Развитие детской одаренности в учреждении дополнительного образования
Автор: Сашина Ирина Геннадьевна Должность: методист Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" Населённый пункт: п.Октябрьский Наименование материала: Статья Тема: Развитие детской одаренности в учреждении дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
Развитие детской одаренности в учреждении дополнительного
образования
Изначально понятие «одаренность» было синонимом высокого интеллекта,
и
ее
устанавливали
с
помощью
тестов
интеллекта,
ориентируясь
на
определенные
показатели.
Позже
исследования
ученых
показали,
что
способности сами по себе недостаточны для предсказания как успехов детей
при обучении по программам развития, так и успехов в различных областях
жизни.
Постепенно
в
психологию
одаренности
пришло
признание
роли
мотивационных и личностных факторов, и в настоящее время мотивация так
или иначе представлена во всех современных теориях одаренности [1]. Вместе с
тем
изменились
и
критерии
оценки
одаренности.
Одаренность
стала
рассматриваться
как
высокий
или
выдающийся
уровень
достижений
(или
компетентности)
в
выбранной
человеком
области.
Многое
в
возможностях
человека зависит от того, насколько были выражены и какое место заняли в
дальнейшем те свойства психики, которые отличают периоды детства. Именно
в
определенные
годы
детства
обнаруживаются
возрастные
предпосылки
одаренности. Но используются они недостаточно и нередко оказываются лишь
чем-то
преходящим.
Очевидно,
необходимы
сво евременные
и
целенаправленные воздействия, чтобы закрепить их, обогатить и направить в
желаемую
сторону.
Этой
возможностью
в
полной
мере
обладает
дополнительное образование.
К педагогам дополнительного образования часто обращаются родители с
вопросом
о
специальных
способностях
своих
чад:
обладает
ли
ребенок
данными
для
занятий,
к
примеру,
художественным
творчеством,
можно
ли
развивать способности и как. Разумеется, ответы на все эти вопросы не могут
быть исчерпывающими и окончательными. И все-таки, основные ориентиры,
возможности для развития детской одаренности дополнительное образование
предоставляет. Программы дополнительного образования призваны повысить
уровень самосознания ребенка, создают условия для его самореализации и
саморазвития. Ребенок ищет себя, находит в том или ином деле. Творческий
труд - это бесконечный путь познания, интуитивных озарений. Он поднимает
самооценку, повышает значимость личности, формирует у ребенка устойчивую
уверенность в своих силах.
В дополнительном образовании маленькому
творцу предоставляется
возможность созидать, развиваться и наслаждаться
результатами своего труда, плодами своей мысленной работы, выпестованной и
воплощенной. Поскольку природная одаренность – это всего лишь потенциал,
для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное
развитие способностей детей, требующей как самостоятельной, так и работы в
коллективе.
Раннее
выявление,
обучение
и
воспитание
одарённых
детей
составляет
одно
из
перспективных
направлений
развития
системы
дополнительного
образования,
одновременно
являясь
одним
из
ведущих
факторов социализации и творческой самореализации личности.
Библиографический список
1. Гордеева Т.О. "Мотивационные предпосылки одаренности", М.:2011.
И.Сашина
Пермский край
п.Октябрьский
Библиографический список