Напоминание

"Почему нужно учить детей играть в шашки?"


Автор: Киселева Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад "Бабочка" ГБОУ ООШ № 6
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Почему нужно учить детей играть в шашки?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Киселева Ольга Николаевна

педагог-психолог СП «Детский сад «Бабочка»

ГБОУ ООШ № 6 г. Новокуйбышевск, Самарская область

Почему нужно учить детей в шашки.

Игра в шашки – это в одно время и спорт, и досуг, и творчество. Она

воспитывает в детях немаловажные для будущей жизни качества, позволяя

существенно развивать способности мозга мыслить и быстро принимать решения.

Не зря эта древняя и мудрая игра получила широкое распространение на всех

континентах.

Детей очень полезно учить играть в шашки в силу многих причин, в

результате которых у них отлично развивается:

объемное мышление;

логический анализ;

внимание и память;

способность быстро концентрироваться;

самодисциплина;

абстрактное мышление;

сообразительность;

настойчивость и решительность.

Дети, обучающиеся шашкам, демонстрируют отлично развитое творческое

воображение, поскольку в игре нужно уметь предвидеть дальнейшие ходы

противника, моделировать ситуации, разрабатывать подходящие стратегии.

Ребенок обучается думать образами и запоминать эти воображаемые

картины,

предвидя разные варианты выбора.

Кроме

того,

эта

игра

способствует развитию самокритичности, ведь, проигрывая партию в шашки,

ребята учатся адекватно реагировать на поражение.

Существуют программы, направленные на обучение игре в шашки с 3-4 лет.

Именно в этот период малыш уже способен ориентироваться на плоскости,

умеет отличить горизонтальную плоскость от вертикальной, знает, что такое

шашки, и может заучивать большие стихи, а также лепить фигуры из

пластилина. Все это строго индивидуально и зависит, в первую очередь, от

способностей и желаний самого ребенка. Но в большинстве случаев есть

смысл обучать игре в шашки при достижении детей 7-8 лет. Для того, чтобы

был максимально положительный эффект, следует тренироваться хотя бы

два раза в неделю и стараться каждый месяц участвовать в каких-либо

соревнованиях. Года через три можно нацелиться на новые высоты и

приступить к изучению международных шашек.

Чтобы ребенок смог действительно хорошо играть в шашки, главной целью

взрослых на начальном этапе является искренняя заинтересованность

будущего шашиста. При этом нужно помнить, что учебный процесс

проходит не взрослый человек, ребенок. Иными словами, вы будете общаться

с еще недостаточно сформированной личностью, и поэтому у юного

спортсмена обязательно должен быть определенный интерес к игре. Если

ребенок не будет получать удовольствие от игры, то ничего хорошего из

этого не выйдет. Не нужно давить на ребенка из-за того, что не все

получается, а в процессе игры сами действуйте не в полную силу. Малышу

непременно нужно понять, что он может, и что у него получается хорошо. И

только выиграв несколько партий у взрослого, и ощутив вкус победы, он

захочет продолжать учиться дальше.

Второй, не менее важный аспект – процесс обучения детей нужно проводить

в интересном и ненавязчивом формате. Например, посвящать в основные

правила игры в шашки допустимо в виде сказки либо в стихотворном

варианте. Очень пригодится в таком случае книжка «Зайкины шашки» Е. М.

Юровского, Л. П. Кондратьевой. Заучивая легкие стишки, ребята очень

быстро начинают ориентироваться в правилах, и перестают путаться в

настольных баталиях.

Правила игры в шашки.

Среди большого разнообразия вариаций игры можно научить ребенка играть

в шашки с нуля в классическом варианте:

поле игры поделено на 64 клеточки, выкрашенные попеременно в

черный и белый цвет;

партия начинается с расстановки фигурок на темные клетки в три

линии;

все ходы проводятся только на черных полях;

право первого хода при первой игре принадлежит исключительно

белым фигурам;

шашка ходит всегда вперед, по диагонали, на черный сегмент, не

занятый другой фигуркой;

если игрок дотронулся до шашки, то он обязательно должен сделать

ею ход;

соперники ходят по очереди;

если на пути находится фигурка другого игрока, а далее за ней место

свободно, то ее можно убрать, проводя ходы в переднем и в заднем

направлении;

при подходящем положении шашек оппонента за время одного хода

допуск4ается уничтожение одновременно нескольких фигурок;

шашка, дошедшая до противолежащего поля доски, становится дамкой;

дамке дается право ходить по диагонали в любом направлении, в том

числе, и в заднем;

при подходящей расстановке на поле дамку имеет право убрать любая

шашка;

игра заканчивается после того, как один из противников уничтожил все

фигурки своего оппонента на поле.

На первом уровне нужно предложить ребенку самостоятельно расставить

шашки на доске. При этом он должен запомнить, что они располагаются по краю

поля, а его середина остается свободной для ведения «боя». Начальные

тренировки желательно проводить с небольшим количеством фигур – можно

взять всего лишь 8 штук. Это позволит ребенку быстрее ознакомиться с

правилами игры и принять участие в большем количестве упражнений. В

процессе игры не допускайте переутомление малыша, постоянно хвалите его, но

при этом не старайтесь все время поддаваться ему. Конечно, проигрыши его

сильно расстраивают, но, с другой стороны, позволят закалить характер и научат

правильно реагировать на собственное поражение. Чтобы правильно научить

играть в шашки детей, следует учесть прохождение нескольких этапов:

начальный период – усвоение азов комплекса элементарных понятий;

комбинационная

техника

в

этом

периоде

следует

создавать

своеобразную

«картотеку»

комбинаций,

с

помощью

которых

маленький игрок сможет прорабатывать разные моменты сражения с

противником;

позиционная игра – детям дается начальное представление о связках и

о прочей манере ведения партий;

дебют

объясняется

значение

дебюта

и

изучаются

методы

форсирования и другие варианты развития игры и защиты;

эндшпиль – усвоение элементарных принципов и примеров эндшпиля,

имеющее огромное значение для воспитания шашечной культуры.

Все эти методы становятся актуальными после полного усвоения начального

уровня, и при большом желании ребенка продолжать дальше обучающий процесс.

Благодаря этому, ребята будут расти более успешными, умеющими преодолевать

трудности и достигать поставленной цели.



В раздел образования