Автор: Хамитова Ирина Тагировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка" Населённый пункт: г. Ноябрьск Тюменской области Наименование материала: Проект НОД с использованием элементов ТРИЗ Тема: "Времена года" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Белоснежка"
Муниципального образования город Ноябрьск
Проект непосредственной образовательной
деятельности.
Тема: «Времена года»
Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с
детьми подготовительной группы (из опыта работы)
Подготовила:
Хамитова Ирина Тагировна
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и
его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия
творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким
опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть,
что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми,
замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимание. ТРИЗ –
технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество
во всем». Ее целью является с одной стороны, развитие таких качеств
мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны,
развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к
новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей
нестандартному мышлению.
А еще, что немало важно, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок,
без зубрежки.
Развивать нестандартное мышление и творческое воображение нужно
начинать с младшего дошкольного возраста, так как малыши почти не имеют
психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже
наблюдаются.
Более двадцати лет я работаю воспитателем в дошкольном учебном
заведении. Ребятишки к нам приходят совсем в раннем возрасте. Собрать их
вместе, объединить в один коллектив, раскрыть индивидуальные особенности
бывает очень сложно. В этом мне помогает ТРИЗ-технология, она позволяет
снять психологические барьеры, «убрать» боязнь перед новым и неизвестным,
сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах. Не как
о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих
решения. Когда материал детям интересен, они становятся одним целым
(путешественниками, первооткрывателями, исследователями), более
общительными, не боятся высказывать свое мнение, у детей формируется
умение слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться
к мнению других.
Детей меньше пугают возникающие проблемы, у них появляется желание и
стремление их решить, что очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.
Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях, но чаще в
таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение
художественной литературы, а так же во всех режимных моментах (в утренние
часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке, в игровой
деятельности.
Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект
начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят
выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают
продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Работа
над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения
поставленных целей.
Главное умение, которое приобретает ребенок – это умение работать с
проблемами и самому находить ответы на поставленные вопросы.
Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители
активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в
оформлении продуктов проекта, разрабатывают и реализуют (индивидуальные,
семейные мини-проекты в рамках группового) .
Для успешного использования ТРИЗ-технологии необходимо создать
соответствующую развивающую среду. Очень важно что бы в группе было как
можно больше дидактических развивающих игр и пособий, картинок, альбомов,
книг по темам, которые на данный момент проходят с детьми, разные виды
театров, конструкторов, различный изобразительный и бросовый материал. Все
вышеперечисленное дети должны иметь возможность использовать в
самостоятельной деятельности.
Для использования ТРИЗ не нужно специального оборудования. Самое
главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает –
палочки, посуда, камешки, пустые коробки – превращаются в какие угодно
элементы. Самое главное – вызвать у детей интерес, пробудить мотив к
творческой деятельности.
Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки,
современные мультфильмы, телевизионные детские проекты. Важно, что бы они
были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность,
воспитывали положительные качества личности.
Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный
лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном
транспорте: на космопоезде, на машине времени, на воздушном бронелайнере,
на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем,
что-то новое и интересное. Проект одного из таких путешествий я предлагаю
вашему вниманию.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Времена года» «Необычное путешествие»
(подготовительная группа)
Цель:
1. Закрепить представления детей о характерных особенностях
разных времен года.
2. Развивать умение моделировать, творческое воображение,
логическое и образное мышление, его быстроту и критичность.
3. Совершенствовать коммуникативные умения и навыки.
4. Воспитывать у детей любовь к природе, родному краю.
Материал: сундучок, элементы костюма клоуна, фонограммы: «Звуки
природы», «Времена года», «Веселые путешественники», песня Ю. Антонова –
«Не рвите цветы», два столика, карточки по уходу за растениями, две магнитные
доски, фланелеграф, карточки развития гнозиса «овощи и фрукты», схема-
модель слова «Весна» (ММЧ, искусственные цветы по два на каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание альбома
«Времена года», беседа с детьми и чтение худ. литературы о временах года,
составление различных цепочек ассоциаций, моделирование маленькими
человечками разных слов, рассматривание различных карточек на развитие
гнозиса. Реализация проекта «Что такое витамины и где они живут? »
Взаимодействие с другими областями: «социально-коммуникативное»,
«познавательное», «художественно-эстетическое», «речевое», «социализации»,
«труд», «музыка», «чтение худ. литературы».
Дети свободно играют в группе. Воспитатель берет сундучок, садится перед
зеркалом и начинает примерять элементы костюма клоуна. На глазах у детей
перевоплощается в клоуна Плюха. На вопрос детей, что он делает, отвечает,
что у него сегодня озорное настроение и ему захотелось в кого-нибудь
превратиться, а ещё ему очень хочется отправиться в интересное необычное
путешествие.
Спрашивает детей, любят ли они путешествовать и куда бы хотели
отправиться (напоминает, что путешествие должно быть необычным).
Выслушивает предложения детей. Затем воспитатель узнает у детей, на чём
можно было бы отправиться в это путешествие (решают отправиться в
путешествие по разным временам года на "суперпоезде" с встроенной
машиной времени)
.
Клоун Плюх: Прежде чем отправиться в путешествие, скажите мне какое сейчас
время года? (Весна) .
Открывает фотографии, включает фонограмму «Звуки весны».
А какая весна в нашем краю? (Холодная и теплая, пасмурная и солнечная,
дождливая, журчащая, зеленая)
Клоун Плюх: Дети, а давайте мы сейчас с вами создадим весеннюю цепочку
ассоциаций. Я начну, а вы продолжите.
(Подснежник – проталина – солнце – капель – лужи – ручей – половодье) .
-Что хорошее вы знаете о весне? Что весной плохо? (ответы детей) .
…. весной легко заболеть, (начинается грипп) .
Клоун Плюх: Да, ребята, весна – это трудное для организма время. А что может
помочь нам весной не заболеть? (весеннее солнце, быть на свежем воздухе в
солнечные дни очень полезно; одеваться по погоде; принимать витамины) .
Клоун Плюх: А что такое витамины (ответы детей)
Клоун Плюх: Витамины – это вещество, которое помогает детям и взрослым
быть крепкими и здоровыми. Одни витамины помогают детям расти, другие –
глазам хорошо видеть, третьи – голове хорошо думать, а есть витамины,
которые защищают нас от болезней.
-А витамины могут принести вред? (их нужно употреблять в определенном
количестве, иначе можно отравиться) .
-Где живут витамины? (В продуктах питания, особенно много их в овощах и
фруктах).
-Значит, чтобы не болеть человек должен хорошо и разнообразно питаться.
-А что ещё помогает вам оставаться здоровыми? (физкультура). Я предлагаю
вам немножко размяться.
Физкультминутка
И. п. основная стойка
Пейте все томатный сок, (ходьба на месте)
Кушайте морковку! (руки к плечам вверх, к плечам вниз)
Все ребята будете (наклоны в стороны)
Крепкими и ловкими (приседания)
Грипп, ангину, скарлатину – (прыжки на месте)
Всё прогонят витамины. (ходьба на месте)
Клоун Плюх: Весна пройдет, а за нею придёт (Лето). Давайте сядем в наш
"суперпоезд" и с помощью машины времени переместимся в лето. Итак, все
готовы? Саша здесь? Таня, Алеша тоже здесь?. Раз, все уже заняли свои места, в
путь! (звучит песня «Веселые путешественники», все из группы на
"суперпоезде" перемещаются в музыкальный зал).
(Звучит музыка) .
Клоун Плюх: Вот мы и приехали, как красиво кругом (показывает
фотографии) . Какое лето в нашем краю? (теплое, солнечное, ясное, ласковое,
долгожданное). А какого оно цвета?
Дети исполняют песню «Какого цвета лето? » Л. Вахрушевой.
Клоун Плюх: Дети, а чем пахнет лето? Какой у него запах? (сладкий, нежный,
душистый). Читает стихотворение:
Сколько запахов у лета!
Сладкий – липового цвета,
Горький – листьев тополиных,
Нежный – еле уловимый
Запах зреющей малины.
-Дети, а что хорошее несёт с собой лето? Что летом может быть плохо?
(ответы детей). Как уберечь себя от солнечного удара и не обгореть на солнце?
(Клоун Плюх обращает внимание детей на красивую поляну) .
-Какая красивая поляна, сколько здесь цветов! Какие цветы вы видите?. Какие
они яркие, нежные, какой у них аромат (запах, так и хочется нарвать букетик и
подарить кому-нибудь. (Нельзя рвать цветы). Почему?
Противоречие: Мы должны дарить цветы, чтобы сделать приятное, и не
должны, чтобы не губить их. Что делать? (предложения детей).
(Звучит фонограмма Ю. Антонова «Не рвите цветы», дети выполняют
танцевальную композицию, в завершении ставят цветы вокруг глобус) .
-Чтобы земля была красивой нужно беречь её богатства; весной можно
посадить цветы, а летом за ними ухаживать. Как? (поливать, рыхлить,
подкармливать, пропаливать) .
-Ребята, у меня к вам есть одно предложение. Вот здесь на столе лежат
различные карточки. Давайте выберем из них те, которые нам подойдут, и
составим плакат – схему по уходу за растениями летом. Может она пригодиться
тем, кто попадет в лето вслед за нами, ведь мы не единственные кто любит
путешествовать (дети составляют схему) .
Клоун Плюх: Что-то мы загостились у лета, не пора ли нам продолжить наше
путешествие (занимают места в "суперпоезде", приезжают в гости к Осени) .
Звучит музыка.
Клоун Плюх: Дети, как вы думаете, в какое время года мы с вами попали? (в
осень).
-Осень в нашем краю какая? Что хорошо осенью? А что плохо?
-Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Слышите, как они
осыпаются с деревьев? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи.
У вас в руках лопатки, выкопайте ими овощи. Опустели сады и огороды, а все
фрукты и овощи оказались у нас в корзинах.
-Какие овощи и фрукты оказались в корзинах?
-Итак, дети, вы сказали, что в первой корзине находятся овощи: огурец,
морковь… (ставит буквы, обводит их кругом) . Где все это вместе может
находиться? (борщ, салат, магазин овощей, овощехранилище и т. д.) .
-Во второй корзине находятся (фрукты), где все это может находиться вместе (в
соке, компоте, фруктовом салате, магазине)? А если я их вместе в один круг
помещу (обводит оба круга одним) , тогда что это может быть? (урожай, дары
осени). Где может находиться? (на рынке, в магазине, на столе, в сумке у
покупателя, в подвале) .
-Итак, урожай собран, и мы можем продолжить наше путешествие.
Перемещаются на "суперпоезде" в зиму.
Звучит фонограмма зимняя метель, вьюга.
-Какая зима в нашем краю? (снежная, холодная, долгая, белая, веселая,
непредсказуемая) .
Физкультминутка
«Зимние ветры»
Заметет дорожки пороша: ш-ш-ш-ш
Завьюжит вьюга: в-в-в-в
Закружит метель: у-у-у-у-у-у
Кругом глубокие снега
Куда я взгляд ни кину
Метет и кружиться пурга
Вы узнаете зиму?
-Что хорошо зимой? Что плохо? (Как нужно себя вести во время гололеда) .
-Дети, когда мы с вами изображали порошу, вьюгу, метель, мы что
произносили (звуки). Звуки какими бывают? (гласные, мягкие согласные,
твердые согласные) .
-Показывает детям схему. В этой схеме я зашифровал название своего
любимого времени года. (Зеленый человечек – мягкий согласный, синий
человечек – твердый согласный, красный человечек – гласный звуки). Узнайте
его и ответьте мне на ушко.
(Дети рассматривают схему, отгадывают зашифрованное слово – Весна).
-А какое ваше любимое время года? (ответы детей) .
Клоун Плюх: Какое увлекательное путешествие мы с вами совершили.
Я даже вспомнил стихотворение:
Жила была танцующая Земля,
И вокруг Солнца кружилась она
Времена года меняла
И людей забавляла
Как хорошо, что есть
Весна, лето, осень и зима!
-Но вот о чем я подумал: что было бы, если бы вдруг времена года поменялись
местами? (Ответы детей). Будем надеяться, что такого не произойдет, за зимой
вновь придет весна и это прекрасно. Ведь такая весна, такое лето, такая осень и
зима бывают только у нас. В других землях и странах все по другому. А как? Мы
узнаем если в следующий раз отправимся в кругосветное путешествие.
-А сейчас нам пора возвращаться в весну, в моё любимое время года. Занимайте
места в нашем "суперпоезде". Все готовы? В путь! (уезжают из муз. зала в
группу под фонограмму веселые путешественники).
Спасибо за внимание.