Автор: Султанова Гаухария Исмагиловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж имени Б.М. Мамбеткулова
Населённый пункт: г. Сибай Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее профессиональное
Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка и литературы
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и
технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические
навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся,
формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в
новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий,
реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии,
рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к
информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и
дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения,
построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником
образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс
позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп
урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и
провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать
урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я
сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их
культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение
предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с
другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль
проводника
знаний,
своего
рода
«навигатора»,
помогающего
учащимся
ориентироваться
в
безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить
оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е.
«навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к
различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ
развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные
технологии (ИКТ).
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения,
активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как
средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств,
от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную
систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует
участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы,
кординально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и
иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного
процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями
для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного)
правила. В обучающих программах используются разнообразные формы наглядности, которые
способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала (в виде
таблиц, схем, опорных конспектов) и демонстрируют не только статичную информацию, но и
различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука,
пиктографии, «оживления» иллюстраций и пр. (это качественно новый уровень применения
объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность
учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и
навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую
на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных
технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может
использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл,
на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии,
коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы,
эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также
могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя
времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для
выступающего)
и
наглядность
(для
слушателя).
Учитель
может превратить
презентацию в
увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация
может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность
учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению
уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:
• информационной поддержки;
• иллюстрирования; •
использования разнообразных упражнений;
• экономии времени и материальных средств; •
построения канвы урока; •
расширения образовательного пространства урока.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: •
концентрация внимания; •
включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; •
повышение интереса к изучению предмета;
• возрастание мотивации к учёбе.
Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические
правила
при
помощи
компьютера.
Значительно
разнообразят
объяснение
нового
материала
динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые
программы позволяют объективно оценить знания учеников. Построение схем, таблиц в презентации
позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой
активизируют
внимание
учащихся,
формируют
орфографическую
зоркость.
Использование
кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес
к уроку; делают урок более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.
Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции
должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание,
учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция
связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство
ученика».
Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами
по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.
Как я использую возможности компьютера, хочу показать на примере урока в 7 классе по теме
«Образование и правописание наречий». По типу это урок систематизации и обобщения изученного
материала.
На
уроке
наряду
с
традиционными
таблицами,
разноуровневыми
карточками
для
индивидуальной работы использовалась презентация.
В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания. Такая
презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как
включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.
Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского
языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают
традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные
ключевые компетентности.
На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-
информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют
презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать
и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с
компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только
экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои
возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе
Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1) значительно сэкономить время на уроке;
2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;
3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
Такие уроки разработаны практически по всем предметам школьного курса. Дети очень любят занятия
в кабинете информационных технологий. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются
яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными
тестами.
Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты –
все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений
Онегин» с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина
«Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться
романсом «Я помню чудное мгновенье».
На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, звучит романс «И скучно, и
грустно». Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и
творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в
котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они
обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».
Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды,
криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. Интересный материал
находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с
компьютерной анимации «Древо русской литературы».
Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся,
позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.
Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость обучения детей работе с
тестовыми заданиями. Решение видится в использовании ИКТ. Начиная работать с детьми пятого
класса, есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕГЭ.
О продуктивности системы работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся через
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы свидетельствуют высокие результаты
итоговой аттестации в 11 классе. В 2005/06 учебном году результатом ЕГЭ по русскому языку стало
качество обученности 70%, в 2008/09 учебном году средний балл – 60 при общей успеваемости – 100%,
а также экзамен по литературе в 9 классе – качество 86%. Выпускники выбрали защиту реферата как
форму
итоговой
аттестации.
Экзаменационной
комиссии
учащиеся
представили
свои
исследовательские
работы,
которые
сопровождалась
компьютерной
презентацией.
Это
свидетельствует о сформированности коммуникативной компетенции выпускников.
Я применяю компьютер и на уроках, и во внеклассной работе по русскому языку и литературе
(Классные часы, «Театральная студия «Маски»), и в исследовательской работе («Шаг в будущее»).
Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ,
статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет,
создают тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью
компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал.
Таким образом использование ИТ положительно влияет на качество учебного процесса. Использование
ИТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся,
повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более
осмысленному
изучению
материала,
приобретению
навыков
самоорганизации,
превращению
систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и
интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень
рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
предъявления
учебной
информации. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому
раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном
процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их
выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при
этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию рефлексии у
обучающихся. Обучающая программа дает возможность ученикам наглядно представить результат
своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные
технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках
одной
программы
тексты,
графику,
звук,
анимацию,
видеоклипы,
высококачественные
фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает
телевизионному: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно -
энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) закрепление изложенного
материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, н.: «КМ-школа»); 3) система контроля и
проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы н.: «Фраза»); 4) самостоятельная
работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по
методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций,
использование современных Интернет-технологий; 7) тренировка конкретных способностей учащегося
(внимание, память, мышление и т.д.). Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1)
повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных
информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и
интеллектуальной
составляющих
учебной
деятельности;
3)
интеграция
различных
видов
образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных
технологий
обучения
к
индивидуальным
особенностям
обучаемого;
5)
разработка
новых
информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности
обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного
применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в
обучении;
7)
разработка
информационных
технологий
дистанционного
обучения;
8)
совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Конечно, важным для любого учителя являются возможности, которые предоставляет ему школа для
проведения уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В нашей школе
функционируют четыре кабинета информатики с компьютерами и мультимедийными проекторами, то
есть созданы условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского
языка и литературы через использование ИКТ. Тем не менее, хочется надеяться, что в скором времени
у каждого методического объединения появится компьютерное место, которое, кроме ПК, будет
оборудовано проектором и экраном.