных возможностях и

ограничениях;

3. Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции:

«Справлюсь ли я с решением?»

Перечисленные приемы формирования самооценки помогают учащимся

активно включаться в процесс обучения, повышают интерес к получению

новых знаний и существенно влияют на атмосферу урока, ведь как известно,

самый большой страх у учащихся – это страх проверки знаний.

Современная школа и современный урок должны быть направлены на

формирование гармоничной личности, а это значит, что необходимо в

каждом ученике развивать как когнитивную, так и эмоциональную сторону

самооценки.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, я использовала комплекс

последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового,

пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Так в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Во 2 классе ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном;

- перечислять последовательность действий и операций контроля;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем,

алгоритмов к правилам и определениям.

В 3 классе ученики тренируются в:

- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля;

- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

- выполнении действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В 4 классе школьники упражняются в:

- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно

прогнозируемых условий эффективности;

- определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с

анализом субъектных трудностей;

- выполнении действий по общей инструкции;

- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- самостоятельном корректировании плана проверки;

- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под

руководством педагога.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу,

возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном

материале (русский язык, математика, ИЗО, природоведение) способствуют четкой

отработке каждого действия самоконтроля.

Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик,

сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной

информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного

усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно.

Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем

заключаются встреченные им трудности в учебе.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, я использовала комплекс

последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового,

пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Так в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Во 2 классе ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном;

- перечислять последовательность действий и операций контроля;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем,

алгоритмов к правилам и определениям.

В 3 классе ученики тренируются в:

- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля;

- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

- выполнении действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В 4 классе школьники упражняются в:

- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно

прогнозируемых условий эффективности;

- определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с

анализом субъектных трудностей;

- выполнении действий по общей инструкции;

- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- самостоятельном корректировании плана проверки;

- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под

руководством педагога.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу,

возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном

материале (русский язык, математика, ИЗО, природоведение) способствуют четкой

отработке каждого действия самоконтроля.

Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик,

сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной

информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного

усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно.

Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем

заключаются встреченные им трудности в учебе.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, я использовала комплекс

последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового,

пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Так в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Во 2 классе ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном;

- перечислять последовательность действий и операций контроля;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем,

алгоритмов к правилам и определениям.

В 3 классе ученики тренируются в:

- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля;

- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

- выполнении действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В 4 классе школьники упражняются в:

- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно

прогнозируемых условий эффективности;

- определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с

анализом субъектных трудностей;

- выполнении действий по общей инструкции;

- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- самостоятельном корректировании плана проверки;

- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под

руководством педагога.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу,

возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном

материале (русский язык, математика, ИЗО, природоведение) способствуют четкой

отработке каждого действия самоконтроля.

Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик,

сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной

информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного

усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно.

Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем

заключаются встреченные им трудности в учебе.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, я использовала комплекс

последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового,

пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Так в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Во 2 классе ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном;

- перечислять последовательность действий и операций контроля;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем,

алгоритмов к правилам и определениям.

В 3 классе ученики тренируются в:

- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля;

- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

- выполнении действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В 4 классе школьники упражняются в:

- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно

прогнозируемых условий эффективности;

- определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с

анализом субъектных трудностей;

- выполнении действий по общей инструкции;

- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- самостоятельном корректировании плана проверки;

- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под

руководством педагога.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу,

возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном

материале (русский язык, математика, ИЗО, природоведение) способствуют четкой

отработке каждого действия самоконтроля.

Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик,

сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной

информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного

усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно.

Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем

заключаются встреченные им трудности в учебе.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, я использовала

комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий

развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Так в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в

материальной форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных

учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Во 2 классе ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном;

- перечислять последовательность действий и операций контроля;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые

звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению

схем, алгоритмов к правилам и определениям.

В 3 классе ученики тренируются в:

- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему

условий;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля;

- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

- выполнении действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

- составлении модели значимых условий деятельности под руководством

учителя.

В 4 классе школьники упражняются в:

- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно

прогнозируемых условий эффективности;

- определении состава действий и операций и действий предстоящей

деятельности с анализом субъектных трудностей;

- выполнении действий по общей инструкции;

- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- самостоятельном корректировании плана проверки;

- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных

задач под руководством педагога.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу,

возможность многократных упражнений в течение года на разном

предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, природоведение)

способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что

ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью

дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу

работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив

таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае,

если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем

заключаются встреченные им трудности в учебе.

Заключение

Самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной

деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя

качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью

установления их правильности. Чем сильнее оценочный компонент в

учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с

обостренными свойствами сомнения и контроля является динамические во

всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее

будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной

самостоятельности в учении. Оценочный компонент становится внутренним

символом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него

уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным

учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает

поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит

источники стимулирования.



В раздел образования