Автор: Олейникова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ "Черская СОШ"
Населённый пункт: п. Черский, Нижнеколымский район
Наименование материала: доклад
Тема: "Декоративно-прикладное творчество – как средство развития личности школьника"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Черская средняя общеобразовательная школа»
МР «Нижнеколымский район»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Декоративно-прикладное творчество – как
средство развития личности школьника»
Олейникова Марина Владимировна
педагог дополнительного образования
МКОУ «ЧСОШ»
2022 г
п. Черский
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В. Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
С незапамятных времен человек окружал себя красивыми вещами, они
сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда,
одежда, оружие, обстановка жилища и утварь - все служило объектом
творчества. Любая вещь могла стать художественным произведением.
Творчество - это форма самореализации личности, это возможность
выразить своё особое, неповторимое отношение к миру, заявить о своем Я.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он
становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку
зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая
работоспособность. Занятия декоративно-прикладным искусством, то есть
занятия творчеством, у детей развивают индивидуальность, самобытное
видение мира, формируют творческие задатки и способности.
Творческие объединения дополнительного образования предоставляет
условия для организации детского творчества и, следовательно, для развития
творческого потенциала детей. Здесь каждый ребенок может найти дело по
душе, по интересу. Какой бы направленности не были кружки, работа их
отталкивается от интереса к делу, развивает трудолюбие, без которого
невозможно достичь результата,
вместе с тем раскрывает творческий
потенциал ребенка. Одним из самых массовых и популярных среди детей и
родителей
является
художественно-эстетическое направление.
Увлечение
ребят поначалу изготовлением простых изделий декоративно-прикладного
творчества, под руководством педагога перерастает в умение самостоятельно
творить произведения искусства.
Педагоги дополнительного образования должны помочь ребенку
«раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать
потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности
ребенка считается актуальной в наше время прогресса науки и техники. Но
самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его
чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А
думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее
удовлетворение дает им интенсивное ощущение радости жизни.
Наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве,
люди, достигшие хороших результатов в творчестве, намного быстрее
адаптируются
в
науке, на
производстве, лучше осваивают
свою
работу,
приносят больше пользы. Данная тема интересна и актуальна в настоящее
время. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя
духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Актуальность проблемы творческого развития личности ребенка
определяется современными требованиями воспитания, дети должны не только
получить ЗУН, но и приобрести опыт эмоционально-ценностного отношения к
процессу познания, опыт самостоятельной творческой деятельности. У
учащихся необходимо воспитать способность к творческому поиску,
определению новых подходов к решению и исследованию творческих проблем.
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие
творческой личности школьника» в творческом объединении «Город
Мастеров». За 10 лет интенсивной работы убедилась, что педагог
дополнительного образования может способствовать формированию у
учащихся желание трудиться с интересом, может пробудить у детей желание
«Я хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести ребенка к следующему
этапу «Я хочу это сделать», вселить в него уверенность «Я смогу это сделать»
и помочь довести работу до конца. А успех окрыляет ребят, пробуждает
желание узнавать новое, выполнить более сложную работу.
Работа с учащимися в творческом объединении «Город Мастеров»
осуществляется по следующим направлениям:
1. Работа с природным материалом.
2. Работа с бросовым материалом.
3. Тестопластика.
4. Бумагопластика.
5. Вышивка ковровая и лентами.
6. Мягкая игрушка.
7. Бисероплетение.
Такое разнообразие позволяет сделать процесс обучения интересным и
динамичным. Главное – желание, терпение, трудолюбие и уверенность в своих
силах. После освоения предложенных техник ДПИ на этапе усложнения ввожу
совмещение некоторых из них. Это помогает закрепить изученный материал,
сделать работу в более сложном, интересном варианте, где предоставляются
большие просторы для фантазии, творческого мышления. Дети с интересом
занимаются изготовлением изделий с применением совмещения техник.
Творчество имеет большое значение для личностного развития ребенка и
является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому
необходимо создание оптимальных условий для организации детского
творчества. Я в своей работе стремлюсь к созданию благоприятных условий
для развития творческих способностей учащихся, без которых невозможно
сформировать духовно-ценностные качества личности.
Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать
занятия. Нельзя ребенку отказывать, если он хочет чему-либо обучиться.
Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети
психологически разные, неповторимые, но их объединяет одно – все дети
любознательны. Только индивидуальный подход может способствовать
развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов
и как следствие его личностного роста.
Сложность работы педагога дополнительного образования состоит в том,
что ему часто приходится принимать комплексные решения учебного и
воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни
инструкцией, ни учебниками по педагогики и психологии. Здесь педагог
решает вопросы сам, полагаясь на свое пед. мастерство, интуицию, знания.
Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит
само собой, оно формируется в процессе активного творческого
педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области
профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения.
Это позволило поставить задачу мне как педагогу не только выявить
творческие способности учащихся и развить их, но и подобрать
индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является
одним из важнейших условий развития личности ребенка. Через него есть
возможность поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей
отстающих.
В своей работе также применяю индивидуальные занятия, которые имеют
некоторое преимущество: отдельно занимаясь, я больше узнаю о ребенке, с
пользой для дела используя его качества, особенно креативные способности.
Опыт работы показал, что на индивидуальных занятиях можно ставить более
трудные, интересные задачи, заниматься исследовательской деятельностью.
Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер
ребенка, его отношение к миру, но для стимулирования творческой
деятельности ребенка очень важно выставлять его работы напоказ. Это
заинтересовывает его в своей работе, появляется гордость за нее и уверенность
в своих силах.
В совокупности умение, успешность самого педагога, увлеченность его и
умение увлечь и научить детей приводит к прекрасным творческим
достижением. Это мы демонстрируем каждый год на районных выставках
(уровень и самобытность творческих работ детей ТО «Город Мастеров»
восхищает гостей, родителей и общественность района), конкурсах
Республиканского и Всероссийского уровня. За три года учащиеся ТО стали
призерами Республиканских и Всероссийских конкурсов, районных выставок-
конкурсов. Ежегодно мои учащиеся, участвуя в районной НПК становятся
победителями. Но не это я считаю главным. Более ценно то, что мои ученики
социализированы, даже самые закрытые, с адиктивным поведением
Педагог сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки,
уметь работать с различными материалами и инструментами; апробировать
инновационные технологии и методики в своей работе, использовать
технологии развивающего обучения учащихся.
Я считаю себя творческой личностью, так как я владею многими видами
декоративно-прикладного творчества:
1.
вышиваю крестиком, гладью, бисером, лентами, ковровой иглой;
2.
вяжу крючком и спицами;
3.
занимаюсь тестопластикой;
4.
декорирую различные предметы техникой декупаж, витражной и
контурной росписью;
5.
увлечена изготовлением авторских интерьерных кукол.
ВЫВОДЫ
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее
удовлетворение дает им интенсивное ощущение радости жизни. Декоративно-
прикладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
Дополнительное образование в настоящее время - необходимое звено
воспитания и образования многогранной личности. Ученые признают, что
одним из эффективных способов воспитания нравственных ценностей является
общение педагога и ребенка, которое опирается на высокие моральные и
нравственные устои и протекает в условиях культурной творческой среды. Она
воспитывает человека незаметно для него самого.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов
гармоничного развития личности. Искусство помогает раскрыть детям мир
прекрасного, развивать у них художественный вкус. Познавая красоту
народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе
которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга,
появляется стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те
предметы декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь помогает
развитию личности ребенка.
Правы те, кто говорит: «Счастливого человека может воспитать только
счастливый человек». А с педагогической точки зрения можно сказать так:
«Успех ученику создает педагог, который сам переживает радость успеха».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З.В.Артёменко,
Ж.Е.Завадская- Минск: Новое знание,2001.-315с.
2.
Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития. - М.: Просвещение. - 1998.
3.
Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии
творческих способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики:
материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита:
Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL
4.
Левин В.А. Воспитание творчества
. – Спб.: Пеленг, 1998. 56 стр.
5.
Сущенко Т.И Внешкольный педагогический процесс как феномен
воспитания творческой личности// Праблемы выхавання.-1996.-Вып.3.-
С.14-24