Напоминание

"Формирование читательской грамотности при подготовке к ОГЭ"


Автор: Васина Ирина Владимировна
Должность: мбоу "супоневская сош №2 " брянского района
Учебное заведение: МБОУ "Супоневская СОШ №2 " Брянского района
Населённый пункт: с.Супонево Брянского района Брянской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности при подготовке к ОГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад




« Формирование читательской грамотности при подготовке к ОГЭ по математике»

Главная цель педагогической деятельности – формирование личности, желающей и

умеющей учиться. Ведь ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько

гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать информацию в конкретной

ситуации.

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все

изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать,

применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как

это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах

жизни и деятельности на основе прикладных знаний»

Учитель математики я должна создать условия для овладения моими учениками в

первую очередь математической грамотностью. В течение первых лет работы в школе

мне не очень это удавалось. Я готова была раскрыть перед учащимися все богатства

математики, а на деле все сводилось к элементарному натаскиванию на выполнение

определенных заданий. Пытаясь найти причины, я изучала опыт коллег, читала

литературу и наблюдала за своими учениками. Именно наблюдения открыли мне истину:

учащиеся не могут овладеть математической грамотностью потому, что они не владеют

читательской грамотностью.

Большая часть обучающихся допускает ошибки именно из-за отсутствия навыков

смыслового чтения:

учащиеся не дочитывают условие задания до конца;

не могут сопоставить текст и данные задачи;

«теряются» при выполнении заданий с большим объёмом текста;

не видят «подсказки» в тексте.

Необходимость проведения урочных и внеурочных мероприятий, направленных на

повышение читательской грамотности в математике является актуальной в настоящее

время.

Точкой отсчета

в становлении моего опыта по формированию читательской

грамотности учащихся на уроках математики стали для меня, невысокие результаты моих

учеников при решении задач по математике и геометрии, а также результаты на итоговой

аттестации Низкий уровень владения устной речью, невнимательное чтение заданий не

способствовали успешному овладению математической грамотностью. Я начала работать

в этом направлении. В 2019 году пришел новый вызов – практико-ориентированные

задачи в обновленной версии ОГЭ.

В 2021-2022 учебном году

в Брянской области лучше всего справились с 1

заданием(88%), хуже всего с 4 заданием 45%) по школе % выполнения заданий 1-5 самый

низкий по сравнению с другими заданиями.

Работа по подготовке к экзамену выявила две проблемы:

-

одной лишь читательской грамотности недостаточно – учащиеся верно

прочитывают задание, но не способны соединить имеющиеся у них знания с

данными задачи;

- разнообразных практико-ориентированных задач, решением которых можно

было бы заниматься, начиная с 5–7 классов, в УМК, по которым я работала,

попросту не оказалось. Интернет тоже оказался плохим помощником.

Поэтому с 2020 учебного года темой моего самообразования стала :

«Формирования математической грамотности учащихся на уроках и во внеурочной

деятельности, как средства повышения качества математического образования»

Актуальность проблемы работы с информацией на уроке и во внеурочное время для

формирования функциональной (в том числе математической) грамотности учащихся

обусловлена ее важностью в ходе работы по реализации ФГОС ООО, который

рассматривает чтение «как средство познания мира и себя в этом мире, гармонизации

отношений

человека

и

общества,

многоаспектного

диалога».

Смысловое

чтение

рассматривается

как

метапредметный результат,

достижение которого

является

обязательным.

В основе чтения – текст.

Следовательно, наиболее значимой для учителей

становится проблема организации работы с текстом на уроке. Для учителя математики

формирование математической грамотности возможно при условии повышения уровня

читательской грамотности при работе с математическими текстами. Данная проблема

вызвана следующим

противоречием:

с одной стороны есть запрос современного

общества, требования ФГОС ООО, а с другой стороны - низкий уровень читательской

грамотности, уменьшающий возможности формирования математической грамотности.

Остановимся

на

понятиях

«математическая

грамотность»

и

«читательская

грамотность».

«Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать,

применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает

математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов

и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям

понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и

принимать

решения,

которые

должны

принимать

конструктивные,

активные

и

размышляющие

граждане»

(определение

PISA).

«Читательская

грамотность

-

способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни».

(определение PISA). Таким образом, для учителя

математики математическая грамотность – это цель, а читательская грамотность –

средство.

Научить работать с текстом - задача очень важная.

Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен

точными

формулировками.

Учащиеся

порой

с

большим

трудом

запоминают

формулировки правил, теорем и алгоритмов выполнения, они их не учат дословно,

упускают важные слова или искажают смысл. Из-за этого у ученика возникает неверное

ощущение, что он все выучил хорошо.

Итак,

смысловое

чтение

это

важнейшее

общеучебное

действие,

составляющими элементами которого являются:

извлечение информации; определение основной и второстепенной информации;

построение речевых высказываний, адекватно, осознанно и произвольно

передающих содержание текста, дающих ответ на вопрос;

логические действия, направленные на анализ, обобщение, классификацию,

рассуждения и умозаключения на основе прочитанного текста.

Можно выделить следующие компоненты математической грамотности,

оцениваемые при подготовке обучающихся к ОГЭ:

умение распознавать проблемные вопросы, которые возникают в

окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

умение формировать эти вопросы на языке математики;

умение решать проблемы,

используя математические факты и методы;

умение подвергать анализу и

использовать математические методы решения;

умение толковать полученные итоги с учетом заданного вопроса;

умение выражать и делать запись результатов решения.

«Читательскую грамотность можно рассматривать на трех различных уровнях. На

первом

уровне данный

показатель

знание

связи

между

определениями

понятий математических объектов, их свойствами и различными представлениями

(аналитическими,

графическими),

предполагающее

умение

логически

правильно определять каждый из видов знания, опираясь на его существенные признаки.

На втором уровне – умение преобразовывать учебную информацию с помощью знаний

связи

между

различными

представлениями

математических

объектов

для

конструирования нового математического объекта.

На третьем уровне – умение

применять знания в новой ситуации и умение создавать новые связи, которые могут иметь

форму вывода, следствия, гипотезы.

Тексты,

с

которыми

встречаются

учащиеся

на

уроках

математики

-

нехудожественные

тексты.

Работы

с

текстом

осуществляются в

двух

основных

направлениях: работа с объяснительным текстом учебника; работа с текстом при решении

текстовых задач

В

«Концепции

математического

образования»

есть

очень

важно

утверждение:

«Математическое образование – это благо, на которое имеет право каждый, и государство

должно это право обеспечить». И прежде всего мы, учителя математики, выступаем

гарантами качественного школьного математического образования.

Научить школьника приемам работы с учебником, с книгой – это значит научить его

учиться. А для этого учитель должен сам овладеть стратегиями смыслового чтения,

постоянно их применять и формировать таким образом читательскую грамотность у

учащихся.

В настоящее время в методической литературе подробно описаны теоретические основы

стратегий или приемов смыслового чтения

Я остановлюсь на некоторых приемах смыслового чтения, которые я использую в

своей работе при подготовке к ОГЭ

Какие приёмы используют для формирования читательской грамотности?

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие

простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного,

развёрнутого ответа. Данный прием позволяет формировать умение формулировать

вопросы и умение соотносить понятия.

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов». Шесть ступенек – шесть

типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,

вспомнить,

воспроизвести

некую

информацию.

Уточняющие

вопросы.

Обычно

начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я

могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Интерпретационные (объясняющие)

вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление

причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы»,

а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза.

«Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные

вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем

…… отличается от ……?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на

установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной

жизни могли наблюдать симметрию?».

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Этот прием является

средством, позволяющим отслеживать понимание прочитанного текста. Технически он

достаточно прост. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Делаем

пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе;? – не понял, есть вопросы.

Делаем краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, мы будем иметь мини-

конспект. После заполнения таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы.

Данный прием требует не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного.

Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное

понимание в процессе чтения или восприятия любой иной информации.

прием «Попробуй найти!»: учитель сообщает классу название главы или параграфа.

Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и

зачитать несколько строк из него. Тем самым развиваются внимательность, быстрота

реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике. У

учащихся возникает желание получить определенные знания.

Также интересен и такой приём: учитель просит открыть учебник на заданной

странице и просит учеников посмотреть, какие задачи им предстоит решать. Ответить на

вопросы: Сколько всего заданий? Как узнали? Сформулируйте тему, по которой

необходимо решить задачи?

Отлично себя зарекомендовал на моих уроках и прием «Мозговой штурм»,

состоящий в том, что учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся называют все

ассоциации, возникающие у них. Учитель записывает все ассоциации, а после прочтения

текста учащиеся обсуждают, что было названо правильно, а что нет

Задания «на восстановление пропусков в тексте»

Стратегии работы с текстом во время чтения.

Моими любимыми являются «Чтение с остановками» и «Чтение про себя с

пометками (Инсерт)». ( Особенно хорош прием

при решении задач 1-5 ОГЭ,

рассмотреть в презентации)

Первая стратегия универсальна и применима в любом возрасте учащихся. Ее цель –

управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении

отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к следующему отрывку. Учитель

работает с текстом до урока, разбивает его на смысловые фрагменты и готовит к ним

вопросы. В зависимости от текста вопросы могут быть направлены на понимание текста,

на прогноз содержания следующего отрывка или же и теми, и другими.

Послетекстовые стратегии.

«Информационная карточка». Учителем составляется информационная карточка

по теме текста. Приведу пример такой карточки по теме «Тетраэдр и прямоугольный

параллелепипед» (Геометрия. Учебник для 10-11классов - Атанасян Л.С. и др.

Заполни карточку после прочтения параграфа

Вопросы

Ответы

Какая плоская фигура является гранью тетраэдра?

Сколько у тетраэдра граней?

Как называются стороны прямоугольников, из которых

состоит параллелепипед?

Сколько вершин в верхнем основании прямоугольного

параллелепипеда?

Сколько

диагоналей

имеет

прямоугольный

параллелепипед?

Прямоугольный параллелепипед, грани которого являются

квадратами

«Пирамида фактов». Составляется пирамида по следующей схеме:

Например, примерная пирамида фактов по теме «Линейная функция» (Алгебра-7,

Макарычев Ю.Н.) будет следующей:

«Понятие и его определение». Данную стратегию можно использовать как на начальном

этапе работы с понятием, так и в конце серии уроков по данному понятию. Суть стратегии

заключается в заполнении следующей схемы:

Основные знания

Важные

факты

Детали

Синоним

понятия

(слово,

словосочетание,

предложение),

его

определение

Понятие

(слово)

Характеристики понятия

Примеры

Прямая

пропорционально

сть, угловой

коэффициент,

абсцисса,

ордината

y=kx+b,

y=kx

Функция, график функции

«Вопросы к тексту учебника»

Стратегия формирует умение самостоятельно работать с информацией,

формулировать вопросы, работать в парах.

1. Прочитайте текст.

2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

4. Если бы вы читали текст вслух, то как бы вы дали понять, что это предложение

главное?

Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но

надежное заучивание.

Некоторые приемы работы с текстом и задания по ним позволяют подготовить

учащихся к экзаменам без натаскивания. К таким приемам относятся:

Приём «Верные и неверные утверждения». Универсальный прием, способствующий

актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный

прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично

перейти к изучению темы новой темы на уроке( включить вопрос по теме, которую еще

не изучали)

Данный прием хорош тем, что 19 задание на ОГЭ так и звучит: Найдите верные

утверждения ( пример варианта ОГЭ2023 и базового варианта ЕГЭ)

Прием: «Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами

плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,

формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач.

Решение текстовых задач составляет немаловажную часть математической грамотности,

поэтому рассмотрим приемы смыслового чтения при решении текстовых задач на уроке

математики.

Прием смыслового

Этап решения задач

Умения

Действия

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что известно в задаче?

Что необходимо найти?

Какова зависимость между…?

Какова взаимное

расположение…?

Установите закономерность

(построения фигур, изменения

какой-либо величины)..?

Как изменится …, если…?

При каком условии задача будет

иметь несколько решений?

чтения

(читательская

грамотность)

(математическая

грамотность)

учащихся

(читательская

грамотность)

учащихся

(читательская и

математическая

грамотность)

Поиск информации и

понимание

прочитанного

Анализ содержания

задачи.

Поиск пути решения

задачи и составление

плана ее решения

Ориентироваться

в содержании

текста и

понимать его

целостный

смысл, находить

в тексте

требуемую

информацию

Читают задачу.

Находят и

подчеркивают

ключевые слова.

По ключевым

словам,

пересказывают

текст задачи.

Преобразование и

интерпретация

Осуществление плана

решения задачи.

Преобразовывать

текст, используя

новые формы

представления

информации

Составляют

краткую запись к

задаче и решают

ее.

Оценка информации

Проверка решения

задачи.

Подвергать

сомнению

достоверность

получаемой

информации,

обнаруживать её

Подставляют

полученный

результат в текст

вопроса.

Данная таблица наглядно показывает, на каком этапе математическая и читательская

грамотность соединяются – когда учащиеся начинают действовать.

Алгоритм работы над текстовой задачей:

1)

прочитать внимательно задачу;

2)

выделить (подчеркнуть) ключевые слова;

3)

по ключевым словам, пересказать текст задачи;

4)

составить краткую запись и решить задачу

5)

подставьте полученный результат в текст вопроса при проверке решения

Таким

образом,

формирование

математической

грамотности

учащихся

напрямую связано с развитием навыков смыслового чтения.

При работе с текстовыми задачами полезен такой прием как «Составление

вопросов к задаче».

При использовании этого приема осуществляется анализ

информации, представленной в объёмном тексте математической задачи. Учащиеся

формулируют вопросы к задаче, для ответа на которые нужно использовать все

имеющиеся

данные;

останутся

неиспользованные данные; нужны дополнительные

данные.

Формирование математической и читательской грамотности при решении

практико-ориентированных задач.

Практико-ориентированные задачи вовлекают учащихся в процесс активной

деятельности

и

поэтому

являются

эффективным

средством

формирования

функциональной грамотности, прежде всего математической и читательской, а также

естественно- научной и финансовой грамотности.

«Практико-ориентированная задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем

решении реализации всех этапов метода математического моделирования». Данное

определение подчеркивает основные особенности этих задач: чтобы правильно решить

задачу, нужно разобраться в «сюжете», а для этого необходимо осознанное чтение. И чем

занимательнее сюжет и чем более он приближен к жизни учащихся, тем быстрее они ее

решат.

К сожалению, в первое время таких задач было немного. В основном это задачи для

9 класса, когда уже идет «натаскивание» на ОГЭ. Но начинать решать практико-

ориентированные задачи нужно намного раньше, с 5 класса. Учителя-практики проявляют

свое творчество, составляя задачи, разрабатывают методику применения таких задач,

однако практических и методических материалов пока мало.

Алгоритм составления практико-ориентированных задач

Приступая к составлению практико-ориентированной задачи, учитель должен

1)

определить ее место на уроке, в теме, в курсе;

2)

придумать «сюжет», близкий учащимся по возрасту и интересам, жизненным

впечатлениям;

3)

определить виды информации для составления задачи;

4)

определить степень самостоятельности учащихся в получении и обработке

информации;

5)

выбрать структуру задачи.

6)

определить форму ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный,

нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика).

Этот алгоритм является универсальным для составления практико-ориентированных

задач.

Решение задач и использование различных приемов формирования навыков читательской

грамотности

на

уроках

математики

может

повысить

качество

выполнения

экзаменационной работы выпускниками 9 и 11 классов.

Хочется верить, что мои выпускники, научившись работать с информацией, станут

специалистами, «которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые

могут работать и обучаться, используя различные источники информации»

«Цвет своего неба мы выбираем сами!» Эту замечательную фразу я когда-то встретила на

просторах

интернета.

Мы

сами

определяем

для

себя

свои

жизненные

и

профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов,

которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности

будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам

доверяют.



В раздел образования