Автор: Горбунова Татьяна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Советы родителям неговорящих детей"
Раздел: дошкольное образование
Советы родителям неговорящих детей
Уважаемые родители!
Помните, что подражание - одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите
обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка.
«Именная книжка - малышка». Изготовьте совместно с ребенком личную книжку-малышку
ребенка. На первой странице книжки - малышки можно наклеить фотографию ребенка и
подписать, например «Ванюшкина книжка». В эту же книжку наклеить фотографии
ребенка, запечатленного в момент выполнения различных действий: Ваня умывается, Ваня
кушает, Ваня плачет и т.д. Для изготовления фотоальбома: просите ребенка выполнить
какое-то действие (сесть, встать, лечь и т.д.), фотографируйте его в спонтанной
деятельности.
Вместе
просматривайте
фотографии,
сопровождайте
просмотр
эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты стоишь».
Просматривайте вместе с ребенком фотографии из семейного архива и подобным образом
разбирайте действия других лиц на фотографиях.
«Участие в домашних делах, поддержание порядка». Важно не ограничивать ребенка от
домашних дел, считая, что он не говорит и/или не понимает, а следовательно выполнить
ничего не может. Для формирования обобщающей функции мышления, закрепления
обобщающих понятий игрушки ребенка необходимо разложить в красивые цветные коробки:
в отдельную коробку - животных, в отдельную - посуду и т.п. Приучайте ребенка убирать
игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки
сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту -
машинки». Поощряйте ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После
того, как ребенок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для
закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку
- самые высокие бруски; в другую - самые маленькие кубики, в третью - самые толстые
цилиндры и т.д.).
Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе с
взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, и т.д. Все
совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием.
Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину,
сопровождайте свои действия комментарием - пусть малыш подаст вам необходимые вещи;
по возможности старайтесь готовить пищу совместно - позвольте ребенку бросить овощи
в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только
развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон
ребенка прилагательными, наречиями и др.
Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в
том числе с близким значением: жарить-варить-печь; кипятить, чистить, солить и т.д.
Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз
попросите угадать ребенка по запаху, что готовится на кухне.
Безречевые дети часто не могут контролировать, планировать свою деятельность, у них не
развита регулирующая функция речи. Родителям целесообразно на невербальном материале
учить ребенка планированию. Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с
помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь
этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию
социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть
ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки».
Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте
эмоционально: «я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы
ребенок начал повторять за вами эти простые слова.
«Игры-поручения».
Совершенствованию
понимания
речи,
обучению
понимания
многоступенчатых
инструкций
способствуют
игры-поручения.
Поручение
ребенку
выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе,
выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он
может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их
видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно
хорошего в том, что он сделал.
«Как общаться с неговорящим ребенком».
В общении с ребенком целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми
интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют
собеседника
к
активному
действию.
Речевым
комментарием
взрослый
может
сопровождать как собственные действия, за которым наблюдает ребенок, так и действия
ребенка. Речевой комментарий не должен быть избыточным, содержать сложные для
восприятия ребенка слова, фразы.
Недопустима ультимативная форма общения с безречевым ребенком, словесные понукания:
«скажи», «повтори» усиливают речевой негативизм.
Во время совместных поездок на машине, прогулок, походов в поликлинику краткими,
четкими, но подчеркивающими различные интересные детали окружающей обстановки,
предложениями рассказывайте ребенку о том, что вас окружает.
Ребенок постепенно должен вовлечься в диалог, стимулированный взрослым с удлинением
пауз
после
вопросов,
поощрением
любой
речевой
реакции
ребенка.
Целесообразно
использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребенку ответ.
На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка подхватывается, поощряется,
допущенные ошибки не исправляются.
Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления
просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним
звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои
желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.
Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова
интонацией или жестами, например выразительно мотайте головой.
Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в
течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого
ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте
паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако
не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание;
задавайте их «невзначай».
Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз
повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют
усилению речевого негативизма ребенка. Родители не должны на начальных этапах работы
добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое
проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.
Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут
разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать
«игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.
Желательно,
чтобы
родители
организовали
в
детской
комнате
(детском
уголке)
коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого
развития ребенка. В детском уголке (комнате) необходимо создать комфортную для ребенка
обстановку, вызывающую у него положительные эмоционально-двигательные реакции.
Не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на
длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу,
затевая совместную игру.
Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр,
зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки.
Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные
резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему
старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные
предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано
или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту
сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не
потеряет к ней интерес.
Для
речевого
развития
ребенка
родители
могут
использовать
не
только
книги,
предназначенные для детей. Например, для закрепления лексических тем: «овощи»,
«фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно,
иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно
рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных
магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.
Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения
простых повторяющихся элементов: «Бабка за дедку, дедка за репку»; «Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл» и т.д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной
сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с
сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), но с одинаковым речевым
материалом.
Во время чтения различных сказок, просмотра мультфильмов можно использовать
психогимнастические упражнения. «Буратино». «Превратиться» в Буратино: напрячь все
мышцы, улыбнуться. Обратить внимание ребенка, что Буратино сделан из дерева, значит
он деревянный. «Превратиться» в Пьеро: расслабить все мышцы, на лице изобразить грусть.
Обратить внимание ребенка на противоположность: веселый Буратино - грустный Пьеро.
Перед зеркалом несколько раз поменять выражение лица, одновременно сопровождая
действия ребенка экспрессивным проговариванием слов-антонимов. Пьеро - тряпичная кукла,
сделана из тряпок. Если есть возможность, целесообразно продемонстрировать ребенку два
материала: тряпки (мягкие) и дерево (твердое), привлечь внимание ребенка к их свойствам.
Перед зеркалом с ребенком можно изобразить и других героев сказок: хитрую лису Алису
(прищурить глаза, поджать губы), злого Карабаса Барабаса (нахмурить лоб, сжать губы,
кулаки).
Знакомьте ребенка с системой измерения и словесным обозначением, гуляя по парку:
измеряйте количеством шагов расстояние от одного дерева до другого, стимулируйте
произнесение слов: дальше, ближе. Не требуйте на первых этапах четкого произнесения
этих слов. Ваша задача - добиться от ребенка понимания значения этих слов. На прогулке по
осеннему лесу соберите листья от разных деревьев и разных цветов, покажите ребенку
«листопад», изобразите вместе с ребенком «листопад» в танце.
Гуляя с ребенком утром (до полудня) или ближе к закату, обратите его внимание на солнце,
предложите ребенку посмотреть несколько минут на солнце. Такое упражнение позволяет
укрепить зрение ребенка, улучшить его зрительное восприятие, формирует у ребенка
стойкий чувственный образ, необходимый для возникновения слова.
Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не фиксироваться на них:
например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в
ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение.
Обязательно
отмечайте
любой
речевой
успех
ребенка,
появление
нового
слова,
звукоподражания.
Стимулируйте речевую активность ребенка, совершая нелепые действия (например,
пытайтесь надеть брюки на голову ребенка), делайте вид, что забыли, как правильно. Чем
необычнее действия взрослого для ребенка (например, знакомя ребенка с фруктом, можно
попросить ребенка прыгнуть на него, сделать «фруктовый» массаж), тем возможнее его
заинтересовать, вызвать ответную реакцию.
Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: хвалите его, рассказывайте при
ребенке друзьям и родственникам о его достижениях.
Соблюдение режима дня необходимо для всех детей дошкольного возраста, для детей с
нарушениями нервной системы, к которым относятся неговорящие дети, режим дня
является залогом речевого развития.
Начинайте утро ребенка
с ласковых слов, сделайте ребенку легкий активизирующий
массаж: проговаривая ласково названия всех частей тела, сопровождая действия
различными потешками - такое пробуждение ребенка будет способствовать снижению
негативизма и отрицательного фона настроения.
В процессе купания ребенка используйте резиновые игрушки - рассуждайте, кто на самом
деле может плавать: утка, рыбка, кораблик и т.п.; а что (или кто) умеет плавать только,
если он игрушечный (самолет, попугай). Придумывайте разные названия для ванной (бассейн,
море, озеро, река, пруд) и играйте в разные игры: пароход по морю плывет и гудит: «у-у-у»; в
бассейне купаем кукол - «куп-куп» и т.д.
Обращайте внимание на разницу температурных ощущений, включая воду различной
температуры, побуждайте ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай!
Ух! Ох! Ах!».
Совместные прогулки с ребенком - уникальный и в то же время естественный для ребенка
обучающий процесс. Гуляя с ребенком, обращайте внимание на пение птиц, шелест деревьев,
пофантазируйте (не забывайте, что при этом ваши высказывания должны быть простыми,
конкретными, понятными ребенку), о чем думают птицы и деревья, что они говорят друг
другу. Рассматривайте с ребенком облака, снежинки, листья - на что они могут быть
похожи? Старайтесь подбирать для сравнения простые образы, выражаемые простыми
словами, которые бы ребенок мог повторить. Необходимо чередовать специальные занятия
и упражнения со свободной деятельностью, игрой ребенка; интеллектуальные игры с
двигательными.
Все игры и упражнения, проводимые с детьми, должны вызывать их радость, чаще
стимулируйте
детский
смех.
Повышенная
активность
лицевых
мышц
усиливает
кровоснабжение мозга, он получает больше кислорода.
Рекомендации родителям неговорящих детей. Выполняя эти простые рекомендации, Вы
сможете помочь своему ребенку осваивать речь....
Подготовила: Горбунова Т.А.
воспитатель МАДОУ «Умка»