Автор: Бышук Вера Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Рыбачьевская школа" города Алушта
Населённый пункт: с. Рыбачье, г. Алушта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии в начальной школе
Раздел: начальное образование
Современные образовательные технологии в начальной школе
В настоящее время в сфере российского образования происходят
кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на
формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть
обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при
использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает
освоение и внедрение последних особенно актуальными.
Что же такое технология?
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и
последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов,
позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система
способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает
решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама
деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий;
разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде
системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном
процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность
повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и
снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени,
отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные
технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность
образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от
возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных
педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология; которой отводится большое
значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из
нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И
сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть
единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик
знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль
проводника в мире информации.
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Традиционные технологии (классно-урочная система)
1). Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие
с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени
обучения, как правило, выступают следующие:
формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и
сортировки, упорядочивания и хранения;
освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных
инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими
инструментами(прежде всего, с текстовым редактором и редактором
презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками;
некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ
перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более
интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более
эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд
педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке
освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее
заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого
можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные
технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть
невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с
помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные
ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных
информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации
изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
2). Технология развития критического мышления.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип
мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не
принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям,
методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества
прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким
образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления
Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы
с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы
учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к
самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и
индивидуальную работу на уроке.
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать,
определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о
том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла
(осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний,
возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию,
устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой
стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового
содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане
прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да - нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
3). Проектная технология.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он
возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и
связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании,
разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его
учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную
заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в
жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая
для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые
знания, которые еще предстоит приобрести.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,
предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность,
предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные
знания.
В современной российской школе проектная система обучения начала
возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного
образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском
активных форм познавательной деятельности школьников.
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и
направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение
следующих этапов деятельности:
1.
Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-
либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
2.
Формулирование цели и задач деятельности.
3.
Составление плана и программы.
4.
Выполнение плана.
5.
Презентация готового продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –
Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный
продукт!
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение
выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований,
предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не
полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные
творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и
социальному самоопределению.
4). Технология развивающего обучения.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это
понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить
учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает.
Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится
в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего
развития.
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В.
Занкова и Д.Б. Эльконина.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий,
которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и
активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством
учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных
проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки,
развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция,
творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда
предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным
возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации,
снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы,
практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную
ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно
может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же
проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде
технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема
и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и
способы ее решения, т. е.
строят гипотезу,
намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют
их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение
осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой
деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая
познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении :
сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему,
учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления,
заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы
соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в
основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов,
побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на
отдельные части проблемы.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные
и отрицательные стороны.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только
приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и
достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них
способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой
деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты
обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных
результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
5). Здоровьесберегающие технологии.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения
в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетомосновных
требований к уроку с
комплексом здоровьесберегающих технологий:
· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный
тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную
работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися
(аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
· место и длительность применения ТСО;
· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих
самопознанию, самооценке учащихся;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные
разрядки;
· профилактика стрессов:
работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более
"слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к
использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и
получить неправильный ответ;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение
психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по
укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение
показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока
распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с
физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время
на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает
положительные результаты в обучении.
6). Игровые технологии.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется
тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и
индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение
школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных
вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его
собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности,
своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.
Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается
целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в
лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего
познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные
мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для
современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым
технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном
процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой
«Профилактика школьных трудностей у детей».
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися
в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не
использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается
занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для
школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение
знаний становится более качественным и прочным.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей
педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания
элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и
классификации педагогических игр.
В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось
объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень
важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда
ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность
восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность,
особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают
игры с предметами и появляются неимитационные игры.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического
их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с
обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию
обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого
учителя начальной школы.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Классификация педагогических игр
1. По области применения:
—физические
—интеллектуальные
—трудовые
—социальные
—психологические
2. По (характеристике) характеру педагогического процесса:
—обучающие
—тренинговые
—контролирующие
—обобщающие
—познавательные
—творческие
—развивающие
3. По игровой технологии:
—предметные
—сюжетные
—ролевые
—деловые
—имитационные
—драматизация
4. По предметной области:
—математические, химические, биологические, физические, экологические
—музыкальные
—трудовые
—спортивные
—экономически
5. По игровой среде:
—без предметов
—с предметами
—настольные
—комнатные
—уличные
—компьютерные
—телевизионные
—циклические, со средствами передвижения
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль
знаний.
—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и
дифференцированным.
Обучение в
игре
позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать,
применять
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие
цели:
§ стимулируется познавательная деятельность
§ активизируется мыслительная деятельность
§ самопроизвольно запоминаются сведения
§ формируется ассоциативное запоминание
§ усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая
является профессиональной деятельностью, имеющей
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно
решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире,
способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей
ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования:
учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.
3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда
соблюдены 3 условия:
мне интересно то, чему меня учат;
• мне интересен тот, кто меня учит;
• мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью
учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем
внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными
педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы
организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и,
наконец, их мышление и уровень развития.