Напоминание

Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка и литературы


Автор: Султанова Гаухария Исмагиловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж имени Б.М. Мамбеткулова
Населённый пункт: г. Сибай Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка и литературы

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и

технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические

навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся,

формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в

новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий,

реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии,

рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к

информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и

дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения,

построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником

образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс

позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп

урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и

провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать

урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я

сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их

культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение

предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с

другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль

проводника

знаний,

своего

рода

«навигатора»,

помогающего

учащимся

ориентироваться

в

безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить

оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е.

«навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к

различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ

развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные

технологии (ИКТ).

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения,

активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как

средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств,

от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную

систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует

участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы,

кординально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и

иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного

процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями

для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного)

правила. В обучающих программах используются разнообразные формы наглядности, которые

способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала (в виде

таблиц, схем, опорных конспектов) и демонстрируют не только статичную информацию, но и

различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука,

пиктографии, «оживления» иллюстраций и пр. (это качественно новый уровень применения

объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность

учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и

навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую

на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных

технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может

использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл,

на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии,

коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы,

эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также

могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя

времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для

выступающего)

и

наглядность

(для

слушателя).

Учитель

может превратить

презентацию в

увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация

может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность

учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению

уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

• информационной поддержки;

• иллюстрирования; •

использования разнообразных упражнений;

• экономии времени и материальных средств; •

построения канвы урока; •

расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: •

концентрация внимания; •

включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; •

повышение интереса к изучению предмета;

• возрастание мотивации к учёбе.

Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические

правила

при

помощи

компьютера.

Значительно

разнообразят

объяснение

нового

материала

динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые

программы позволяют объективно оценить знания учеников. Построение схем, таблиц в презентации

позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой

активизируют

внимание

учащихся,

формируют

орфографическую

зоркость.

Использование

кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес

к уроку; делают урок более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.

Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции

должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание,

учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция

связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство

ученика».

Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами

по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

Как я использую возможности компьютера, хочу показать на примере урока в 7 классе по теме

«Образование и правописание наречий». По типу это урок систематизации и обобщения изученного

материала.

На

уроке

наряду

с

традиционными

таблицами,

разноуровневыми

карточками

для

индивидуальной работы использовалась презентация.

В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания. Такая

презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как

включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского

языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают

традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные

ключевые компетентности.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-

информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют

презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать

и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с

компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только

экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои

возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе

Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

Такие уроки разработаны практически по всем предметам школьного курса. Дети очень любят занятия

в кабинете информационных технологий. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются

яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными

тестами.

Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты –

все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений

Онегин» с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина

«Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться

романсом «Я помню чудное мгновенье».

На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, звучит романс «И скучно, и

грустно». Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и

творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в

котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они

обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».

Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды,

криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. Интересный материал

находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с

компьютерной анимации «Древо русской литературы».

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся,

позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость обучения детей работе с

тестовыми заданиями. Решение видится в использовании ИКТ. Начиная работать с детьми пятого

класса, есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕГЭ.

О продуктивности системы работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся через

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы свидетельствуют высокие результаты

итоговой аттестации в 11 классе. В 2005/06 учебном году результатом ЕГЭ по русскому языку стало

качество обученности 70%, в 2008/09 учебном году средний балл – 60 при общей успеваемости – 100%,

а также экзамен по литературе в 9 классе – качество 86%. Выпускники выбрали защиту реферата как

форму

итоговой

аттестации.

Экзаменационной

комиссии

учащиеся

представили

свои

исследовательские

работы,

которые

сопровождалась

компьютерной

презентацией.

Это

свидетельствует о сформированности коммуникативной компетенции выпускников.

Я применяю компьютер и на уроках, и во внеклассной работе по русскому языку и литературе

(Классные часы, «Театральная студия «Маски»), и в исследовательской работе («Шаг в будущее»).

Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ,

статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет,

создают тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью

компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал.

Таким образом использование ИТ положительно влияет на качество учебного процесса. Использование

ИТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся,

повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более

осмысленному

изучению

материала,

приобретению

навыков

самоорганизации,

превращению

систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и

интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень

рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Информационные

технологии

значительно

расширяют

возможности

предъявления

учебной

информации. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому

раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном

процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их

выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при

этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию рефлексии у

обучающихся. Обучающая программа дает возможность ученикам наглядно представить результат

своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные

технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках

одной

программы

тексты,

графику,

звук,

анимацию,

видеоклипы,

высококачественные

фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает

телевизионному: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно -

энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) закрепление изложенного

материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, н.: «КМ-школа»); 3) система контроля и

проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы н.: «Фраза»); 4) самостоятельная

работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по

методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций,

использование современных Интернет-технологий; 7) тренировка конкретных способностей учащегося

(внимание, память, мышление и т.д.). Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1)

повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных

информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и

интеллектуальной

составляющих

учебной

деятельности;

3)

интеграция

различных

видов

образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных

технологий

обучения

к

индивидуальным

особенностям

обучаемого;

5)

разработка

новых

информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности

обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного

применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в

обучении;

7)

разработка

информационных

технологий

дистанционного

обучения;

8)

совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

Конечно, важным для любого учителя являются возможности, которые предоставляет ему школа для

проведения уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В нашей школе

функционируют четыре кабинета информатики с компьютерами и мультимедийными проекторами, то

есть созданы условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского

языка и литературы через использование ИКТ. Тем не менее, хочется надеяться, что в скором времени

у каждого методического объединения появится компьютерное место, которое, кроме ПК, будет

оборудовано проектором и экраном.



В раздел образования