Напоминание

Современные образовательные технологии в начальной школе


Автор: Бышук Вера Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Рыбачьевская школа" города Алушта
Населённый пункт: с. Рыбачье, г. Алушта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Современные образовательные технологии в начальной школе

В настоящее время в сфере российского образования происходят

кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на

формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть

обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при

использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает

освоение и внедрение последних особенно актуальными.

Что же такое технология?

Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и

последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов,

позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система

способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает

решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама

деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий;

разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде

системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном

процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность

повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и

снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени,

отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные

технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность

образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от

возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных

педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными

становятся технологии:

Информационно – коммуникационная технология; которой отводится большое

значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из

нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И

сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть

единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик

знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль

проводника в мире информации.

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

Игровые технологии

Модульная технология

Технология мастерских

Кейс – технология

Технология интегрированного обучения

Педагогика сотрудничества.

Технологии уровневой дифференциации

Групповые технологии.

Традиционные технологии (классно-урочная система)

1). Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие

с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,

инструменты «взрослой» информационной деятельности,

среда информационной поддержки учебного процесса,

гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени

обучения, как правило, выступают следующие:

формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и

сортировки, упорядочивания и хранения;

освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных

инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими

инструментами(прежде всего, с текстовым редактором и редактором

презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками;

некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ

перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более

интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более

эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд

педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке

освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее

заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого

можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные

технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть

невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с

помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные

ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных

информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации

изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для

индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет

разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

2). Технология развития критического мышления.

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип

мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не

принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям,

методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества

прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким

образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы

с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы

учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к

самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и

индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать,

определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о

том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла

(осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний,

возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию,

устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой

стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового

содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане

прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да - нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём « Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём « Перекрёстная дискуссия»

3). Проектная технология.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он

возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и

связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании,

разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его

учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную

заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в

жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая

для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые

знания, которые еще предстоит приобрести.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,

предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность,

предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные

знания.

В современной российской школе проектная система обучения начала

возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного

образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском

активных форм познавательной деятельности школьников.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и

направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение

следующих этапов деятельности:

1.

Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-

либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

2.

Формулирование цели и задач деятельности.

3.

Составление плана и программы.

4.

Выполнение плана.

5.

Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –

Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие

материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный

продукт!

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение

выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований,

предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не

полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные

творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и

социальному самоопределению.

4). Технология развивающего обучения.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это

понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить

учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает.

Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится

в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего

развития.

Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В.

Занкова и Д.Б. Эльконина.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий,

которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и

активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и

происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и

развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством

учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных

проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки,

развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция,

творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда

предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным

возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации,

снять возникшее противоречие.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы,

практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную

ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно

может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же

проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде

технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема

и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и

способы ее решения, т. е.

строят гипотезу,

намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют

их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение

осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой

деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая

познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении :

сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему,

учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления,

заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы

соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в

основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов,

побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на

отдельные части проблемы.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные

и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только

приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и

достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них

способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой

деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты

обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных

результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

5). Здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения

в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому

образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетомосновных

требований к уроку с

комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный

тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную

работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися

(аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих

самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные

разрядки;

· профилактика стрессов:

работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более

"слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к

использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и

получить неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление

здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение

психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по

укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение

показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока

распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с

физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время

на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает

положительные результаты в обучении.

6). Игровые технологии.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется

тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и

индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение

школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных

вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его

собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности,

своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается

целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в

лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего

познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные

мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для

современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым

технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном

процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой

«Профилактика школьных трудностей у детей».

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися

в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не

использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается

занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для

школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение

знаний становится более качественным и прочным.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей

педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и

характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания

элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и

классификации педагогических игр.

В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось

объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень

важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда

ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность

восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность,

особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают

игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического

их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с

обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее

определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,

персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию

обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого

учителя начальной школы.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных

на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1. По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2. По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3. По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4. По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5. По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль

знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и

дифференцированным.

Обучение в

игре

позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать,

применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие

цели:

§ стимулируется познавательная деятельность

§ активизируется мыслительная деятельность

§ самопроизвольно запоминаются сведения

§ формируется ассоциативное запоминание

§ усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая

является профессиональной деятельностью, имеющей

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно

решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире,

способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей

ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования:

учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда

соблюдены 3 условия:

мне интересно то, чему меня учат;

• мне интересен тот, кто меня учит;

• мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью

учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем

внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными

педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы

организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и,

наконец, их мышление и уровень развития.



В раздел образования