Автор: Пахомова Мария Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Десткий сад № 2 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и проведение контроля в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Организация и проведение контроля в ДОУ
Тема статьи: Организация и проведение контроля в ДОУ;
Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 2 общеразвивающего вида г.
Владивостока»;
Автор: Пахомова Мария Владимировна (старший воспитатель).
Организация и проведение контроля - важнейшая функция методической
службы ДОУ. Контроль позволяет собрать данные о результатах педагогического
процесса, скорректировать отклонения в реализации поставленных перед ДОУ
задач, выявить и систематизировать передовой педагогический опыт,
способствует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого
педагога.
Направление деятельности старшего воспитателя при осуществлении
контроля:
1. Наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за
деятельностью и взаимоотношениями детей;
2. Фиксировать результаты наблюдений;
анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского
творчества, планы и документацию педагогов;
3. Делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной
работы с детьми;
4. Осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов,
развития детей ;
5.Разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в
работе педагогов;
6. Обсуждать результаты контроля с педагогами, использовать эти
результаты при подготовке решений педсоветов, планировании работы
коллектива .
В нашем ДОУ мы создали единую систему контроля, цели и задачи которого
вытекают из целей и задач воспитательно-образовательного процесса ДОУ,
следовательно, он планируется в годовом плане (в разделе Контроль и
руководство).
Контроль будет эффективен в том случае, если он осуществляется
своевременно и мероприятия, намеченные в результате его проведения,
выполняются. В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление
причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению.
Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.
Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим,
действенным и гласным .
Существуют четыре вида контроля: оперативный, тематический,
фронтальный и итоговый.
При проведении любого вида контроля необходимо соблюдать
определенную последовательность, или алгоритм контроля:
1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка плана контроля.
3. Сбор информации.
4. Анализ собранного материала.
Все виды контроля отражены в годовом плане. Форма представления может
быть разной.
Рассмотрим каждый вид контроля.
Оперативный контроль – это текущий, ежедневный контроль. Его
особенность заключается в том, что он помогает выявить и устранить
незначительные сбои в деятельности педагогов и коллектива в целом. Если не
замечать мелких отклонений в работе, то они могут привести к большим
трудностям, преодолеть которые впоследствии будет нелегко.
Вопросы оперативного контроля условно делятся на несколько категорий.
Требующие постоянного контроля: выполнение инструкций по охране жизни и
здоровья детей; соблюдение режима дня; соблюдение правил внутреннего
распорядка; выполнение трудовой дисциплины, учебно-воспитательный процесс,
сформированность культурно-гигиенических навыков и т. п. Следующая
категория – это вопросы, требующие контроля реже, ежеквартально, такие как:
планирование воспитательно-образовательной работы; организация работы с
родителями; организация прогулок, экскурсий; деятельность детей во второй
половине дня; организация работы по изучению дошкольниками ПДД;
использование здоровьесберегающих технологий; создание условий для
самостоятельной детской деятельности и т. п.
В среднем ежемесячно планируются до 5 вопросов к оперативному контролю
и знакомят с ними коллектив.
По формам организации оперативный контроль может быть
предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, старшему
воспитателю важно сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей,
работающих в одной группе, и подсказать им наиболее результативные, чтобы
помочь выработать единые требования к детям. Предупредительный контроль
предупреждает ошибки, недостатки. Например, группа собирается идти на
экскурсию. В этом случае необходимо заранее узнать у воспитателя, куда они
пойдут, по какому маршруту. И сразу же обговорить, какой маршрут лучше
выбрать, как в целях безопасности, так и для того, чтобы увидеть много
интересного. Главным содержанием предупредительного контроля следует
считать готовность воспитателя к проведению занятий, прогулки и т. п.
По истечении каждого месяца по итогам оперативного контроля пишется
справка. Не все вопросы оперативного контроля требуют анализа, т. к. некоторые
проблемы решаются оперативно, даются рекомендации по их устранению. Такие
вопросы не вносятся в справку. Архив справок оперативного контроля хранится 1
год.
Тематический контроль. Содержанием тематического контроля является
изучение состояния педагогического процесса по разделам программы,
реализуемой в ДОУ, а цель контроля зависит от целей и задач годового плана
ДОУ. Продолжительность тематического контроля в образовательном
учреждении может быть до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких
группах: параллельных и разного возраста. Такой тематический контроль носит
характер сравнительного, т. е. сравниваются работа разных педагогов с детьми
одного дошкольного возраста по конкретному вопросу, ЗУН воспитанников
разных групп по одной и той же теме, анализируются система работы над какой-
либо одной проблемой в разных возрастных группах.
Тематический контроль - один из видов контроля, планируемых на год.
Проводится перед педсоветом и соответствует его теме.
Проведение тематического контроля предусматривает наличие у старшего
воспитателя следующего пакета документов :
1. Приказ, который издается за 2 недели в нем отражается: название, цель,
сроки проведения, ответственный за его проведение, члены комиссии.
Проводится старшим воспитателем, кроме этого к контролю привлекаются
опытные педагоги ДОУ, специалисты.
2. План тематического контроля.
В форму плана тематического контроля, целесообразно предусмотреть 5
блоков:
1.Обследование уровня развития детей;
2.Оценка профессиональных умений воспитателя;
3.Оценка предметно-развивающей среды, условий;
4. Оценка планирования работы;
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
3. Рабочие материалы тематического контроля.
Весь контроль должны быть подтверждены рабочими материалами.
- Если запланирован анализ диагностики детей по определенному разделу
программы, должны присутствовать диагностические карты в материалах
контроля.
- Если старший воспитатель проводит собеседование с педагогами ДОУ, то
перечень вопросов также должен быть в наличии. Все рабочие материалы
оформляются в произвольной форме. Это могут быть записи старшего
воспитателя в тетради, протоколы наблюдений за детьми, карты анализа занятий,
режимных моментов и т. п. Члены комиссии инструктируются старшим
воспитателем, между ними распределяются вопросы контроля, выдаются рабочие
материалы.
4. Аналитический блок. Получение результатов контроля не является
самоцелью, это лишь этап работы. Результаты необходимо проанализировать с
тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать
рекомендации по устранению недостатков и распространению опыта. По итогам
тематического контроля в течение 3-х -5-и дней пишется аналитическая справка.
В конце справки указывается должность, Ф. И.О. составившего справку,
дата. Аналитическая справка по результатам контроля зачитывается на педсовете,
рекомендации по коррекции воспитательно-образовательного процесса выносятся
в проект решения совета педагогов.
Материалы тематического контроля хранятся с материалами педсоветов 5
лет.
Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней
проверки объекта в целом. Таким объектом выступает отдельно взятая группа. В
год фронтально проверяется не более 2-3 групп. Продолжительность
фронтального контроля от трёх до пяти дней.
В процессе фронтального контроля изучаются:
санитарно-гигиеническое состояние группы; оснащение педагогического
процесса; предметно-развивающая среда группы; воспитательно-образовательная
работа с детьми, документация педагогов, работа с родителями.
Алгоритм фронтального контроля:
1. Определить объект контроля.
2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
3. Определить приказом
ответственного и группу проверяющих.
4. Составить план контроля и ознакомить с ней проверяемых.
5. Проконтролировать проверяемых.
6. Зарегистрировать все результаты контроля.
7. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения
педагогических работников.
По итогам фронтальной проверки составляется аналитическая справка. Итоги
фронтальной проверки обсуждаются на малом педсовете с участием всех
педагогов и специалистов, работающих на группе. В решение педсовета
выносятся рекомендации по улучшению каких-либо направлений работы группы
со сроками исполнения, либо по обобщению педагогического опыта и др.
Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода
(полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы
педагогического коллектива по выполнению программ годового плана. Итоговый
контроль включает:
сроки проведения;
· график;
· материалы итогового контроля (диагностические карты, схемы, таблицы,
вопросники, оценочные листы, анкеты для родителей;
· аналитическую справку.
Другие виды контроля: срезовый, самоконтроль, взаимоконтроль.
Права проверяемых и проверяющих.
Подводя итоги выступления, хочется отметить важность функции контроля
в единой системе образовательно-воспитательной работы. И помнить, что
контроль позволяет установить, все ли в ДОУ выполняется в соответствии с
нормативными документами, решениями педагогического совета. Помогает
выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения
недостатков. Устраняясь от контроля и осуществляя его не систематически,
руководитель теряет возможность оперативно вмешаться в ход воспитательного
процесса, управляя им. Кроме этого, контроль является важнейшим
фактором воспитания молодых кадров, усиления личной
ответственности молодого специалиста за исполнением своих обязанностей.