Напоминание

"Глобальные проблемы человечества""


Автор: Шабазова Малика Султановна
Должность: преподаватель правовых и гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Серноводский государственный колледж"
Населённый пункт: Серноводский район, с. Серноводское
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по дисцплине "Экологические основы природопользования" на тему
Тема: "Глобальные проблемы человечества""
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОВЕРЕНО

зам.директора по МР

__________З.А.Дадаева

14.10.2021г

План учебного занятия

Специальность: 38.02.07 Банковское дело

Наименование дисциплины: ЕН.02 Экологические основы природопользования

Группа: БД - 201

Дата: 14.10.2021г

Преподаватель: Шабазова М.С.

Тема учебного занятия: Глобальные экологические проблемы

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной

информации средствами технологии критического мышления

Задачи урока:

Обучающая: знать сущность глобальных проблем, причины возникновения и пути

решения каждой из них.

Развивающая: развивать у студентов учебно-интеллектуальные умения: выделять

главное, обобщать, объяснять, самостоятельно получать информацию из

различных источников информации, применять полученные знания в конкретной

ситуации.

Воспитательная: воспитывать мыслительную активность и самостоятельность,

культуру умственного труда;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природной среде.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: лекция с элементами беседы

Межпредметная связь: биология, география

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор,

- рабочие листы;

- презентация Power Point «Глобальные экологические проблемы»;

- видеофильм

Ход урока

Эпиграф: «Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить?»

Генри Давид Таро

1. Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности группы к занятию

Отметка отсутствующих

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся, формулировка целей урока

Дорогие дети Земли!

Знаете, кто я? Я – планета Земля. Но я не просто планета. Я – ваш дом. И как вы единственны

и неповторимы, так же единственна и неповторима я. Так же, как и вы, я нуждаюсь в любви,

заботе и внимании.

Скажите мне, что вы видите, глядя в зеркало? Конечно себя. Вы улыбаетесь и радуетесь себе.

Хотите знать, что вижу я, когда смотрю в зеркало? Я вижу всех вас!

Потому что все вы - тоже мои дети.

И многое из того, что я вижу, доставляют мне боль и страдания.

А это - вымирающие растения и животных, моря и реки, в которых не может жить рыба,

сгоревшие леса, засоленные почвы.

Я вижу всё больше пожилых людей и всё меньше молодых. Я плачу от жалости и бессилия,

видя нищих и голодных. С содроганием смотрю я, как вы забираете из моих недр всё, что я

копила для вас миллионы лет. Когда я представляю себе такую картину, мне становится грустно

и одиноко. Помните, что я у вас одна, а вас - миллиарды.

Дети мои, мне нужна ваша помощь, ваша любовь. Помогите мне, а значит и себе. Подумайте,

что вы можете сделать для меня сейчас, что в ваших силах, что самое важное?

- Какие проблемы прозвучали в этом письме?

- Как вы думаете, в каких странах возникли, или возникают эти проблемы?

- Как называются такие проблемы?

- Сформулируйте тему нашего занятия.

Итак, тема нашего урока: «Глобальные проблемы человечества» (слайд)

Цель нашего урока: узнать сущность глобальных проблем, причины возникновения и пути

решения каждой из них. И сегодня мы должны решить эти вопросы.

3. Актуализация знаний

- Для начала давайте вспомним, почему эти проблемы называются глобальными? (Они

глобальны потому, что охватывают все среды жизни всего человечества, всю биосферу и

околоземное космическое пространство)

- По своему характеру глобальные проблемы различны. Какие проблемы относятся к

глобальным? (кластер)

демографическая

продовольственная мирное освоение космоса

ГПЧ экологическая

энергетическая и сырьевая проблема мира и разоружения

проблемы Мирового океана

4. Изучение нового материала

1) Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его

настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий, совместных действий

всех государств, образуя треугольник: население – социальное и экономическое развитие –

окружающая среда (слайды презентации)

Много новой информации мы получим, если просмотрим небольшой видеоролик о глобальных

экологических проблемах. (видеоролик)

Задание: используя информацию из учебников, презентации и видеоролика, заполните в рабочем

листе таблицу по плану:

1.Название проблемы

2. Причины возникновения

3. Пути решения.

Название

проблемы

Причины

возникновения

проблемы

Пути

решения

Экологическая

Деградация

глобальной

экологической

системы, в результате

нерационального

природопользования и

загрязнение её

отходами

человеческой

деятельности

Оптимизация использования природных

ресурсов в процессе общественного

производства;

Охрана природы от негативных последствий

человеческой деятельности;

Экологическая безопасность населения;

Создание особо охраняемых территорий.

Энергетическая и

сырьевая

Быстрый рост

потребления

природных

минеральных ресурсов

Всё более широкое применение

нетрадиционных источников энергии и тепла

(солнечной, ветровой, приливной и т. д.).

Развитие атомной энергетики

Продовольственная

Слабое развитие

отстающих стран и как

следствие малое

производство

продуктов питания

Расширение пахотных земель, пастбищных и

рыбопромысловых угодий, увеличение

механизации, химизации, автоматизации

производства.

Мирное освоение

космоса

Космос — глобальная

среда, общее

достояние

человечества.

Испытание разного

рода оружия может

угрожать всей планете

сразу.

«Замусоривание» и

«засорение»

космического

пространства.

«Немилитаризация» космического

пространства.

Международное сотрудничество в освоении

космического пространства.

Демографическая

Быстрый рост

численности

населения Земли и как

следствие

перенаселение

планеты

Проведение продуманной демографической

политики

Проблема мира и

разоружения

Во второй половине

XX в. появилось

ядерное оружие и

возникла реальная

угроза уничтожения

целых стран и даже

континентов, т.е.

практически всей

Установление жесткого контроля за ядерным и

химическим оружием;

Сокращение обычных вооружений и торговли

оружием;

Общее сокращение военных расходов и

численности вооруженных сил.

современной

цивилизации.

Проблемы

Мирового океана

В настоящее время

океан это не просто

единое природное

пространство, но и

природно-

хозяйственная

система.

Создание мировой структуры морского

хозяйства (выделение зон нефтедобычи,

рыболовных и рекреационных зон),

совершенствование инфраструктуры портово-

промышленных комплексов.

Охрана вод Мирового океана от загрязнения.

Запрещение военных испытаний и

захоронения ядерных отходов.

5. Закрепление

Тестирование

6. Объявление и комментирование оценок (оценка качества работы каждого обучающегося)

7. Подведение итогов занятия (оценка работы группы, совместные выводы)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Написать сочинение-размышление «Какой посильный вклад я могу внести в природоохранную

деятельность?»

9. Рефлексия («Оценочное окно»)

Рабочий лист студента (ки) группы БД-201 ________________________________________

1.

Тема урока

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.

Цели урока

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.

Схема-кластер

4.

Глобальные проблемы -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5.

Глобальные экологические проблемы современности

Название

проблемы

Причины

возникновения

проблемы

Пути

решения

6. Домашнее задание: Написать сочинение-размышление «Какой посильный вклад я могу

внести в природоохранную деятельность?»

7.«Оценочное окно»

Материал урока мне пригодится в жизни

Материал урока никогда не пригодится мне

в жизни

Я буду использовать материал урока в

будущей профессиональной деятельности

Я не буду использовать материал урока в

будущем

Тесты:

1. К наиболее острой проблеме человечества относят _____________________________________________

2. Ухудшение качества окружающей среды отрицательно сказывается на:

А. качестве народонаселения

Б. качестве жизни

В. состояния здоровья

3. Разрушение озонового экрана может повлечь:

А. развитие раковых заболеваний

Б. климатические изменения

В. перестройку генофонда живых организмов

4. Понятие «морское хозяйство» включает в себя:

А. добывающую, энергетическую промышленность;

Б. транспорт, торговлю, туризм;

В. все выше перечисленное

5. Центр тяжести глобальных проблем расположен:

А. в развитых странах

Б. в развивающихся

6. Устойчивое развитие — это:

А. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные

Условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду будущие

Б. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные

Условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду нынешнее и

В. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные

Условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду только

7. Прежде всего глобальные проблемы связаны с решением:

А. социальных проблем

Б. экономических и технических

В. социальных и технических

8. Ведущими факторами развития процессов деградации являются:

А. добыча минеральных ресурсов

Б. добыча минеральных ресурсов и промышленные воды

В. добыча минеральных ресурсов, промышленные воды и коммунальное

9. К наиболее экологически «грязным» странам мира относят:

А. Венесуэла, Мексика, Индия

Б. Мексика, США, Россия

В. Венесуэла, Россия, Китай

10. Страны Африки, где интенсивно распространяется водная эрозия:

А. ЮАР, Нигерия, Заир

Б. Эфиопия, Конго, ЮАР

В. ЮАР, Эфиопия, Заир

11. Выберите страны, владеющие атомным оружием: Индия, Пакистан, Северная Корея, США, Франция,

Россия, Япония, Китай ФРГ, Израиль, Великобритания

12.Выберите наиболее загрязненные акватории Мирового океана

1.Средиземное море 3. Охотское море

2 Персидский залив 4. Мексиканский залив

13.Определите соответствие между терминами и понятиями и глобальными проблемами человечества

1.Экологическая а. Альтернативные источники энергии

2.Демографическая б. Демографический кризис

3.Продовольственная в. Долговой кризис

4.Сырьевая и энергетическая г. Кислотные дожди



В раздел образования