Автор: Казачкова Ольга Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5"
Населённый пункт: Алтайский край, город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание в семье"
Раздел: начальное образование
Уважаемые родители!
Тема нашего собрания «Патриотическое воспитание в семье»
Для подготовки и проведения собрания нам необходимо знать ваше мнение по
некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Анкета для родителей:
1. Что вы считаете главным в семейном воспитании?
2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
3. Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в школе?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -
патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей с
символикой государства, традициями, памятными датами?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с
родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Основная часть
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В
программе
предусмотрено воспитание
патриота-гражданина,
которое
включено в социально-нравственное развитие. Быть гражданином - значит
сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг
перед
обществом, Родиной,
обладать
такими
качествами
личности,
как патриотизм Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно
раньше.
Первая ступень формирования патриотизма.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье:
маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
Вторая ступень патриотизма идёт через воспитание любви к Малой Родине -
поселку, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства
Малой Родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству,
народу, его истории, культуре, традициям.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и
солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё
Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность,
где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную позицию,
готовность к служению Отечеству.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из
важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества
человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю,
желание видеть родной город растущим и расцветающим – все эти чувства в
большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные
годы. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к
деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к
народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу,
бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым
окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.
Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где
он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям -
отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству,
иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно
очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая
ребенку уважение и любовь к родной земле.
«Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу».
В других источниках можно увидеть такое определение «Патриотизм – это
любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее
интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком,
культурой, бытом и нравами».
Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет
большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно
изменилось. И изменилось не в лучшую сторону. Мы должны понимать, что
вопросы патриотического воспитания должны стать ключевыми в обучении
и воспитании наших детей. Начинаться воспитание должно уже в дошкольном
возрасте. А участниками этого процесса должны стать не только педагоги и наше
общество, но и родители. Вопрос этот сложный и многогранный. Поэтому
сегодня мы с вами постараемся выработать единые принципы в решении
вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны, т. е.
в воспитании наших детей.
Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему
свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным
традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы
дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на
озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в
душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.
Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на
праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства,
которые запечатлеваются на всю жизнь. Большое внимание на детей оказывают
конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной
жизни.
Если
в семье
ценят
искусство,
показывают
детям
шедевры
народного
творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все
это воспитывает в детях чувство патриотизма.
Любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь
лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна
наша помощь.
Именно в семье закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство
любви к матери, к своей семье, своему родному городу, к человечеству в целом.
От родителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости,
смелости
и
отваге.
Сила
примера родителей в
формировании
истинного патриота Родины очень велика.
Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к
отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям,
гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство.
Но семье и
детскому
саду
необходимо,
конечно,
действовать
сообща,
объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу.
Поэтому
сегодня
на родительском
собрании
запланируем:
каждая семья
сделает
плакат,
на
котором
будут
фотографии
всех
членов семьи,
и
соответствующие подписи к ним. Составление плаката будет увлекательным для
всех членов семьи.
1. Объединить усилия семьи и школы в вопросах формирования патриотизма и
гражданственности;
2. Каждой семье сделать плакат с фотографиями семьи;
3. Анкета для родителей по патриотическому воспитанию.
Анкета для родителей
Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи?
Подчеркните. Ответов может быть несколько.
• Семья
• Нравственность
• Родина
• Здоровье
• Образование
• Дружба
• Творчество
• Карьера
• Другое (допишите…
Как Вам кажется, на что должен сделать акцент детский сад?
• на обучение
• на воспитание
• на сочетание обучения и воспитания
Как Вы считаете, что должна дать ребенку школа, а что – семья и родители?
Школа должна:
• обучать
• воспитывать
• обучать и воспитывать
• другое (допишите…
Семья должна :
• обучать
• воспитывать
• обучать и воспитывать
• другое (допишите…
А закончить это родительское собрание мы хотели стихотворением:
Я – русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я ее пою.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Ты сыновей растишь – пилотов, мореходов,
У крымских скал, в полуночном краю.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Спасибо за внимание.