Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"


Автор: Манова Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 17 " Родничок"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Мыски
Наименование материала: доклад
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольника в семье»

Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье

Задачи:

-приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи,

своего города,страны;

-развитие внимательное отношение к родным и близким; восприятие истории

прошлых поколений, истории земляков;

-воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости

это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с

малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь,

эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его

истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в

наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более

устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и

умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-

патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и

высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или

общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные

учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие

отдавали первенство общественным учреждениям.

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и

сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери -

без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и

осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.

Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…

семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только

дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит

совершенно иное впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а

все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить,

дополнить их воспитательную деятельность.

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает

целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России; своем городе%

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях

дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной

деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не

только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со

взрослыми и сверстниками.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни

каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких

друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора,

деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в

«новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли

построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,

потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого

города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте

ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде,

микрорайоне, затем о городе, стране.

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны,

края. Организуйте экскурсии в Музей Семьи Степановых, к мемориалу

«Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии

еды, и о том, как чтят память погибших.

3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.

Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь

развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и

посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке»

поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.

Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Р асскажите, как

выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу

приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем

труде.

6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об

окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему

поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать

друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что

машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку

нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с

природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей,

садов, виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что

земля Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур

растут на ней и дают хорошие урожаи.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо

привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к

Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно

подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою

Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их

имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь

воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со

взрослыми и сверстниками.

Во всех возрастных группа д/с № 10 организованны патриотические уголки,

наполненные предметами быта кубанских казаков, изображением

национальных костюмов, ремесел, дидактическими играми, разработанными

воспитателями и родителями воспитанников, художественной литературой

Кубанских казаков. Также представлены макеты избы казачей. Ребята с

удовольствием изучают представленные предметы и играют в такие игры,

как «Наряди казака и казачку», «Разрезные картинки», «Укрась вазу».

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-

патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью

общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители

способны воспитать достойного Человека!



В раздел образования