Автор: Шабазова Малика Султановна
Должность: преподаватель правовых и гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Серноводский государственный колледж"
Населённый пункт: Серноводский район, с. Серноводское
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по дисцплине "Экологические основы природопользования" на тему
Тема: "Глобальные проблемы человечества""
Раздел: среднее профессиональное
ПРОВЕРЕНО
зам.директора по МР
__________З.А.Дадаева
14.10.2021г
План учебного занятия
Специальность: 38.02.07 Банковское дело
Наименование дисциплины: ЕН.02 Экологические основы природопользования
Группа: БД - 201
Дата: 14.10.2021г
Преподаватель: Шабазова М.С.
Тема учебного занятия: Глобальные экологические проблемы
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной
информации средствами технологии критического мышления
Задачи урока:
Обучающая: знать сущность глобальных проблем, причины возникновения и пути
решения каждой из них.
Развивающая: развивать у студентов учебно-интеллектуальные умения: выделять
главное, обобщать, объяснять, самостоятельно получать информацию из
различных источников информации, применять полученные знания в конкретной
ситуации.
Воспитательная: воспитывать мыслительную активность и самостоятельность,
культуру умственного труда;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природной среде.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лекция с элементами беседы
Межпредметная связь: биология, география
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор,
- рабочие листы;
- презентация Power Point «Глобальные экологические проблемы»;
- видеофильм
Ход урока
Эпиграф: «Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить?»
Генри Давид Таро
1. Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности группы к занятию
Отметка отсутствующих
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся, формулировка целей урока
Дорогие дети Земли!
Знаете, кто я? Я – планета Земля. Но я не просто планета. Я – ваш дом. И как вы единственны
и неповторимы, так же единственна и неповторима я. Так же, как и вы, я нуждаюсь в любви,
заботе и внимании.
Скажите мне, что вы видите, глядя в зеркало? Конечно себя. Вы улыбаетесь и радуетесь себе.
Хотите знать, что вижу я, когда смотрю в зеркало? Я вижу всех вас!
Потому что все вы - тоже мои дети.
И многое из того, что я вижу, доставляют мне боль и страдания.
А это - вымирающие растения и животных, моря и реки, в которых не может жить рыба,
сгоревшие леса, засоленные почвы.
Я вижу всё больше пожилых людей и всё меньше молодых. Я плачу от жалости и бессилия,
видя нищих и голодных. С содроганием смотрю я, как вы забираете из моих недр всё, что я
копила для вас миллионы лет. Когда я представляю себе такую картину, мне становится грустно
и одиноко. Помните, что я у вас одна, а вас - миллиарды.
Дети мои, мне нужна ваша помощь, ваша любовь. Помогите мне, а значит и себе. Подумайте,
что вы можете сделать для меня сейчас, что в ваших силах, что самое важное?
- Какие проблемы прозвучали в этом письме?
- Как вы думаете, в каких странах возникли, или возникают эти проблемы?
- Как называются такие проблемы?
- Сформулируйте тему нашего занятия.
Итак, тема нашего урока: «Глобальные проблемы человечества» (слайд)
Цель нашего урока: узнать сущность глобальных проблем, причины возникновения и пути
решения каждой из них. И сегодня мы должны решить эти вопросы.
3. Актуализация знаний
- Для начала давайте вспомним, почему эти проблемы называются глобальными? (Они
глобальны потому, что охватывают все среды жизни всего человечества, всю биосферу и
околоземное космическое пространство)
- По своему характеру глобальные проблемы различны. Какие проблемы относятся к
глобальным? (кластер)
демографическая
продовольственная мирное освоение космоса
ГПЧ экологическая
энергетическая и сырьевая проблема мира и разоружения
проблемы Мирового океана
4. Изучение нового материала
1) Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его
настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий, совместных действий
всех государств, образуя треугольник: население – социальное и экономическое развитие –
окружающая среда (слайды презентации)
Много новой информации мы получим, если просмотрим небольшой видеоролик о глобальных
экологических проблемах. (видеоролик)
Задание: используя информацию из учебников, презентации и видеоролика, заполните в рабочем
листе таблицу по плану:
1.Название проблемы
2. Причины возникновения
3. Пути решения.
Название
проблемы
Причины
возникновения
проблемы
Пути
решения
Экологическая
Деградация
глобальной
экологической
системы, в результате
нерационального
природопользования и
загрязнение её
отходами
человеческой
деятельности
Оптимизация использования природных
ресурсов в процессе общественного
производства;
Охрана природы от негативных последствий
человеческой деятельности;
Экологическая безопасность населения;
Создание особо охраняемых территорий.
Энергетическая и
сырьевая
Быстрый рост
потребления
природных
минеральных ресурсов
Всё более широкое применение
нетрадиционных источников энергии и тепла
(солнечной, ветровой, приливной и т. д.).
Развитие атомной энергетики
Продовольственная
Слабое развитие
отстающих стран и как
следствие малое
производство
продуктов питания
Расширение пахотных земель, пастбищных и
рыбопромысловых угодий, увеличение
механизации, химизации, автоматизации
производства.
Мирное освоение
космоса
Космос — глобальная
среда, общее
достояние
человечества.
Испытание разного
рода оружия может
угрожать всей планете
сразу.
«Замусоривание» и
«засорение»
космического
пространства.
«Немилитаризация» космического
пространства.
Международное сотрудничество в освоении
космического пространства.
Демографическая
Быстрый рост
численности
населения Земли и как
следствие
перенаселение
планеты
Проведение продуманной демографической
политики
Проблема мира и
разоружения
Во второй половине
XX в. появилось
ядерное оружие и
возникла реальная
угроза уничтожения
целых стран и даже
континентов, т.е.
практически всей
Установление жесткого контроля за ядерным и
химическим оружием;
Сокращение обычных вооружений и торговли
оружием;
Общее сокращение военных расходов и
численности вооруженных сил.
современной
цивилизации.
Проблемы
Мирового океана
В настоящее время
океан это не просто
единое природное
пространство, но и
природно-
хозяйственная
система.
Создание мировой структуры морского
хозяйства (выделение зон нефтедобычи,
рыболовных и рекреационных зон),
совершенствование инфраструктуры портово-
промышленных комплексов.
Охрана вод Мирового океана от загрязнения.
Запрещение военных испытаний и
захоронения ядерных отходов.
5. Закрепление
Тестирование
6. Объявление и комментирование оценок (оценка качества работы каждого обучающегося)
7. Подведение итогов занятия (оценка работы группы, совместные выводы)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Написать сочинение-размышление «Какой посильный вклад я могу внести в природоохранную
деятельность?»
9. Рефлексия («Оценочное окно»)
Рабочий лист студента (ки) группы БД-201 ________________________________________
1.
Тема урока
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.
Цели урока
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.
Схема-кластер
4.
Глобальные проблемы -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5.
Глобальные экологические проблемы современности
Название
проблемы
Причины
возникновения
проблемы
Пути
решения
6. Домашнее задание: Написать сочинение-размышление «Какой посильный вклад я могу
внести в природоохранную деятельность?»
7.«Оценочное окно»
Материал урока мне пригодится в жизни
Материал урока никогда не пригодится мне
в жизни
Я буду использовать материал урока в
будущей профессиональной деятельности
Я не буду использовать материал урока в
будущем
Тесты:
1. К наиболее острой проблеме человечества относят _____________________________________________
2. Ухудшение качества окружающей среды отрицательно сказывается на:
А. качестве народонаселения
Б. качестве жизни
В. состояния здоровья
3. Разрушение озонового экрана может повлечь:
А. развитие раковых заболеваний
Б. климатические изменения
В. перестройку генофонда живых организмов
4. Понятие «морское хозяйство» включает в себя:
А. добывающую, энергетическую промышленность;
Б. транспорт, торговлю, туризм;
В. все выше перечисленное
5. Центр тяжести глобальных проблем расположен:
А. в развитых странах
Б. в развивающихся
6. Устойчивое развитие — это:
А. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные
Условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду будущие
Б. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные
Условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду нынешнее и
В. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные
Условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду только
7. Прежде всего глобальные проблемы связаны с решением:
А. социальных проблем
Б. экономических и технических
В. социальных и технических
8. Ведущими факторами развития процессов деградации являются:
А. добыча минеральных ресурсов
Б. добыча минеральных ресурсов и промышленные воды
В. добыча минеральных ресурсов, промышленные воды и коммунальное
9. К наиболее экологически «грязным» странам мира относят:
А. Венесуэла, Мексика, Индия
Б. Мексика, США, Россия
В. Венесуэла, Россия, Китай
10. Страны Африки, где интенсивно распространяется водная эрозия:
А. ЮАР, Нигерия, Заир
Б. Эфиопия, Конго, ЮАР
В. ЮАР, Эфиопия, Заир
11. Выберите страны, владеющие атомным оружием: Индия, Пакистан, Северная Корея, США, Франция,
Россия, Япония, Китай ФРГ, Израиль, Великобритания
12.Выберите наиболее загрязненные акватории Мирового океана
1.Средиземное море 3. Охотское море
2 Персидский залив 4. Мексиканский залив
13.Определите соответствие между терминами и понятиями и глобальными проблемами человечества
1.Экологическая а. Альтернативные источники энергии
2.Демографическая б. Демографический кризис
3.Продовольственная в. Долговой кризис
4.Сырьевая и энергетическая г. Кислотные дожди